Внеклассное мероприятие Мои права, мои обязанности

«Мои права - мои обязанности. Моя ответственность»
(Заседания круглого стола)
Цель: углубление знаний учеников о правах и свободах человека и ребенка; ознакомление учеников с нормативно-правовыми актами относительно прав человека; содействие формированию правового сознания; воспитание правовой культуры.
Участники: ученики, представители социальной службы, работник криминальной милиции (участковый инспектор).
Материалы: плакат, карточки, иллюстрации, телевизор.
Ход встречи:
1.Сказка «Закон и государство».
Закон и общество
СКАЗКА
Жили-были себе Закон и Общество. Жили они в разных странах и никогда не видели друг друга. Закон был таким себе парнем: задиристым, заумным, злым и упертым. Все, кто с ним общался, сразу становились похожими на него. Никто от этого не имел удовольствия: ни они сами, ни те, кто их окружал. Тяжело им жилось, грустно.
А в другой стране жило Общество. Было оно веселое, но легкомысленное. Никогда не думало о завтрашнем дне. Жизнь его проходила в походах и развлечениях. Целыми днями Общество отогревалось на солнышке, плескалось в речке и весело напевало песенку, которую само и придумало:
Я лучшее, милейшее,
Веселое, умнейшее!
Но скоро Обществу надоела эта песенка, речка и игры и оно заскучало. Грусть его была такой глубокой и искренней, как недавно радость. А скучало Общество за общением с другими, потому что не было у него ни друзей, ни товарищей, ни просто знакомых. Никому не интересно было общаться с ним, так как любило Общество и понимало только себя. И решило Общество покинуть страну, где никто его не любил и не понимал.
Рано утром, взяв с собой мешок с сухарями и выдолбанную тыкву с прохладной чистой водой, отправилось Общество искать себе нового пристанища и друзей. Шло оно долго, устало, было голодным, но не останавливалось. Не хотелось ему снова сидеть одному, грустить и понимать, какое оно одинокое. Общество стремилось общаться.
Вскоре подошло оно к незнакомой стране, где все ходили хмурые, злые и угнетенные.
Обрадовалось Общество, весело засмеялось и захотело пропеть свою любимую песенку, но сразу замолк: оно увидело Закон. Он был таким холодным и недоступным, что впервые за свою жизнь Общество не нашло, что сказать. Оно онемело от страха, стояло, проглотив язык.
Закон был очень удивлен появлением незнакомца. Он заинтересовался Обществом, потому что совсем непохожим оно было на жителей его страны, необычным для него. Пригласил Закон к себе в гости незнакомца, чем очень удивил свое окружение. Но еще больше поразило их то, что Закон стал на глазах меняться: из злого и жестокого стал рассудительным и справедливым. Он во всем советовался с Обществом, принимал правильные и справедливые решения. Все вздохнули с облегчением: жизнь стала намного лучше и легче.
И с того времени Закон и Общество живут вместе: думают и поступают одинаково, и всем, кто живет с Законом в согласии, живется легко, так как в стране, где любят и уважают Закон, Общество процветает.
2.Вступительное слово ведущего, представление гостей
Человек - это «мерило всех вещей»; его нужды, интересы, стремления являются решающими для развития общества, для прогресса цивилизации. Права и свобода в современном понимании неотъемлемы от обязанностей и ответственности перед обществом, государством и другими людьми. Это фундамент не только демократии, но и справедливости, равноправия, гуманизма.
Тема заседания «Круг твоих прав и обязанностей».
Готовясь к нашей встрече, мы провели опрашивание среди детей и учли их пожелания. Дети высказывали мысли о том, что сегодня они хотели бы больше узнать о своих правах, как они могут защищать их; хотели бы встретиться с представителями милиции и социальной службы и получить ответы на ряд вопросов.
Выполняя эти пожелания, мы пригласили на заседание гостей (представление приглашенных).
Ведущий. Что мы знаем о правах ребенка? Давайте проверим (дети отвечают на вопрос):
Как называется международный договор, который устанавливает права и обязанности государств в определенной сфере? (Конвенция.)
Когда была принята Конвенция о правах ребенка? (20 ноября 1989 г.)
Когда Конвенция приобрела юридическую силу? (27 сентября 1991 г.)
До какого возраста лицо считается ребенком? (До 18 лет.)
Ведущий. Из ваших ответов понятно, что вы готовы к обсуждению темы.
Ведущий. Кроме Конвенции о правах ребенка есть еще и другие документы, которые защищают их права. Это Конституция, «Закон об охране детства», «Закон об образовании», «Закон о государственной помощи семьям с детьми».
І. Права
Ведущий. Сейчас вашему вниманию будут предложены несколько разных ситуаций. Рассмотрев их, вы должны указать, какое из прав человека было нарушено.
Ситуация. Юле было отказано в приеме документов в 10 класс через ее национальность.
(Нарушено право на образование. Все дети, независимо от расы, цвета кожи, национальности, религии, имеют одинаковые права.)
Ситуация. Василия часто и жестоко бил отец. Мальчик обратился к классному руководителю, но тот заявил, что за свои поступки он заслуживает на наказание.
(Нарушено право на защиту от всех форм насилия. Классный руководитель является должностным лицом, поэтому должен защищать права ребенка, принимать меры, обеспечить эти права.)
Ситуация. Мария обратилась в больницу и пожаловалась на острую боль, но врач попросил ее подождать к завтрашнему дню, так как прием пациентов уже был закончен.
(Нарушено право Марии на медпомощь. Врач обязан был уделить ей внимание.)
Ситуация. Чтобы купить себе какую-то вещь, Виталий каждый день после уроков работал на городском рынке, помогая взрослым переносить тяжелые грузы.
(Затронуто права Виталия, ведь каждый ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, физической работой.)
ІІ. Обязанности
Ведущий. Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Какой документ регламентирует ваши обязанности как учеников школы?
Ученики называют «Устав школы» и поочередно перечитывают его положение.
Ведущий. Если ученик не выполняет положения «Устава школы», какая может быть за это ответственность?
Несколько учеников дают ответ на вопрос.

Упражнение «Сказочный сундук»
Ведущий. Не только в реальной жизни, но и в сказках встречаются нарушение прав героев или невыполнение ими обязанностей.
(Каждому ученику предлагается избрать карточку с задачей, в котором нужно определить права сказочных героев, которые были нарушены, или обязанности, которые не выполняются.)

В сказке о Колобке какое право героя было нарушено? (Нарушено право на жизнь Колобка.)
В сказке о Золушке были нарушены права главной героини? (Нарушено право Золушки на отдых, осуществлялась эксплуатация работы несовершеннолетней.)
В сказке о Пане Котовском нарушались права кота, когда его отвезли в лес? (Так, было нарушено его право на жилье.)
Все ли обязанности выполнял Буратино в сказке «Золотой ключик»? (Буратино пренебрегал обязанностью приобретать образование.)
Нарушала ли Коза-Дереза права других героев сказки? (Нарушала право Зайчика на жилье.)
Были ли нарушены права в сказке «Еж и Заяц»? (Да, Заяц нарушил право Ежа на уважение к своему достоинству.)
Нарушали ли права дед и баба в сказке «Гадкий утенок»? (Они нарушили право утки на защиту от вмешательства в личную жизнь.)
Нарушались ли права Дюймовочки? (Да, было нарушено ее право свободно высказывать свои взгляды.)
Права кого из героев были нарушены в сказке «Котигорошко»? (В этой сказке были нарушены права братьев и сестры Котигорошка на право не расставаться со своими родителями.)
10. В какой сказке серое существо осуществляет подлый план убийства двух человек, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (В сказке «Красная Шапочка».)
Назовите сказку, где речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнование по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему дойти к финишу, но финиш трагический проявив преступную самоуверенность, герой гибнет. («Колобок».)
В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип: «Каждому по способностям, каждому по работе» и присвоило зарплату работника? Последний совершил самосуд, причинив должностному лицу тяжелые телесные повреждения. («Сказка о попе и его рабочем Балду».)
Герой какой сказки прославился тем, что неоднократно разрывал надоевшие брачные узы не в порядке, предусмотренном Кодексом о браке и семье? («Синяя Борода».)
В какой сказке женщина задумывает похитить чужого ребенка, используя при этом летательный аппарат? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
15. Героиня какой сказки, одетая в дорогую шубу, пришла в гости и осталась там очень уж ей понравился интерьер? И в какие только инстанции не обращался хозяин, пока действия непрошеной гостьи были квалифицированы как незаконное овладение жильем. («Лисица и Заяц»)

Права и обязанности личности

Права
Обязанности


Все дети имеют право на любовь и заботу
Уважать и любить свое окружение.
Относиться к ним так, как бы мы хотели, чтобы
относились к нам

Все дети равны в своих правах
Уважать близких и друзей.
Не унижать достоинства другого человека.
Вести себя так, чтобы своим поведением
не нарушать права другого человека

Особая забота детям-инвалидам
Быть толерантным к таким людям.
Уважать и помогать им

Все дети имеют право на полноценное питание
Придерживаться режима питания.
Употреблять продукты до конца срока
пригодности. Уважать работу поваров

Все дети имеют право на отдых и досуг
Придерживаться правил моральной этики;
организовывать досуг так, чтобы он был
полезен и не мешал другим

Все дети имеют право на образование
Добросовестно учиться; активно работать
на уроках, готовиться своими силами; старательно
выполнять домашние задания

Особая забота - детям, которые находятся
в конфликте с законом
Придерживаться определенных норм поведения,
принятых в обществе. Стараться не
создавать ситуаций, которые приводят к
нарушению закона

Дети имеют право свободно высказывать свои взгляды
Уважать свое окружение. Давать возможность
каждому высказывать собственные мысли.
Не навязывать своих взглядов другим, если они с ними не согласны

Все дети имеют право на медпомощь
Ценить и заботиться о своем здоровье.
Выполнять предписания врачей

Все дети имеют право на свободное общение
Уважать собеседников. Корректно и тактично высказывать свои мысли.
Придерживаться правил языкового этикета

Особая забота детям без семей
С уважением относиться к людям, которые заботятся
о нас


Никакого ребенка нельзя принудительно привлекать к работе
Выполнять работу, которая не наносит ущерб здоровью. Обслуживать себя своими силами

Все дети имеют право на информацию
Самостоятельно находить информацию
в разнообразных источниках

Никакого ребенка нельзя обижать или унижать
Не обижать и не унижать


других

Все дети имеют право на жизнь
Придерживаться норм и правил поведения, принятых в обществе. Не создавать
ситуаций, которые могут вызвать несчастные
случаи


Ведущий. Сейчас у вас, дети, есть возможность обратиться к нашим гостям и задать им вопросы, которые вас интересуют.
Ученики:
Какие особенности юридической ответственности несовершеннолетних?
К кому мы можем обратиться для защиты своих прав?
Можно ли наказывать в семье ребенка насилием над ней?
Часто ли несовершеннолетние притягиваются к ответственности в нашем районе?
Ведущий
Нежелание исполнять обязанности, недисциплинированность приводят к нарушению моральных норм, установленных правил, а от правонарушения до преступления - один шаг, и преступник должен быть наказан.
Как этого избежать?
Напомним несколько правил, о которых мы уже не раз говорили:
-Уважай порядок и закон.
-Отгоняй от себя лень, безразличие, занимайся самовоспитанием.
-Суть самовоспитания - уметь убедить себя так, как надо, даже если этого не всегда хочется.
- Учись видеть себя со стороны, постоянно сопоставляй свои поступки с моральными и правовыми нормами.
- Выучи и прими Заповеди Божьи, в них - твое спасение, источник духовного роста.
(Просмотр ролика)














15