План — конспект открытого урока по литературному чтению по теме Обобщающий урок по теме Литературные сказки. Урок — игра (4 класс)


План - конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «д» классе
тема: Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Урок – игра «Знаем и понимаем».
Учитель: Фадеева Г. А.
МБОО СОШ № 10 г. Лобня
2016 – 2017 уч. год
Тема: Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Урок – игра «Знаем и понимаем».
Цели: расширить знакомство с классической литературой; увлечь чтением литературных сказок; обобщить знания детей по изученному разделу; воспитывать умение работать сообща; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся; формировать и развивать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; метапредметные: регулятивные – формулирование учебной задачи урока, совместное планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, познавательные – анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли, комммуникативные – ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношение к родной литературе и близким людям.
Оборудование: презентация, портреты писателей, иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями.
Ход урока:
Орг. момент: (презентация – на экране всплывают по две строчки стихотворения)
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник.
А для детской души,
Это нить Ариадны,
Что ведёт их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком
И быть верным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
(Появляется всё стихотворение целиком)
Уч - ль: Действительно, всему этому учат вас книги, всему этому учат детей с самого раннего детства и сказки.
- Сегодня мы говорим о … (сказках).
2. Ведение в тему урока:
- А что мы знаем о сказках? Какие бывают сказки?
- Каковы структурные особенности сказки, как литературного, художественного жанра?
3. Работа по теме урока:
а) Структура и виды сказок:
В ходе беседы, проводимой учителем, выясняется, какие бывают виды сказок, каковы структурные особенности сказки и составляются схемы:
Виды сказок
1200486223109Сказки
00Сказки

3954444932105О животных
00О животных
1792082931657Волшебные
00Волшебные
-370504910403Бытовые
00Бытовые
3254786189304Литературные
00Литературные
264235168162Народные
00Народные

- Приведите примеры народных и авторских, литературных сказок.
- Приведите примеры бытовых, волшебных и сказок о животных.
- Возможно ли переплетение, смешение этих видов в одной сказке? Приведите пример.
- Виды сказок мы вспомнили. А каковы структурные, литературные особенности сказок?
1609277294005Сказка
00Сказка
2. Структура сказки
1888490163830Основная часть
00Основная часть
3922171163906Концовка

00Концовка

-36756163456Зачин
00Зачин


- Приведите примеры зачинов в сказке. Приведите примеры концовок в сказках.
41370251043940Троекратные повторения
00Троекратные повторения
19532601043940Добро побеждает зло Зло наказывается00Добро побеждает зло Зло наказывается-1549771044014Герой сказки – положительный персонаж
00Герой сказки – положительный персонаж
3. Особенности сказки
156527568580Сказка
00Сказка

б) Нравственное значение сказок:
- Именно эти особенности сказки делают её тем универсальным инструментом, который так любят писатели и поэты, выбирая её как форму, в которую они так умело облекают свои идеи.
- Ведь какова цель любого художника, и художника слова тоже? Его цель донести какую – то идею до людей. Идею добра, просветления, душевного очищения… Сказка, как нельзя более подходит для воспитания в человеке, особенно в маленьком человеке, любви, уважения, честности, доброты, красоты, веры в себя, в людей, верности…- Всему этому учит маленького человека сказка, в конечном счёте, сказка учит отличать добро и зло, понимать, что хорошо, а что плохо, что достойно, а что недостойно. Этому учит народная сказка, этому учат и литературные сказки, о которых мы говорим.
- Ведь не секрет, что авторские сказки, зачастую, прорастают из народных сказок, преданий, сказаний любого народа. Они впитаны автором, творчески перерабртаны им.
- Вспомним, о каких литературных сказках мы говорили, чему хотели нас научит их авторы?
- Какие литературные сказки вы знаете? (Сказки Пушкина)
В ходе беседы, обмена мнениями делаются выводы о том, чему учат сказки Пушкина, Ершова, Лермонтова.
«Сказка о попе и работнике его Балде» высмеивает жадность и воспевает народную смекалку и трудолюбие.
«Сказка о рыбаке и рыбке» обличает и высмеивает неблагодарность, жадность, тщеславие и высокомерие.
А «Сказка о золотом петушке» говорит о высокой ответственности и долге людей, наделённых высшей государственной властью. И какими бедами оборачивается для государства, когда личные желания и прихоти этих людей берут верх над долгом и ответственностью.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» обличает зависть, показывает, на какие низкие поступки толкает она людей и к чему приводит. И в тоже время воспевает такие качества, как скромность и верность в женщине, верность, настойчивость, силу и ответственность в мужчине.
- А всеми любимая «Сказка о царе Салтане …», чему учит она? Что зависть приводит к предательству, а бескорыстие, верность, настойчивость к счастью. А счастье делает человека великодушным. И великодушие к врагам говорит не о слабости человека, а его силе. Почему?
- Вспомним сказку Петра Павловича Ершова «Конёк Горбунок». Как вы думаете, чему учит она?
- А сказка Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик Кериб»?
- Чему же научили вас, прочитанные в последнее время литературные сказки. Какие это сказки?
(Сказка Владимира Фёдоровича Одоевского «Городок в табакерке», Всеволода Михайловича Гаршина «Сказка о жабе и розе», Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце» и Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»)
Подобным образом проводится беседа – рассуждение о смысле сказок, их нравственном значении.
4. Физминутка.
5. Продолжение работы по теме урока: игра – соревнование «Знаем и понимаем» (обобщение по разделу «Литературные сказки»).
- Сегодня мы заканчиваем изучение замечательного раздела «Литературные сказки». Мы уже выяснили значение и даже поговорили о смысле и нравственных ценностях этих сказок. А теперь я предлагаю провести небольшую игру – соревнование и выяснить, кто внимательнее и вдумчивее прочёл эти сказки и не только эти. Кто лучше знаком не только с самими сказками, но и с их авторами. Ведь в авторской сказке отражена и личность автора.
- По нашей традиции разделимся на команды, команда, занявшая первое место, зарабатывает «пятёрки», второе место – «четвёрки».
Класс делится на 3 команды: команда Василисы Премудрой, Ивана Царевича и Кощея Бессмертного (жребием). Назначаются капитаны команд и жюри – учитель, она же Баба Яга.
1 конкурс «Так всё начиналось»
- Мы уже упоминали, что сказка обычно начинается с зачина, с присказки. Вот и мы начнём с присказки. Ваша задача по начальным строчкам известным сказочных повестей определить, кто их автор и как они называются? (2 балла за полный ответ, 1 балл за неполный ответ)
«В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец». (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столярДжузеппе, по прозванию Сизый Нос». («Золотой ключик, или приключения Буратино» Толстой А.Н.)
«В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика пятого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся». (Лазарь Иосифович Лагин «Старик Хоттабыч»)
«За горами, за лесами,За широкими морями,Против неба — на землеЖил старик в одном селе». (Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»)
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек». (С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»)
«Негде, в тридевятом царстве,В тридесятом государстве,Жил-был славный царь Дадон». (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
«В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду — мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого». (Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
«Жил-был старый мельник, и было у него три сына. Когда мельник умер, он оставил сыновьям в наследство все свое небогатое имущество: мельницу, осла и кота». (Шарль Перро «Кот в сапогах»)
«Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами». (В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»)
2 конкурс «Кто из сказочных героев мог дать такое объявление?»
Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)
Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)
Освещаю без затрат любое помещение одним пером. (Жар – птица)
Охранное агентство «33 богатыря» - надёжная защита любого острова. (дядька Черномор)
Организую недорогие перелёты на диких утках. (Лягушка – путешественница. Нильс)3 конкурс «Загадки в пословицах и поговорках»
- Капитан команды раздаёт карточки с загадками и загадками в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово. Затем вспомнить, в какой из прочитанных на последних уроках сказке вы встречали этот предмет или героя, и доказать чтением отрывка. Отвечает один человек из команды.
Загадки про соловья
Серая птаха в лесу живет, Повсюду чудесным певцом слывет.
Знаете – кто эта певчая птица,Лучший певец всех лесов и полей?Это ворона? Кукушка? Синица?Меньше воробышка, он - …
Настолько здорово поёт,Что каждый сразу узнаёт.А с виду – маленькая птичка:Невзрачная и невеличка.Но, запоёт – дыши ровней,Чтоб не вспугнуть…Он - …
Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
Ласточка день начинает, а он кончает.
Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.
Загадки про кошку
Мохнатенька,Усатенька,Лапки мягоньки,А коготки востры.
Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается.
Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой.
Вся мохнатенькая,Сама усатенькая,Днем спитИ сказки говорит,А ночью бродит,На охоту ходит.
Задремлю я и поюПесенку тебе свою.Но когда я на охоте–Неленивый я в работе.
Её лапка мягка, да коготок востёр.
На мышку и она зверь.
Она из дому, мыши – на стол.
Она на порог, а мышка в уголок.
Загадки про кашу
Из крупы или зерна
Сварит повар  каждый,
А солдат из топора
Даже сварит …
Черна, мала крошка, Соберут немножко, В воде поварят, Кто съест — похвалит.
В городе Торжке Продают бабу в горшке.
Мал горшок, да её варит.
Сам её заварил, сам её и расхлёбывай.
Её маслом не испортишь.
Загадки про кольцо
Все иду и иду,Конца не найду.Без конца и без начала.Золотая травка вокруг пенька.
Что без дна и круглое?
У него да у венца не найдешь конца.
У него нет конца.
Ни начала, ни конца, ходи как вкруг ….
Сорвалось словцо — не схватишь за него.
4 конкурс «Узнай автора»
- Вы неплохо справились с заданием, значит, неплохо знаете содержание сказок. А знакомы ли вам их авторы? Что вы о них знаете? Следующий конкурс об авторах наших литературных сказок.
- Перед вами портреты писателей, авторов литературных сказок. Я зачитаю вам отрывки из биографий этих писателей. А вам нужно будет назвать их полные имена и узнать их на портрете.
(Зачисляется по 1 баллу за имя, отчество, фамилию и портрет. Всего 4 балла.) - Этот писать прожил 71 год. Он родился на Урале в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания и сказки родного Урала. Его сказы стали настоящей литературной кладовой народных преданий. (Павел Петрович Бажов (1879 - 1950))
- Этот писатель прожил 68 лет. Он родился в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где стал членом «Общества любителей отечественной словесности». Отец семерых детей, трое из которых, двое сыновей и дочь, тоже стали литераторами. Сыновья известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859))
- Он прожил короткую жизнь, покончив с собой в 33 – х летнем возрасте, бросившись в лестничный пролёт. Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму: уход из семьи матери и последовавшего за этим между родителями раздором из-за ребёнка. Всё это повлияло на характер будущего писателя, поэта, литературного критика. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888))
- Этот писатель, музыковед, просветитель прожил 63 года. Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом был местом, где регулярно встречались лучшие писатели и учёные России. В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, как считается, первым предсказал появление Интернета. В своём сочинении он описывает мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». (Владимир Фёдорович Одоевский (1803 – 1869))
- Что ж вы справились и с этим заданием. А сможете ли вы узнать ещё троих авторов, прочитанных нами литературных сказок? (Учитель выставляет детские портреты Пушкина, Ершова и Лермонтова.)
5 конкурс «Живая картинка»
- Сейчас капитан команды выберет по жребию иллюстрацию к литературной сказке. Вам нужно будет «озвучить», прочитав отрывок из текста сказки, можно прочитать по ролям.
(Иллюстрации к сказкам «Аленький цветочек», «Городок в табакерке», «Серебряное копытце»)
6. Подведение итогов, «награждение»:
- Вот и закончилась наша игра – соревнование. Победители получили заслуженные награды. Но самая главная награда – это встреча с чудесными книгами, сказками. Ведь как говорил всеми нами любимый А. С. Пушкин «Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!». А я добавлю: «И пусть у каждого из вас будет свои любимые сказки».
7. Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к любимой литературной сказке.