Технологическая карта к уроку математики на тему Проверка деления с остатком подготовила учитель Гончар Лилия Анатольевна

Конспект урока по теме: "Проверка деления с остатком"
Тип урока: открытие нового знания
Цель: научить выполнять проверку деления с остатком; применять новое знание деления с остатком.
Формирование УУД на уроке:
Познавательные:
- актуализация знаний: умножение на однозначное число, связь умножения и деления;
- совершенствование вычислительных навыков;
- умение применять полученные знания и строить высказывания;
- умение действовать по алгоритму
- овладение логическими действиями,
- умение проводить поиск решения
Регулятивные:
- развитие вычислительных навыков, логического мышления, математической речи;
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- осуществлять контроль по образцу;
- способность умения работать в группе, выдержки и самообладания;
- развитие умения преодолевать препятствие;
- развитие когнитивных способностей: постановка и формулирование учебной
деятельности, действий с символическими средствами, контроль и оценка результата деятельности;
- развитие межличностных отношений для достижения цели
Коммуникативные:
- воспитание самоконтроля, умение работать в команде;
- формирование интереса к новому;
- умение задавать вопросы;
- умение находить необходимое решение и информацию.
Личностные:
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и
социально оцениваемой деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками;
- установка на здоровый образ жизни.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
- Учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Выделять необходимую информацию, при работе с учебником.
- Осознанно строить речевые высказывания.
- Овладение навыком ориентироваться в учебнике.
Личностные:
- Самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
- Уметь оценивать свою работу и работу одноклассников.
III. Регулятивные:
- Контроль способа выполнения действия.
- Внесение необходимых дополнений и коррективов в план выполнения действия (в случае необходимости).
- Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
IV. Коммуникативные:
- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах.
- Планирование, сотрудничество с учителем и сверстниками.
- Построение простого речевого высказывания.
- Умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.
Ход урока.
I. Организационный момент. (1 – 2 мин.)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приветствую вас на уроке математики. Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе, пенал.
- Все готовы? (Да.)
- Хорошо, молодцы.
II. Актуализация опорных знаний, создание проблемной ситуации. (5 – 7 мин.)
- Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Не забывайте, что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Тетради положите правильно, спинки прямые
- Начнем урок с минутки чистописания:
- Какое сегодня число?
-Чем знаменит сегодняшний день?
- Какое число будем писать? (17)
- Какой прямоугольник будем чертить? (а-10, в-7) найти площадь и периметр данного прямоугольника.
- Проверка площади и периметра
- Продолжим наш урок устным счетом
13:1 13:4 13:7 13:10
13:2 13:5 13:8
13:3 13:6 13:9

Создание проблемной ситуации.
- Над какой темой работали на прошлом уроке? (деление с остатком)
- Как называются числа при делении?
-Как найти неизвестное делимое?
- Что вызнаете про остаток?
- Продолжим сегодня выполнять деление с остатком, но добавим к нашей работе еще одно действие. ( на доске: Деление с остатком.)
Работа в группах
У каждой группы карточка с примерами, на обратной стороне буква
-Решите выражения.
У 49:8                 Э 55:6                       С 26:6                         К 35:4
П 19:4                 О 66:9                     Е 38:5                           И 43:6
Р 45:7                  В 59:8                     Р 75: 8                          А 84:9
Решавшие выходят и расставляют буквы на доске. Последний ученик расставляет буквы по порядку. Какое слово получилось?
- Какое слово получилось? (проверка)
- Как вы думаете, как будет звучать  тема сегодняшнего урока? (Деление с остатком. Проверка.)
-Какую цель мы должны достигнуть на уроке?
- Где в жизни пригодятся знания проверки остатка от деления?
 - Для выполнения заданий на уроке нам поможет следующее высказывание.
МАЛО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ УМ, ГЛАВНОЕ – ХОРОШО ЕГО ПРИМЕНЯТЬ
Декарт, французский математик. 17 век.
III. Объяснение нового материала, разрешение проблемной ситуации. (12 – 15 мин.)
3
· : 3 = 10 (ост.2)            4
· : 7 =  
· (ост.5)
77 :  
·   =
· (ост.5)           9 : 2 =  
· (ост.1)  
(примеры напечатаны, дети решают устно, объясняя как подобрали правильное число)
- Ребята вы правильно решили эти примеры
- Значит вы мне поможете с новой темой
- Запишите пример 25:3 и решите его. Кто же догадался, как выполнить проверку? (Ответы детей.)
- В чем нужно сначала убедиться? (Что остаток меньше делителя.) Это и будет первым шагом.
Шаги алгоритма появляются на доске.
- Как найти делимое? (Нужно делитель умножить на частное.) Это второй наш шаг.
- Что у нас еще осталось? (Остаток.) Что будем с ним делать? (Прибавим.) Хорошо, это третий шаг.
- Если мы получаем в ответе наше делимое, то какой вывод можем сделать? (Что пример решен верно.)
- Запишите, как выполнить проверку нашего примера. (3*8+1=25)
- Ребята, алгоритм проверки вам нужно будет запомнить. На следующем уроке я проверю ваши знания.
- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише-тише-тише,
А деревцо все выше-выше!
IV. Первичное закрепление. (5 – 7 мин.)
- В тетради подпишите №1. По цепочке будем решать около доски. Первый пример 50:15. (Подбираем частное. 50:15=3 (ост.5) Делаем проверку. Для этого сравним остаток и делитель. Остаток меньше, значит умножаем делить на частное, получается 3*15=45. К 45 прибавляем остаток 5, получается 50. Делаем вывод, что пример решен верно.)
Ребята по очереди комментируют примеры у доски, остальные ребята работают в тетради. Аналогичное решение примеров.
- Прочитайте задачу №2. За сколько минут мальчик прошел половину пути от дома до школы? (За 15 минут.)
- А известно, сколько он затратил на остальной путь? ( Нет.)
- Но что нам сказано в задаче? (Что мальчик затратил на 6 минут больше.)
- Прочитай вопрос задачи снова. Что надо найти? (Нужно узнать, сколько времени мальчик затратил на весь путь.)
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
- Что найдем сначала? (Сначала найдем, сколько времени мальчик затратил на вторую половину пути.)
- Какое первое действие запишем? (15+6=21 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на вторую половину пути.) Запишите.
- Что найдём вторым действием? (Сколько времени затратил мальчик на весь путь.)
- Как узнаем? (15+21=36 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на весь путь.) Запишите.
- Самостоятельно запишите ответ.
V. Подведение итогов урока, домашнее задание. (2 – 3 мин.)
- Чему новому научились на уроке?
- Что было трудно?
- Что больше всего понравилось делать?
- Что нового узнали?
Домашнее задание.
- Составить 10 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 – 3 мин.)
- Понравилось ли вам на уроке?
- Что показалось самым интересным на уроке?
- Можем ли мы выполнять проверку, если остаток больше делителя? (Нет, так как остаток всегда должен быть меньше делителя.)
- Молодцы, ребята! Закрываем тетради, урок окончен!
- Спасибо за урок!