План классного часа на тему Мои права и обязанности

Классный час
Тема: Мои права и обязанности Цель: Познакомить учащихся с основными документами о правах и обязанностях человека; рассмотреть статьи о правах человека из Всеобщей декларации прав человека; обсудить основные обязанности школьника; продолжить работу с понятием – гражданин.  На доске:вспомогательные записи для формулировки основного понятия урока: гражданин; кроссворд; плакаты с определениями понятий – права, обязанности; плакаты, содержащие высказывания с этими понятиями; список литературных героев.  Материал для работы в группах: карточки со статьей о правах человека; карточки с именами учащихся для игры “Тайный друг”; карточки с ключевыми словами об обязанностях школьника; карточки для работы с пословицами.  Ход урока:  Учитель:  Сегодня мы поговорим о государственном устройстве нашей страны.Этот урок поможет нам понять - что значит быть гражданином .  На доске опорные слова для формулировки понятия – гражданин, но пока дети не могут прочитать его полностью. Они раскрывают это понятие лишь частично.  (Гражданин – это свободный и ответственный человек.)  пользоваться должен соблюдать  благополучия общества  Учитель: Хорошо, что вы уже сейчас готовы быть полезными обществу, государству, а для этого нужно быть достойным учеником.  Какими же важными качествами должен обладать школьник?  На доске кроссворд; первые буквы каждого слова необходимо выделить:  Дети заполняют кроссворд:  1. Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость)  2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)  3. Антоним существительному “неряшливость”. (Аккуратность)  4. Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость)  5. Качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность.)  Учитель: Какое слово выделилось? (Право)  - Правильно! Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей)  На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.  Учитель: Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей.)  Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются:  Конвенция о правах ребенка  Декларация прав человека.  А наша школа – это маленькое государство, в котором мы живем, учимся, работаем. Какими правами обладаете вы – школьники?  Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов.  Работа в группах:  Каждая группа получает карточки с формулировкой статьи.  Задание: обсудить содержание статьи в группе и объяснить ее остальным. Затем выбрать из списка литературных героев того, чьи права были нарушены или реализованы согласно вашей статьи. (Список героев на доске.)  1 группа  статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах.  статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.  2 группа  статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.  статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.  3 группа  статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища  статья 17 – Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.  4 группа  статья 26 – Каждый человек имеет право на образование.  статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых  Список героев на доске:  Том Сойер (24)  Старик Хоттабыч (4)  Три поросенка (12)  Сестрица Аленушка и братец Иванушка (5)  Золушка (1)  Филлипок (26)  Красная Шапочка (3)  Буратино (17)  И нам пора немного отдохнуть. Звенит звонок. Переменка.  Подготовленные ученики читают “Вредные советы” Г. Остера.  Учитель: Надеюсь, каждый из вас понимает, что быть внимательными друг к другу никогда не будет лишним.  Есть очень полезная игра “Тайный друг”. Давайте поиграем. У меня подготовлены карточки с вашими именами. Вы наугад выбираете карточку с именем одноклассника и никому не говорите, чье имя вам выпало. В течение недели вы помогаете этому человеку во всем, стараетесь всегда говорить ему только добрые слова. А в конце недели мы подведем итоги игры: кто был самым лучшим, внимательным, добрым “тайным” другом.  Итак, мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей.)  На доске плакат:  Твои права кончаются там, где начинаются права другого.  Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.  Учитель: Попробуйте объяснить эти высказывания. (Ответы детей.)  Что же такое обязанности? (Ответы детей.)  На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет.  Я предлагаю вам необычную эстафету: “Нравится - не нравится”  Я начну. "Мне нравиться в вашем классе, что вы умеете помогать друг другу. Мне не нравится, что иногда вы кричите друг на друга".  Теперь вы. (Ребята высказываются по очереди.)  Учитель: Чтобы нам было хорошо в нашей стране, нашем обществе, нашей школе, мы не должны забывать о своих обязанностях. Какие обязанности должны соблюдать школьники?  Работа в группах.  Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны ключевые слова. Ребятам нужно, опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника.  1 группа:  1. аккуратно, одежда  2. звонок на урок, встать  2 группа:  1. прогул, уважительная причина  2. поведение на уроке  3 группа:  1. 1) бережно, школьное имущество  2. 2) поведение в столовой  4 группа:  1. 1) поведение на перемене  2. 2) дежурство  Все составленные формулировки записываются на доске.  Учитель: Что хотели бы дополнить? (Ответы детей.)  - А какая обязанность сейчас для вас самая основная? (Учиться.)  - Следующее задание: Вам нужно дополнить пословицы и объяснить их.  Работа по группам.  1. Мир освещается., а человек .  2. Красна птица ., а человек .  3. Надо учиться, чтобы   4. Ученье и труд.  Учитель: А какие пословицы и поговорки на тему учебы вы знаете?  Молодцы! Вы хорошо поработали. Что же такое обязанности? (Ответы детей.)  Учитель: Что ж нам осталось подвести итог нашим рассуждениям. Вспомните, какой вопрос я задала в начале урока? (Что значит быть гражданином.)  Попробуем уточнить это понятие.  На доске:  (Гражданин – это свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться своими правами и должен соблюдать свои обязанности для благополучия общества)  Учитель: Молодцы! Вы ответили, используя новые знания. Я рада, что вы все поняли и во всем разобрались.
15