Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Обобщающий урок по разделу Животные в нашем доме


Урок литературного чтения в 3 Г классе по УМК «Школа 2100…»
Учитель: Устюгова Л.И.
МАОУ СОШ №21 г. Кунгур
Тема: Обобщающий урок по разделу «Животные в нашем доме». Устная газета «Ребятам о зверятах».
Цели урока:
Обобщение знаний по прочитанным произведениям раздела «Животные в нашем доме».
Развитие умений использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Формирование внимательного отношения к языку произведений, умений высказывать свое отношение к прочитанному.
Привитие любви и заботливого отношения к животным.
Воспитание любви к чтению произведений великих писателей и поэтов.
Оборудование: учебник литературного чтения для 3 класса «В одном счастливом детстве», иллюстрации животных: медведь, ёж, клест; собаки, … выставка рисунков учащихся «Наши меньшие друзья» аншлаги – названия страниц сумка - почта с письмами
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, нам принесли почту. (появляется пакет–почта) - Как вы думаете, что это может быть? (посылка, письмо, газета, журнал …)
Актуализация знаний учащихся
Животные в нашем доме
Игра «Почта» - Откроем и посмотрим. Здесь лежат письма. А чьи они? -Помогите определить. Соотнесите название произведений и авторов.
Автор Название
В. Берестов Прощание с другом
Д. Н. Мамин -Сибиряк Медведко
Ю. Коринец Ханг и Чанг
В. Драгунский Дымка и Антон
Г. Сапгир Морская собака
Ю.Коваль Капитан Клюквин
Ю. Мориц Пони, Любимый пони
- Что объединяет всех авторов? (произведения о животных)
Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке? Какая тема урока.
- Верно, вспомним и обобщим знания по произведениям раздела «Животные в нашем доме» и составим газету «Ребятам о зверятах»…
- Газеты состоят из нескольких страниц. Поработаем над первой страницей нашей газеты.
Работа по теме урока.
А) 1страница «Золотая клетка соловья не красит»
- В нашей почте есть 3 фотописьма. В каждом письме задание для вас.
(Рисунки: медведь, ёж, клест)
Игра «Бывает или нет?»
«Текст про зверей прочитайте, бывает так или нет отвечайте!»
* «Медвежонок рождается не больше пятисот граммов и свободно умещается на ладони взрослого человека» (Да –бывает)
*«Ёж круглый год питается змеями» (нет- основная еда ежа –насекомые. Ловит их только в теплое время года. Зимой впадает в спячку.)
*«На дворе мороз, а в гнезде - голенькие птенчики? (бывает, у клестов птенцы появляются осенью и зимой, пища клестов – еловые и сосновые шишки, которые созревают в конце года, поэтому и птенцы появляются зимой)
-В каких произведениях мы познакомились с этими животными?(«В. Берестов «Прощание с другом», Мамин –Сибиряк «Медведко», Ю.Коваль «Капитан Клюквин»)
-Что объединяет героев этих произведений? (дикие животные, жили в неволе)
2. Игра «Угадай-ка» (записаны высказывания на листочках, ученик выходит, выбирает 1 листок и читает вслух, все отгадывают героя)
- Про кого из героев так говорил автор?
медведь беспокойный гость, виновник скандала
ёжик Шипит, милая рожица
клест Веселый характер, гордый
-Как относились к этим животным люди? Почему животные не уживались в доме человека? (им нужна воля)
- Какой совет дают нам В.Берестов, Д.Мамин – Сибиряк, Ю. Коваль своими произведениями? (Не приносите домой диких животных!)
3. Работа в паре - «Выберите пословицу».
- Прочитайте пословицы на листке:- «Золотая клетка соловья не красит», «Доброе слово и кошке приятно», «Друга нашел – клад отыскал», «Друг – зеркало человека».
-Какая пословица подходит для названия рубрики 1 страницы газеты? Почему? Объясните ее смысл. («Золотая клетка соловья не красит»)
Вывод: -Любое животное прекрасно на свободе: соловья украшает его трель, оленя –красивые рога, лося –грациозный бег…
…………………………………………………………………………………………………………………….
Физминутка – «У оленя дом большой…»
Б) 2 страница газеты «Наши меньшие друзья»
1. Беседа о друзьях - домашних животных.
- Какие животные могут стать другом человеку? (чаще домашние животные)
А) Игра «Интервью»
- Сегодня у нас в гостях корреспондент газеты, он будет брать у вас интервью на тему «Наши меньшие друзья». Ученик (в роли корреспондента):
- Есть ли у вас четвероногий друг или пернатый друг? Расскажите кто он? Как выглядит ваш друг? Что интересного можете рассказать про своего питомца? (Рассказы детей, выставка рисунков)
Работа по произведениям о собаках.
- Фотовыставка и интервью показывают, что чаще всего другом человека называют собак. - Назовите фамилии авторов, чьи рассказы о разных собаках мы прочитали. (В. Драгунский, Ю. Коринец, Г.Сапгир)
-Отгадайте о какой собаке идет речь и из какого она произведения?
Загадки про героев –собак (читают ученики):
«У этого пса была фамилия. Бегал он на трех ногах очень быстро. Бродяжничал, любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость». (Антон из рассказа «Дымка и Антон» В. Драгунского)
«Этот пес был молод, умен и благороден. У него было много достоинств. Он был ленив, зато спокойный и уравновешенный. Он был всеобщим любимцем» (Чанг из рассказа «Ханг и Чанг» Ю. Коринец)
«Хвост был загнутый и лохматый и на ногах шерстяные галифе…Жёлтые –жёлтые и очень понятливые глаза» (Дымка из рассказа «Дымка и Антон» В. Драгунского)
«У этой собаки был рыбий хвостик» («Морская собака» Г. Сапгир)
«Это настоящий озорник, веселый и неугомонный. Он бесстрашно кидался на медведей и волков» (Ханг из рассказа «Ханг и Чанг»)
-Почему все собаки такие разные? (разный характер) -От чего зависит характер собаки? (от условий, где живет, от хозяина, от породы)
* Выставка рисунков про собак. - Произведения о собаках, которые вы читали самостоятельно, подтверждают ваши ответы.
Вывод: -Чтобы стать другом домашнему животному надо …..(Помни! Надо любить, ухаживать, воспитывать своего питомца).
Физминутка.
Во дворе щенок играл – прыгал, бегал и считал: Раз – прыжок и три кивка, Два –направо голова, три – налево поворот. И помчался до ворот…
В) 3 страница «В ответе за тех, кого приручили»
Работа со стихотворение А. Барто.
Читает наизусть ученик стихотворение А. Барто «Думают ли звери?»
Я думаю о том: Умеют думать звери? Вот, шевельнув хвостом, Котенок входит в двери. Он думает о том, Что будет с ним потом? Есть мысли у телят? Я видел, как телята Хвостами шевелят И вдаль глядят куда-то…
Бывают у собак Нерадостные мысли, Задумается пес - И уши вниз повисли.
- Согласны ли вы с героем стихотворения, что кошки и собаки умеют думать?
- Что их может в жизни огорчать? (болезнь или плохое отношение к ним)
- Например, вспомните, что огорчало в жизни героиню произведения Ю.Мориц? (То, что ее не брали на парад на площадь)
Учитель: - Животные отвечают на доброе отношение человека своей преданностью. Примером такой преданности являются разные произведения. - Какие произведения вы помните об этом. ( «Каштанка» А.Чехова, Успенский «Дядя Федор, кот и пес», «Маугли» Р. Киплинг, Фильм «Щенок», «….» на истоках)
*(Чтение статьи о преданности собаки учителем)
* Расскажите о случаях глубокой верности и преданности животных к человеку.
Беседа по цитате из произведения А. С. Экзюпери «Маленький принц».
- Во 2 классе мы читали отрывки из произведения А. С. Экзюпери «Маленький принц», вспомните, какой секрет Лис раскрыл Маленькому принцу?
Чтение цитаты из произведения А. С. Экзюпери «Маленький принц»: «Зорко одно лишь сердце... Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
-Почему Лис доверил свои секреты Маленькому принцу? (они стали друзьями)
Вывод: - Помните эти мудрые слова. ОКРУЖИТЕ ЛЮБОВЬЮ И ЗАБОТОЙ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РЯДОМ С ВАМИ.
- Этими словами мы закончим нашу газету.
Итог урока.
- Какие произведения вы бы дополнили в раздел «Животные в твоем доме»? (Список рекомендуемой литературы + выставка книг)
Рефлексия.
- Понравилось ли вам составлять нашу газету? - Что особенно вам кажется интересным в газете? - Что особенно кажется важным в газете?