Научно-исследовательские работы школьников по истории и обществознанию как способ реализации проектной деятельности

Научно-исследовательские работы школьников по истории и обществознанию как способ реализации проектной деятельности

(из опыта работы учащихся исторического кружка МВСОШ Калининского района Тверской области).

ОГЛОБЛИН.В.А. учитель истории и обществознания ГФКУ«МВСОШ», учитель ПЕРВОЙ категории, , Ветеран труда.

В последние годы слово «проект» прочно вошло в лексикон учителей-практиков. Употребляют его, как правило, в контексте разговора об использовании новых педагогических технологий. На деле же, если смотреть в глубь проблемы, принимая во внимание теорию вопроса и практику работы многих учителей, метод проектов и проектная деятельность лишь актуализировались в новых социокультурных условиях России, что еще раз доказывает их некую «универсальность» и наличие в них большого педагогического потенциала.
Во многих научно-методических публикациях, в том числе и современных, раскрываются сущность и основные характеристики проектной деятельности, даются ее различные классификации, в том числе и по доминирующему способу деятельности учащихся (исследовательские, творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные проекты), определены некоторые особенности проектной деятельности на историческом материале. Мне хотелось бы взглянуть через призму данного подхода на имеющийся в нашей вечерней Михайловской школе – это поможет оценить степень эффективности проектной деятельности исследовательского типа, увидеть ее специфику.
В данном случае мы будем вести речь о проектах-исследованиях, выполняемых в течение года или двух лет одним из учащихся или группой школьников по выбранной тематике.
Формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стали научно-практические, краеведческие конференции.
Методическим объединением учителей истории района было разработано положение о научно-практической конференции школьников как об органичном завершении определенного этапа научной работы, с практическим выходом или результатом, часто даже промежуточным.
Интерес к данному виду проектной деятельности поддерживается также путем проведения внутришкольных чтений (конференций).
Для оценивания результативности исследовательских проектов методическим объединением учителей истории и обществознания были разработаны критерии. В число критериев вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и другие. Данные показатели позволяли увидеть, какие знания приобретены школьником в ходе работы над проектом, выявить степень освоения предметных умений и умений проектной (в данном случае исследовательской) деятельности, оценить приобретенные навыки создания «продукта» проекта и проведения его презентации.
Получение призового места на конференции является одним из показателей эффективности педагогического творчества.






Я уже несколько лет руковожу историческим кружком учащихся ГФКУ «МВСОШ» Цель его: приобщить школьников к научному исследованию, в широком смысле этого слова, познакомить с методами и лабораторией научного труда, дать возможность почувствовать вкус к такому роду деятельности и, конечно, выявить талантливых старшеклассников, способных учиться в вузах.

За последние два года тематика научных исследований школьников, подготовленных под моим руководством, была достаточно разнообразной:

«Иван Грозный – два периода царствования»


«Петр I - реформатор или консерватор», автор Гурко Вадим.


«Нравственные ценности современной молодежи», автор Остащенко Маргарита.

«Возможность получения высшего образования: мифы и реальность», автор Чередниченко Елена.



Организационные особенности проектной деятельности исследовательского типа связаны в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа: выбора темы работы, подбора источников информации, в том числе первоисточников, выбора методов работы с источниками, написание самой исследовательской работы, ее оформления и презентации. Автор должен ясно представлять структуру будущего проекта: введение, основная часть (она может быть разделена на главы, разделы) и заключение. В вводной части кратко объясняется замысел работы: почему эта тема кажется автору важной и интересной; имеется ли по ней исследовательская литература и каковы ее особенности; какие задачи ставит перед собой автор (на какие вопросы он хочет найти ответ), какими источниками он пользовался, и почему именно ими, какие подходы и методы применил для поиска ответа на поставленные вопросы. В основной части описывается «ход» мысли автора, представляются, теоретически осмысливаются и объясняются выявленные исторические факты. В заключении формулируются ответы на поставленные в введении вопросы, подводятся обобщенные итоги исследования. Желательно выделение здесь так же вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении.

Наиболее удачными с точки зрения осознанности всех этапов исследовательской деятельности, по моему мнению, являются историко-краеведческие проекты, выполненные на материалах региональной или локальной истории.

Формирование источниковой базы исследования – наиболее сложная и важная составляющая исследовательского проекта. При написании работ могут использоваться источники различного типа: архитектурная и поселенческая (градостроительная) среда, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах, этнографические, историко-бытовые коллекции предметов и фотографий, собранные в районном и школьных музеях, материалы личных наблюдений. В исследованиях последних двух - трех лет произошли явные качественные изменения – опора на исторический источник стала нормой для ученических проектов. При написании работ стали использоваться не только традиционные источники различного типа – большую значимость авторы и координаторы проектов начали придавать материалам устной истории: мифам и семейным легендам, фольклору, рассказам и мнениям. Часто источниковая база создавалась автором за счет опроса респондентов по составленным им самим анкетам, что позволяло выяснить «образ» того или иного исторического объекта в сознании современников, гостей района и т.д., отношение к тому или иному историческому процессу или явлению, либо реконструировать творческий портрет личности. Работа с источниками не только обеспечивала молодым исследователям формирование собственно исторических умений, но позволяло выходить на уровень диалога при презентации проектов, оценивать степень достоверности той или иной версии своего коллеги, в какой-то степени подводила к возможности «оценивая» репрезентативности выводов различных историков.
Призеры конференций демонстрируют весь комплекс умений, необходимых для проектной деятельности исследовательского типа. Подобный вид деятельности школьников «активизирует их общение во внешнем социуме».

Оформляются результаты исследований чаще всего в письменной форме, иногда – в электронном (компьютерном) виде, а некоторые работы представляются не в форме устных докладов, а в виде стендовых сообщений.



Таким образом, проанализированный практический опыт организации проектной деятельности исследовательского типа позволяет утверждать, что специфика этой деятельности заключается в ее большом педагогическом потенциале и, соответственно, в высокой степени эффективности.
Педагогический потенциал исследовательской проектной деятельности обусловлен, на мой взгляд, следующими факторами:
высокой степенью мотивации учащихся к самостоятельному получению результата;
личной значимостью результата, обусловленной как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущением собственной успешности, получением положительных эмоций при работе над темой;
возможностью сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.

Результативность исследовательских проектов заключается в том, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:
формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления;
сформированность большинства общеучебных информационных умений;
освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;


Ноябрь 2016









Список литературы:

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2002.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2002.
Хлытина О.М., Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность школьников на уроках истории: теоретические основы // Философия образования. 2005. № 1.
Царева Т.Г. Из опыта изучения региональной истории в школе // Историческое образование в школе и в вузе
Человек в истории: Россия – ХХ век: Сборник работ победителей всероссийского конкурса. М.: Об-во «Мемориал», 2003-2004.
15