Доклад по ОРКСЭ Религиоведческий, светский и культурологический подходы к преподаванию курса ОРКСЭ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым
изучением английского языка №4
г. Новый Уренгой
«Религиоведческий подход к преподаванию ОРКСЭ»;
«Светский характер преподавания курса ОРКСЭ»; «Культурологический подход к преподаванию курса ОРКСЭ»; «Диалог культур»; «Ценности».
Выполнила: Бирюкова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов.

2016г.
«Религиоведческий подход к преподаванию ОРКСЭ»
Религиоведческий подход к пониманию сущности религии сформировался в русле развития светского гуманитарного знания. В рамках такого подхода к преподаванию ОРКСЭ складывается взгляд на религию как бы «извне», т.е. предпринимается попытка максимально объективно исследовать религию как социокультурный феномен. Научный подход все больше доминирует в осмыслении религии. Активно используются разнообразные методы познания религии: диалектика, системный метод, структурно-функциональный, феноменологический, сравнительно-исторический и др. ОРКСЭ представляет собой комплексную дисциплину, изучающую возникновение, развитие и функционирование религии как социокулътурного явления. Это особая разновидность гуманитарного знания, изучающая религиозное поведение человека по отношению к Богу или богам.
На первом этапе наука о религии развивалась на основе историко-эволюционного подхода как история религии. Она обращается к первобытной культуре и проблеме происхождения религии, на материале антропологии и этнологии, исследовала элементарные формы религий и предлагает в качестве общего начала всех религий  анимизм - веру в «духов» (Э.Тейлор), тотемизм, или  культ предков (Л.Морган, Дж.Фрэзер). Широкое развитие получает сравнительно-историческое исследование религии, выделяются исторические типы религии, все более основательно ставится проблема взаимоотношения религии и культуры. Эта проблема определяет основное направление исторических исследований религии в 20 в. Центр религиоведческих исследований к концу 20 в. явно сместился из истории, социологии, психологии в культурологию. В рамках такого подхода религия рассматривается как символическая система, существующая наряду с другими и во взаимодействии с ними осуществляющая общие функции культуры своим специфическим образом.
Так, например, рассматривая вопросы разных религий, учитель, не отождествляя себя с представителями определенной религии, используя религиоведческий подход, материал преподнесёт от лица объективного обозревателя. Предположим, необходимо раскрыть слушателям курса понятия религий христианства и ислама, найти общие и различные положения религий. Тогда учитель материал изложит следующим образом.
Христианство -- авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.
Ислам -- монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова -- «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам -- это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.
По мнению мусульман,  Аллах -- по-арабски Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, никто не обладает этими качествами. У него нет и не было ни сыновей ни дочерей. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а Его отсутствие -- невозможным. Ему нет равных, и в этом выражается его единственность.
Если учитель проводит сравнительный анализ христианства и ислама, то, опираясь на основополагающие направления обеих религий, не выделяя при этом ни одну из них, как основную, представит материал следующим образом.
Представление о Боге.
1. И христианство, и ислам утверждают веру в единого Бога и отрицают язычество.
2. Христианство считает Бога невещественным Духом. А ислам отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху ( духовность - не атрибут Аллаха, в Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела, святым духом назван Джибрил).
3. Христианство отрицает то, что Бог наделен качествами человека (свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений, о Его свойствах надо судить только духовно). Ислам, напротив, считает, что Бог обладает тварными свойствами слуха и зрения ( учение о зрении и телесности Аллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания).
4. Христианство раскрывает внутреннюю природу Бога ( Господь существует в трех Ипостасях - Отец (Ум), Сын (Слово), Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), который вечно рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа - единой соприродности и божественности» как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов). Ислам считает, что внутренняя природа Бога остается нераскрытой.
5. Христианство считает, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Ислам, наоборот, отрицает то, что Бог есть любовь.
6. Христианство считает, что Бог обладает смирением и святостью. Ислам это отрицает.
7. Христианство считает, что хитрость и лукавство - свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему (Бог ненавидит ложь, коварство, лицемерие). Ислам, напротив, считает, что Аллах «замышляет хитрость», «хитрит», «обманывает», поскольку «Аллах - самый лучший из хитрецов».
8. Христианство отрицает то, что одним из качеств Бога является гордость. Ислам же, наоборот, считает гордость атрибутом сущности Аллаха.
9. Христианство считает, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Ислам считает, что «тот, кто хочет встречи а Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот, кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи».
10. Христианство отрицает то, что Бог порождает зло (Истинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла). Ислам считает, что Аллах является источником зла («И добро, и зло от Аллаха»).
11. Христианство отрицает то, что Бог изначально желает мучений в аду для людей. Ислам считает, что Аллах не желает спасения всем людям ( часть живых существ он создал для ада, наделив их худшими качествами).
Таким образом, на рассмотренных примерах объясняется принцип религиоведческого подхода к преподаванию ОРКСЭ: неотождествление учителем себя с представителями той или иной религиозной принадлежности и преподнесение материала «извне», со стороны.
Культурологический подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Культурологический подход.
Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культурологический аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для не родной, личности, ориентированной на ценностное отношения к родной стране, ее истории и традициям.
При культурологическом подходе лишь объясняется, почему человек молится, почему он живёт церковной жизнью и что в результате этого он получает, что есть добро и что есть зло, а как жить – это уже выбирает сам человек, сам ученик. «Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его» (Игумен Георгий Шестун, доктор педагогических наук)
При работе с предметом ОРКСЭ, содержащим важную для развития ребенка информацию духовно-нравственной направленности, центральное место занимает анализ единиц номинативной системы религии с национально-культурным компонентом значения. В связи с этим особое место отводится отбору тех пластов религии, которые обеспечивали бы формирование поликультурной компетенции школьников.
В рамках культурологического подхода происходит осмысление понятий, имеющих культуросодержщее значение, определяемое ценностным отношением представителей определенной культуры к миру.
Анализ культурного компонента позволяет выявить, какое оценочное, эмоционально-экспрессивное отношение у представителей каждой конкретной культуры вызывают те или иные явления.
Культурологический подход выявляет специфические характеристики национального, религиозного видения мира, национального менталитета и характера. Установлено, например, что в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функционирования в социуме, неоднозначно восприниматься носителями языка.
Так, в разных религиях один и тот же содержательный компонент может иметь различную психологическую форму.
Например, представления о Боге в одних религиях выражены в мифопоэтическом образе Бога, т.е. принадлежат уровню наглядного знания, сюжетно и пластически организованного, а потому правдоподобного, согретого эмоциями. В другой религии (или религиях) – совсем иная картина: Бог – это прежде всего идея (концепция, догмат Бога), т.е. знание, принадлежащее уровню абстрактно-логического мышления.
Таким образом, помимо непосредственного предметного содержания, культурологический подход нацелен на различные ассоциации (вербальные, невербальные), а также культурологическое содержание.
Особое место при знакомстве с основами разных культур занимает работа со словами-символами, повествующими о своеобразии символики религиозной культуры и светской этики. При анализе символов закономерно осмысление учащимися возможных причин возникновения слов-символов. А, следовательно, причин и следствий существования и поведения людей внутри разных культур.
«Светский характер преподавания курса ОРКСЭ»
Поскольку ОРКСЭ является не вероучительным, а светским предметом, постольку и преподавание его осуществляется светским преподавателем.
Нет никакого противоречия между понятиями «светский» и «религиозный», т.к. они лежат в разных понятийных плоскостях. «Светский» значит нецерковный, не принадлежащий к церковной организации, так же как, например, не принадлежащий к военной организации (к армии). Светская деятельность – это деятельность в миру, т.е. вне армии, вне церкви как организаций. «Светский человек» - это не монах, не священнослужитель, не церковнослужитель, не военнослужащий и т.п. То есть он находится вне церковной или армейской иерархии. Но светский человек, т.е. учитель, врач, чиновник, крестьянин и т.д., вполне может быть человеком верующим, религиозным, от чего он не перестанет быть светским человеком.
Как правило, учитель учится вместе с детьми и в постижении основ своей родной культурной традиции идет на шаг или на два впереди них.
Каждый из модулей (предметов) ОРКСЭ имеет ярко выраженный воспитывающий характер. Школа возвращается к тому, что берет на себя воспитательные функции. Главными категориями, на которых основывается содержание модулей, являются категории добра и зла, а главной задачей – научить ребенка следовать принципам добра.
Таким образом, курс ОРКСЭ действительно светский, культурологический. Поэтому и преподавание его происходит с использованием светского подхода.
«Диалог культур»
ДИАЛОГ КУЛЬТУР – понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике и эссеистике 20 в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования.
Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.
Русский философ Михаил Михайлович Бахтин (1895- 1975) считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Не существует изолированных культур — все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами:
Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются.
Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Влияние одной культуры на другую реализуется только в том случае, если существуют необходимые условия для такого влияния. Диалог двух культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Диалог культур - это проникновение в систему ценностей той или иной культуры, уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального, ведущий к взаимообогащению и вхождению в мировой культурный контекст. В диалоге культур важно увидеть общечеловеческие ценности взаимодействующих культур. Одним из главных объективных противоречий, свойственных культурам всех народов мира, является противоречие между развитием национальных культур и их сближением. Поэтому необходимость диалога культур является условием самосохранения человечества. А формирование духовного единства есть результат диалога современных культур.
Диалогичность предполагает сопоставление национальных ценностей и выработку понимания того, что собственное этнокультурное сосуществование невозможно без уважительного и бережного отношения к ценностям других народов. Взаимодействие культур приобретает свою специфику на основе пересечения уникальных культурных систем.
Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие. Он может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения.
Так как духовная культура находится в неразрывной связи с религией, то диалог культур “это не просто взаимодействие народов, но и глубокая их связь, укорененная в вероисповедании”. Cледовательно, диалог культур не возможен без диалога религий и диалога внутри религий.
Курс ОРКСЭ нацелен на формирование толерантности в межкультурных отношениях. Полезность решения этой задачи не вызывает сомнений и не может оспариваться. 
«Ценности»
С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость. Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются " социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости. Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер. В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур. Среди громадного числа разнообразных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна. Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злости, отчуждения, оскорбления. Исключить ситуации непонимания и добиться положительных итогов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентаций партнера. Это знание помогает предсказать его поведение, цели, устремления, желания; оно обеспечивает успех в общении даже с незнакомыми людьми.
В рамках изучения курса ОРКСЭ слушателям предоставляется возможность ознакомиться с ценностными ориентирами различных религий и культур, что поможет в условиях поликультурной среды найти свою правильную позицию и достигать во взаимодействии взаимопонимания и взаимоуважения.