Конспект урока по географии «Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа России»


Конспект урока по географии в 8 классе Тема урока: «Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа России» Цель: сформировать знания о процессах, формирующих рельеф России. Задачи: - обучающие: познакомить учащихся с понятиями «экзогенные» и « эндогенные» процессы; - развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником и таблицами, картами атласа;- воспитательные: прививать любовь к красоте родной природы. Планируемые результаты:- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картами атласа для исследования;- предметные: знать основные формы рельефа, сформированные внутренними и внешними процессами, их размещение по территории России. Универсальные учебные действия:- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Тип урока: комбинированный. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, физическая карта России
Структура и ход урока
№ этапа урока п/п Деятельность
учителя ученика
Этап 1. Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Приветствие учителя, готовность к уроку.
Этап 2. Проверка домашнего задания 1. Индивидуальная работа по карточкам на основе контурных карт (приложение 1)- 3 чел.2.Вспомните: Каковы характерные черты рельефа России?3 Закончите фразу:
- самые высокие горы России- это…
- самые длинные горы России – это…
- гора Белуха – это наивысшая точка…
- 5462 м – это высота горы…
- на Кольском полуострове расположены невысокие горы…
- в рельефе России преобладают….
- выход кристаллического фундамента платформы на поверхность называют…
4.Географическая разминка. ( 1 чел)Показать 10 форм рельефа по выбору учащихся класса. Вспоминают изученный ранее материал (П).
Работают с картами атласа( П)
Этап 3. Актуализация опорных знаний по теме «Основные формы рельефа России» -Вспомните, что такое рельеф?
-Какие формы рельефа вы знаете?
-Что происходит с рельефом во времени?
Действительно, на формирование рельефа влияют разнообразные процессы, происходящие, как внутри земной коры, так и на ее поверхности.
Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует Вспоминают изученный ранее материал (П)
Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
Этап 4. Целеполагание Объявление темы урока.Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
Предоставляет материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.(Приложение) Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)
Этап 5. Знакомство с новой темой. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
- найти в тексте учебника и узнать информацию о том, на какие группы можно разделить эти процессы? Как они называются?
- задаёт вопросы (Приложение)
Стимулирует активное участие всех детей в процессе урока, демонстрируя презентацию.
Активизирует практическую деятельность посредством выполнения задания в контурной карте. Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод и запись в схему (П , Р, К)
Практикум: работают в контурных картах. (П,Р,К.)
Этап 6. Рефлексия
(итог урока) Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
Делают выводы, анализируя составленную схему по теме урока, выполняют проверочную работу и осуществляют самопроверку (Р,Л,П)
Этап 7. Домашнее задание Комментирует д/з : П. 14, подготовить презентацию или сообщение по теме: « Негативные последствия хозяйственной деятельности человека « Записывают домашнее задание
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.

Приложения к уроку.I. Организационный моментII. Проверка домашнего задания. (10 мин.)1. Индивидуальная работа по карточкам на основе контурных карт (приложение 2)- 3 чел.2. Ответить на вопрос:- Каковы характерные черты рельефа России?3. Закончите фразу:- самые высокие горы России- это…- самые длинные горы России – это…- гора Белуха – это наивысшая точка…- 5462 м – это высота горы…- на Кольском полуострове расположены невысокие горы…- в рельефе России преобладают….- выход кристаллического фундамента платформы на поверхность называют…*4. Географическая разминка. ( 1 чел)Показать 10 форм рельефа по выбору учащихся класса.III. Актуализация знаний (5 мин)-Вспомните, что такое рельеф? -Какие формы рельефа вы знаете?-Что происходит с рельефом во времени?Действительно, на формирование рельефа влияют разнообразные процессы, происходящие, как внутри земной коры, так и на ее поверхности.IV. Целеполагание.Тема нашего сегодняшнего урока «Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа России». И оформим мы её сегодня в виде схемы, которую будем заполнять в течение всего урока. (В процессе объяснения нового материала в тетрадях учащихся и на доске заполняется данная схема)

ЭНДОГЕННЫЕ (внутренние) ЭКЗОГЕННЫЕ (внешние)
2626360156210ледник
00ледник
3766185197485ветер
00ветер
4566284197485Текучиеводы
00Текучиеводы
5882004121285Деятельностьчеловека
00Деятельностьчеловека
-648187244327неотектонические
00неотектонические
1116419161216Землетрясениявулканы
00Землетрясениявулканы
319415365189400330047965125900↙ ↘ ↙ ↙ ↘ ↘
39058853295650042570403092450028968702724150022612352755900066985131995100
7181850927100066535301917700060534551111250054330601822450047110659715500-1913862148700
V.Знакомство с новой темой.Работа с учебником, стр. 63. На какие группы можно разделить эти процессы? Как они называются?(запись в схему) Какие движения земной коры называют неотектоническими? Какими они могут быть?(запись в схему)А. Эндогенные процессы.Давайте проанализируем карту на рисунке 20, стр.63 учебника. Определите районы сильных и слабых поднятий, опусканий земной коры. Какие формы рельефа соответствуют им на физической карте?Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа значительную роль играют землетрясения и вулканы.- Где на территории России расположены зоны землетрясений и вулканов?(обозначить в к\к)- Какой вулкан самый высокий, где он находится?
При извержении вулканов образуются вулканические конусы, лавовые плато. Давайте посмотрим, что является следствием этих эндогенных процессов. ( СЛАЙД 2-4)Б. Экзогенные процессы.Одним из самых масштабных явлений в четвертичный период было древнее покровное оледенение. В Евразии его центрами были Скандинавские горы, Полярный Урал, плато Путорана и горы Бырранга. Под действием 3 км толщи льда, ледник начал понемногу «сползать» на юг. Рельеф прилегающей территории стал сильно изменяться.(заполнение схемы)Анализ рисунка 23 на стр.67 учебника.СЛАЙД 5-7. «Бараньи лбы»СЛАЙД 8-11. Озерные котловины.СЛАЙД 12-13 МореныСЛАЙД 14-15 Зандровые равнины-Для каких районов России будет характерен ледниковый рельеф? Активную роль в формировании рельефа засушливых районов играет ветер.(заполнение схемы)СЛАЙД 16-19 Дюны и барханыДанный рельеф характерен для Прикаспийской низменности, территории Анапы и Куршской косы.Свою разрушительную работу ведут и текучие воды (заполнение схемы). К эрозионным формам рельефа относят речные долины, овраги (рис.21),балки. СЛАЙД 19В нашем 21 веке уже повсеместно встречаются антропогенные ландшафты. Деятельность человека сейчас настолько активна, что нагрузка на природу с каждым годом увеличивается и в районах активной хозяйственной деятельности человека появляется новый антропогенный рельеф.(заполнение схемы)
СЛАЙД 20-21 Терриконы СЛАЙД 22-23 Карьеры СЛАЙД 24 ТоннелиVI. Рефлексия (подведение итогов). СЛАЙД 25-261. КАРЬЕРЫ,ШАХТЫ2. МОРЕНЫ3. ДОЛИНЫ РЕК4. ЛАВОВЫЕ ПЛАТО А. ЭНДОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ5. РАЗЛОМЫ6. ОЗЕРНЫЕ КОТЛОВИНЫ 7. ТОННЕЛИ Б. ЭКЗОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ8. БАРАНЬИ ЛБЫ9.БАРХАНЫ, ДЮНЫВыставление оценок. VII.Домашнее задание. П. 14, подготовить презентацию или сообщение по теме: Негативные последствия хозяйственной деятельности человека