Приемы работы со стихотворным текстом для развития диалогической и монологической речи.


Приемы работы со стихотворным текстом для развития
диалогической и монологической речи.
«Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету» . К.Д. Ушинский писал:
На сегодняшний деньобразная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое, в речи детей существует множество проблем.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности , быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес , увлечь их , раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый вид деятельности-игру.
Сначала я в своей практике по обучению детей выразительному чтению стихотворений казахстанских авторов, например: «Привычки кота»», «Ослик пляшет», « Игрушки» М. Алимбаева, «Юрта « К.Баянбаева подбирала яркие и образные картинки к каждому сюжету, отражающему смысл содержания. Дети стали намного успешнее запоминать текст стихотворения, с удовольствием декламировали его перед сверстниками .Это было эффективно , но не к каждому стихотворению можно найти подходящую картинку , а некоторые стихотворения включают в себя содержание в котором очень много образов, воспроизвести порядок которых бывает очень сложно. Что затрудняет запоминание текста. Одним из таких стихотворений стало стихотворение «Дети земли» А.Дуйсенбиева. Для того чтобы облегчить запоминание текста , я решила использовать символы.
Хорошо известно , что язык мозга-это образы., и прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке. Он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы , которые позволят ребенку общаться с мозгом и будут кодировать информацию? Для этого я использовала метод мнемотехники автором которого был учитель риторики и поэт Симонид- основоположник нового метода запоминания , согласного которого для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности доставать (находить) его. Учение состояло из двух важных понятий –ассоциация и фон. Ассоциация- мысленная связь между двумя предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких- то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем , что вам хорошо знакомо.
Мнемотехника- система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организации учебного процесса в виде игры.
Для заучивания стихотворений я использовала основной «секрет» мнемотехники. Он очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов мозг воспроизводит все ранее соединенные образы .
Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми и эффективное запоминание структуры художественного произведения , сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие речи.
Как любая работа , мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей , превращает занятие в игру .В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память , и запоминание носит в основном непроизвольный характер .Зрительный же образ , сохранившийся у ребенка после прослушивания , сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1.Выразительное чтение стихотворения. Объяснить детям незнакомые или непонятные слова или выражения.
2.Сообщение , что это стихотворение дети будут учить наизусть. Сообщить автора произведения. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.Разобрать каждый квадрат мнемотаблицы. Или вместе с детьми подбирать(рисовать) элементы модели.
3.Вопросы по содержанию , помогают детям уяснить основную мысль.
4.Чтение отдельно каждой строчки стихотворения . Дети повторяют его с опорой на мнемотаблицу.
5.Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
6.Дети зарисовывают мнемотаблицу.
Используя мнемотаблицы как систему методов и приемов , обеспечивающих эффект запоминания стихотворений, сохранения и воспроизведения информации и развития речи я попутно способствовала развитию у детей:
-ассоциативного мышления -зрительной и слуховой памяти -воображения
Использование мнемотаблиц я применяла с детьми не только на занятиях по художественной литературе , но и на занятиях по ознакомлению с окружающим, в играх при составлении описательных рассказов.При первых знакомствах детей с мнемотаблицами я выполняла главное условие выделения смысловых звеньев сюжета произведения. Главное –передать условно- наглядную схему , изобразить так , чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности : любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному произведению.
Вот несколько образцов заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по –разному: Воробьева В.К называет эту методику сенсорно-графическими схемами, ТкаченкоТ.А. –предметно схематическими моделями, Глухов В.П.-блоками –квадратами, Большева Т.В.-коллажами,Ефименкова Л.Н. - схемой составления рассказов.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом дляпоследовательной передачи содержания стихотворения.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на:
-развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи
–перекодирование информации , т. е преобразование из абстрактных символов в образы
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
При ознакомлении детей с художественной литературой и при знакомстве с поэзией для выразительного чтения стихотворений я на занятиях использую метод мнемотехники. Вместе с детьми мы беседуем по тексту , рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При заучивании стихотворения М.Алимбаева «Все работы хороши»- дети сами под моим руководством учились выбирать нужные элементы модели. Последовательно их располагать в единую модельную цепь, которая была необходима для данного произведения.
Таким образом , постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе я давала готовые схемы , то на следующем-коллективно с детьми выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты. т.е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, которые дают возможность оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность ,т.е сам придумывает схему для того или иного слова или выражения создавая мнемотаблицы вместе, сообща.При заучивании стихов казахских поэтов мы использовали картинки и символы.
Используя этот метод, я заметила что:
-У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
-Появляется желание пересказывать тексты, придумывать истории
-Проявляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек-Словарный запас выходит на более высокий уровень
-Дети преодолевают робость , застенчивость ,учатся свободно держаться перед аудиторией.
Еще одним приемом работы со стихотворным текстом являются пиктограммы.
Пиктограммы –это рисуночное письмо , условное обозначение(символ) определенного слова. Суть заключается в том что , на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка (пиктограмма), изображающая действие, признак, наречие, предлог или предмет.Таким образом , все строки в стихотворении зарисовываются схематически.
Еще существует прием или метод заучивания стихотворения , который называется эйдос. Эйдос-это образ. Задача эйдос – научить детей фантазировать. Здесь нужно придумывать значок или символ для каждого слова в стихотворении.
Продумывая разнообразные модели работы со стихотворным текстом с детьми , необходимо только придерживаться следующих требований:
*модель должна отображать обобщенный образ предмета;
*раскрывать сущность в объекте;
*замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Выводы: Перечисленные приемы работы со стихотворением конечно же развивают речь детей . Так как , обсуждая и задумывая элементы мнемотаблиц, пиктограммы мы вовлекаем детей в беседу, разговор . Развивается диалогическая речь (между педагогом и ребенком , между детьми)и монологическая речь –дети высказывают свои мнения по поводу подбора элементов . Я считают такую работу важной и нужной и буду продолжать вести ее в своей группе.
Приемы работы со стихотворным текстом для развития диалогической и монологической речи.

С целью подготовки к педагогическому совету мною проана лизирована работа по развитию речи в течение 2014-2015,2015-2016 учебных годов которая ведется в логопедической группе «Красная шапочка». И сегодня я поделюсь опытом работы со стихотворным текстом для развития диалогической и монологической речи.
Слайд №1К.Д. Ушинский писал:
«Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету.
На сегодняшний деньобразная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое, в речи детей существует множество проблем.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности , быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес , увлечь их , раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый вид деятельности-игру.
Слайд№2,3,4,5 («Привычки кота», «Ослик пляшет».«Игрушки « М. Алимбаева, «Юрта» К.Баянбаева)
Сначала я в своей практике по обучению детей выразительному чтению стихотворений казахстанских авторов, например: «Привычки кота»», «Ослик пляшет», « Игрушки» М. Алимбаева, «Юрта « К.Баянбаева подбирала яркие и образные картинки к каждому сюжету, отражающему смысл содержания. Дети стали намного успешнее запоминать текст стихотворения, с удовольствием декламировали его перед сверстниками .Это было эффективно , но не к каждому стихотворению можно найти подходящую картинку , а некоторые стихотворения включают в себя содержание в котором очень много образов, воспроизвести порядок которых бывает очень сложно. Что затрудняет запоминание текста. Одним из таких стихотворений стало стихотворение «Дети земли» А.Дуйсенбиева. Для того чтобы облегчить запоминание текста , я решила использовать символы.
Слайд 6 «Дети земли»
Хорошо известно , что язык мозга-это образы., и прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке. Он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы , которые позволят ребенку общаться с мозгом и будут кодировать информацию? Для этого я использовала метод мнемотехники автором которого был учитель риторики и поэт Симонид- основоположник нового метода запоминания , согласного которого для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности доставать (находить) его. Учение состояло из двух важных понятий –ассоциация и фон. Ассоциация- мысленная связь между двумя предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких- то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем , что вам хорошо знакомо.
Слайд 7
Мнемотехника- система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организации учебного процесса в виде игры.
Для заучивания стихотворений я использовала основной «секрет» мнемотехники. Он очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов мозг воспроизводит все ранее соединенные образы .
Слайд 8
Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми и эффективное запоминание структуры художественного произведения , сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие речи.
Как любая работа , мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей , превращает занятие в игру .В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память , и запоминание носит в основном непроизвольный характер .Зрительный же образ , сохранившийся у ребенка после прослушивания , сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Слайд№
Этапы работы над стихотворением:
1.Выразительное чтение стихотворения. Объяснить детям незнакомые или непонятные слова или выражения.
2.Сообщение , что это стихотворение дети будут учить наизусть. Сообщить автора произведения. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.Разобрать каждый квадрат мнемотаблицы. Или вместе с детьми подбирать(рисовать) элементы модели.
3.Вопросы по содержанию , помогают детям уяснить основную мысль.
4.Чтение отдельно каждой строчки стихотворения . Дети повторяют его с опорой на мнемотаблицу.
5.Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
6.Дети зарисовывают мнемотаблицу.
Слайд№10
Используя мнемотаблицы как систему методов и приемов , обеспечивающих эффект запоминания стихотворений, сохранения и воспроизведения информации и развития речи я попутно способствовала развитию у детей:
-ассоциативного мышления -зрительной и слуховой памяти -воображения
Использованиемнемотаблиц я применяла с детьми не только на занятиях по художественной литературе , но и на занятиях по ознакомлению с окружающим, в играх при составлении описательных рассказов.При первых знакомствах детей с мнемотаблицами я выполняла главное условие выделения смысловых звеньев сюжета произведения. Главное –передать условно- наглядную схему , изобразить так , чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности : любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному произведению.
Вот несколько образцов заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц.
Слайды№ 11, 12,13, …… ( различные стихотворения с мнемотаблицами)
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по –разному: Воробьева В.К называет эту методику сенсорно-графическими схемами, ТкаченкоТ.А. –предметно схематическими моделями, Глухов В.П.-блоками –квадратами, Большева Т.В.-коллажами,Ефименкова Л.Н. - схемой составления рассказов.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом дляпоследовательной передачи содержания стихотворения.
Слайд № 15
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на:
-развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи
–перекодирование информации , т. е преобразование из абстрактных символов в образы
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
При ознакомлении детей с художественной литературой и при знакомстве с поэзией для выразительного чтения стихотворений я на занятиях использую метод мнемотехники. Вместе с детьми мы беседуем по тексту , рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При заучивании стихотворения М.Алимбаева «Все работы хороши»- дети сами под моим руководством учились выбирать нужные элементы модели. Последовательно их располагать в единую модельную цепь, которая была необходима для данного произведения.
Слайд№16 « Все работы хороши»
Таким образом , постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе я давала готовые схемы , то на следующем-коллективно с детьми выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты. т.е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, которые дают возможность оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность ,т.е сам придумывает схему для того или иного слова или выражения создавая мнемотаблицы вместе, сообща.При заучивании стихов казахских поэтов мы использовали картинки и символы.
Слайд 17, 18, 19 «Яблоко», «Шубат», «Приметы осени».
Слайд№20
Используя этот метод, я заметила что:
-У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
-Появляется желание пересказывать тексты, придумывать истории
-Проявляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек
-Словарный запас выходит на более высокий уровень
-Дети преодолевают робость , застенчивость ,учатся свободно держаться перед аудиторией.
Еще одним приемом работы со стихотворным текстом являются пиктограммы.
Слайд№21
Пиктограммы –это рисуночное письмо , условное обозначение(символ) определенного слова. Суть заключается в том что , на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка (пиктограмма), изображающая действие, признак, наречие, предлог или предмет.Таким образом , все строки в стихотворении зарисовываются схематически.
Слайды№22, 23. 24
Еще существует прием или метод заучивания стихотворения , который называется эйдос. Эйдос-это образ. Задача эйдос – научить детей фантазировать. Здесь нужно придумывать значок или символ для каждого слова в стихотворении.
Продумывая разнообразные модели работы со стихотворным текстом с детьми , необходимо только придерживаться следующих требований:
*модель должна отображать обобщенный образ предмета;
*раскрывать сущность в объекте;
*замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Выводы: Перечисленные приемы работы со стихотворением конечно же развивают речь детей . Так как , обсуждая и задумывая элементы мнемотаблиц, пиктограммы мы вовлекаем детей в беседу, разговор . Развивается диалогическая речь (между педагогом и ребенком , между детьми)и монологическая речь –дети высказывают свои мнения по поводу подбора элементов . Я считают такую работу важной и нужной и буду продолжать вести ее в своей группе.Рекомендации :
Воспитателям всех групп :
- в целях успешного освоения детьми и эффективного запоминания структуры художественного произведения использовать приемы работы с сенсорно-графическими схемами, ТкаченкоТ.А. –предметно схематическими моделями, Глухов В.П.-блоками –квадратами, Большева Т.В.-коллажами,Ефименкова Л.Н. - схемой составления рассказов, пиктограммами, мнемотаблицами.
ЖуковскийЖаворонокНа солнце темный лес зардел,В долине пар белеет тонкий,И песню раннюю запелВ лазури жаворонок звонкий.Он голосисто с вышиныПоет, на солнышке сверкая:«Весна пришла к нам молодая,я здесь пою приход весны!»

ПирогП.Воронько
Падал снег на порог,Кот слепил себе пирог,А пока лепил и пёкРучейком пирог утёк.Пироги себе пекиНе из снега – из муки.

.Н.Нищева “Ёлочка” .

Перед нами ёлочка:Шишечки, иголочки.Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки. Н. Нищева

"Осень, осень" (для детей старшей группы)Осень, осень к нам идет,Что же осень нам несет?Листики цветные,Ягоды лесные,Овощи к обеду,Много туч на небе.
ХозяйкаХозяйка однажды с базара пришла,Хозяйка с базара домой принесла:Картошку, капусту, морковь, горох,Петрушку и свеклу, ох!Накрытые крышкой, в душном горшкеКипели, кипели в крутом кипятке:Картошка, капуста, морковь, горохПетрушка и свекла, ох!И суп овощной оказался неплох!(Ю. Тувим) 

Листопад (для детей подготовительной группы)
Падают, падают листья,В нашем саду листопад.Желтые, красные листьяПо ветру вьются, летят.