Выступление.на выездном заседании Республиканского Совета «Родной язык» (2007 г.) О деятельности фольклорных кружков в системе дополнительного образования.

Выступление.на выездном заседании Республиканского Совета «Родной язык» (2007 г.)
О деятельности фольклорных кружков в системе дополнительного образования.
Почти 25 лет я преподаю калмыцкий язык и литературу. И могу сказать, что обучение родному языку нельзя ограничивать только рамками урока. Кружковая работа особенно важна и нужна в условиях, когда часов по калмыцкому языку катастрофически не хватает, и языковая среда в современной семье не в пользу развития родного языка. Да и калмыцкую речь дети слышат только от учителя калмыцкого языка.
Руководителем фольклорного кружка впервые я стала в сельской школе (90-е годы). Свой первый кружок назвала «Алтн булг». Название кружка возникло из калмыцких пословиц: «Алтн шорад даргддго» («Золото в пыли не теряется»); «Усна экн-булг» («Воды берут начало из родника»). /В данное время веду фольклорный кружок «Цагда» на общественных началах/.
Поистине, наши дети - «алтн» (золото) - способны и талантливы, главное - найти их и раскрыть. Таких кружков, как наш «Алтн булг», в республике немало, и все вместе – как родники-«Булг» стекаются в одну реку, в одно русло – к возрождению родного языка.
Хотелось бы отметить, что итогом кружковой работы являлось то или иное театрализованное представление. Составление сценария – работа не из легких. Надо перечитать и пересмотреть много материала – книги, журналы, всевозможные сборники, словари, периодическую печать. Любое представление должно быть последовательным, цельным и логически завершенным. Даже концертная программа составлялась так, чтобы все номера были связаны друг с другом, и звучала общая тематика. И одним из важных моментов деятельности школьного кружка – это то, что ведущими всех представлений становились сами дети. Таким образом, дети учились самостоятельности.
В первый сборник «СурkлSгин керг-__лдврин сценарьм_д» вошли сценарии только на калмыцком языке. Во втором сборнике сценарии на русском и калмыцком языках. О том, как составлялись сценарии и что надо учитывать при их составлении, говорилось в предисловии к сборнику к каждому представлению.
В целом кружковая работа имела свои определенные успехи. Это – призовые места в районных конкурсах с представлениями, награды отдельных участников.
Некоторые сценарии были опубликованы в республиканских газетах и журналах: «Хальмг _нн», «Байрта», «Байр».
При работе с детьми, как на уроках – так и в кружковой деятельности - надо их учить - добиваться успеха, т.е. нацеливать на конечный результат. Дать понять школьникам, что они могут достичь хороших результатов в том случае, если они для этого выполняют определенные задачи, ставят перед собой цель. И для каждого своя планка высоты и своя мотивация успеха. И от представления к представлению, учитывая их опыт поднималась планка.
В свой кружок я старалась брать всех желающих с разных классов. Для меня нет неталантливых детей. У каждого ребенка свои индивидуальные способности, свой характер, возможности. И при составлении сценария, при подборе материала – я искала или подбирала роль для каждого участника. Пусть хоть одну строчку – но он должен сказать в спектакле и почувствовать себя причастным к общему празднику. В общем, сценарии писались под конкретных участников спектаклей. Некоторые представления приходилось ставить несколько раз. И каждый раз приходилось обновлять сценарий - сокращать что-то, добавлять что-то в зависимости от темы и цели, а также от смены тех или иных участников. Это ведь не профессиональные актеры, а дети делающие первые шажочки на сцене.
Например, для тех, кому трудно произносить редуцированные гласные, подбирала слова – где преобладают полные гласные; приходилось менять окончания или суффиксы и даже стиль текста. К примеру, сценарий «Долда».
Учитывая, что маленькие дети легче усваивают текст в стихотворной форме, заменила прозу на стихи. Так в спектакле «Долда» пришлось слова ведущего оставить только в начале и в конце сказки. А по ходу пьесы, вместо слов автора, появление животных сопровождаются песенками. Также в спектакле «Fолмд» появлению каждого персонажа предшествуют песенки о них, которые исполнялись хором мальчиков.
В спектакле «Цаkана боорцг», где девочки (6-8 кл.) говорят о том, что символизируют «боорцоки», слова тоже заменены четверостишиями. Теперь существуют вторые варианты школьных спектаклей «Fолмд», «Долда», «Цаkана боорцг».
Мои «кружковцы» перейдя в средние и старшие классы продолжали участвовать в школьных мероприятиях и их выступления становились увереннее. При участии в районных конкурсах, находясь с детьми в зрительном зале до своего выступления, мы с детьми не упускали случая - проанализировать выступления других конкурсантов.
Вначале даю им возможность «покритиковать» других конкурсантов. Но потом, задаю вопросы, где и почему конкурсанты допустили ошибки, что помешало им. А смогут ли сами они (наши участники) выступить хорошо.
Одно дело – сидеть в зале, совсем другое – выступать на сцене перед огромной аудиторией. Ведь надо преодолеть волнение, и даже страх, надо суметь взять себя в руки и достойно выступить.
Следует отметить, такие воспитательные моменты – очень важны и для учителя и для учеников. Анализ своего выступления был обязательным в работе кружка. Успех успехами, а промахи и ошибки учитывались при последующих выступлениях.
Немаловажное значение имело и то, что в некоторых представлениях участникам не меняли свои имена (Петя, Вика, Боря, Кермен, Эльза, и т.д.).
Во 1-х, перевоплощаться в своих героев (таких же мальчишек или девчонок) интереснее; во 2-х, когда свои родные имена звучат со сцены – приятно всем – и родителям, и участникам.
И ещё одной из задач моей кружкой работы было помочь детям преодолеть какие-то свои комплексы, превратить их «недостатки» (на взгляд детей) в их преимущества для определенной роли в наших спектаклях. Надо сказать, что «кружковцы» научились выходить из любой ситуации (возникающей на сцене) достойно.
В общем, и в целом, кружковая деятельность с детьми ставит перед руководителем несколько целей:
Обучение детей калмыцкой разговорной речи.
Ознакомление и обучение детей с разными жанрами калмыцкого фольклора.
Ознакомление детей с традициями и обычаями калмыцкого народа.
Выявление творческих способностей каждого участника: развитие их умений – петь, танцевать, рисовать, декламировать и т.д., учитывая их возраст.
5) Воспитание у детей чувства гордости за свои корни, чувства ответственности за себя и других, развитие их целеустремленности.
Такие цели и задачи делают работу кружков по родному языку важными и значимыми. Ведь каждый раз, встречи вне урока, во время репетиций дети учатся решать свои задачи сообща. Общие успехи или неудачи, радости или печали и многое другое дают результаты в обучении калмыцкому языку в частности и в воспитании в целом.
В заключении, хотелось акцентировать внимание на том, что именно театрализованные представления, способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. В процессе театрализованной игры у детей развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключается развивающие возможности театрализованных действий в духовно-нравственном воспитании школьников.
/город Лагань 2007год/


15