Статья на тему Практические работы на уроках математики в 5 классах как средство развития познавательной самостоятельности учащихся


Практические работы на уроках математики в 5 классах как средство развития познавательной самостоятельности учащихся
Сейчас разрабатываются новые и эффективные методы преподавания, совершенствуются формы организации уроков. Главным условием совершенствования преподавания математики является усиление ее практической направленности.
Одним из путей решения этого вопроса является выработка у учащихся практических умений и навыков. Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет возможность сформировать у них практические умения и навыки геометрического характера, которые необходимы не только в школе, но и повседневной жизни.
Важной формой обучения математики, способствующей развитию и воспитанию ценных графических, вычислительных навыков и умений, необходимых для жизнедеятельности, являются практические работы. Усиление практической направленности обучения математике необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений совершенствования школьного курса математики.
Одним из средств развития познавательной самостоятельности школьников на уроках математики являются практические работы. Если раньше практические работы проводились на этапе обобщения знаний, умений и навыков, то сейчас появился опыт их использования на этапах изучения и закрепления нового материала. В результате этого источником знаний становится факт осваиваемый учеником в процессе преобразующей деятельности. Эта деятельность стимулируется внутренними мотивами учения. Ученик из пассивного объекта превращается в активного участника познавательного процесса. Усвоение нового объединяется с применением ранее изученного и служит закреплению приобретенных знаний и умений.
Данная статья актуальна тем, что использование практических работ на уроках математики не является обыденностью. Мы привыкли, что такие работы (лабораторные) широко применяются на уроках физики, химии, биологии, по данным предметам разработано множество пособий (учебники, рабочие тетради и пр.) с такими работами, но использованию практических работ на уроках математики такого внимания не уделяется. С помощью практических работ у учащихся 5 классов можно скорректировать адапционный период при переходе из начальной в среднюю школу, так как такие работы вызывают интерес у учащихся, позволяют отдохнуть от сложных вычислений, большого объема информации. Выше сказанное обуславливает актуальность статьи.
Практические работы могут проводиться с целью:
- установления того или иного факта;
-установления определенной зависимости между величинами математического факта;
- установление прочного навыка вычислений, конструирований.
Также практическая работа может носить исследовательский характер.
В проведенном исследовании на базе МБОУ «Новотроицкая СШ» Саргатского района разработана методика формирования у учащихся 5 классов понимания практической значимости применения математических методов исследованию различных процессов, возникающих в реальной жизни.
Содержательной основой разработанной методики являются практические работы в 5 классе:
1.Метрическая система мер (работа с отрезками);
2.Метрическая система мер (работа с моделями):
3.Площадь прямоугольника и квадрата;
4.Объем куба и прямоугольного параллелепипеда;
5.Нахождение периметра и площади квадрата и прямоугольника;
6.Нахождение периметра и площади треугольника;
7.Вычисление площади поверхности и объема куба и прямоугольного параллелепипеда;
8.Понятие о градусе и минуте. Транспортир;
9. Построение круговой диаграммы.
Пример практической работы на тему «Окружность» (закрепление знаний)
Оборудование: цветной картон, цветная бумага, ножницы, нитки, циркуль, цветной карандаш, простой карандаш, клей, линейка.Учащиеся работают в парах.
Ход работы:
Актуализация знаний:
Что такое окружность?
Что такое круг?
Радиус окружности?
Диаметр окружности?
Учащиеся в парах выполняют практические задания по инструкции и записывают свои наблюдения:
1) На картонном листе начертить окружность произвольного радиуса, отметить её центр, записать значение радиуса в миллиметрах (r) и значение диаметра в миллиметрах(d).
Провести клеем-карандашом по окружности и, пока клей не высох, проложить нитку точно по контуру окружности и аккуратно отрезать её на стыке.
Снять нитку с картона и очень точно измерить её длину в миллиметрах. Этот размер назовем длиной окружности (L). Записать значение L.
Занести все результаты в таблицу:
R, мм D, мм
Далее ученики называют свои результаты, и учитель делает вывод, что, окружности были построены у всех разные. Ученики делают вывод, где в жизни используется понятие окружность, какие предметы в повседневной жизни похожи на окружность (часы, колесо и пр.).
Пример практической работы на тему «Площадь прямоугольника» (закрепление знаний)
Оборудование: цветной картон или цветная бумага, ножницы, простой карандаш, линейка.
Учащиеся работают в парах.
Ход работы:
Актуализация знаний:
Какие формулы вам уже известны?
Назовите формулу площади прямоугольника?
Как можно найти длину и ширину заданного прямоугольника?
Какой измерительный инструмент вам нужен?
Учащиеся в парах выполняют практические задания по инструкции и записывают свои наблюдения:
На картонном листе (бумаге) начертить прямоугольник произвольной длины и ширины. записать значение длины и ширины в сантиметрах или миллиметрах.
Вырезать прямоугольник.
Измерить линейкой длину и ширину прямоугольника. Записать значение длины и ширины в миллиметрах в таблицу.
Вычислить площадь прямоугольника. Результаты занести в таблицу.
а, ммb, мм S, мм2Далее ученики называют свои результаты, и учитель делает вывод, что, прямоугольники были построены у всех разные, поэтому у всех получилась различные значения площадей. Ученики делают вывод, где в жизни используется понятие площадь прямоугольника, как это нахождение площади прямоугольника может пригодиться в повседневной жизни (покраска пола, поклейка обоев и пр.).
Пример практической работы на тему «Площадь прямоугольного параллелепипеда» на весь урок (исследовательский характер, решение проблемного вопроса)
Оборудование: модели прямоугольного параллелепипеда, оберточная бумага, ножницы, простой карандаш, линейка.
Учащиеся работают в парах.
Данную практическую работу можно проводить под диктовку учителя или по карточкам.
Ход работы:
Актуализация знаний:
Посчитайте, сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?
Какую форму имеют грани прямоугольного параллелепипеда?
Посчитайте, сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?
Есть ли среди граней прямоугольного параллелепипеда равные грани? Если да, попробуйте показать их на макете.
Как по отношению друг к другу расположены равные грани?
Сколько пар равных граней у прямоугольного параллелепипеда? (записывают свои наблюдения).
Сделайте чертеж прямоугольного параллелепипеда (с помощью учителя). Сделайте соответствующие подписи на чертеже. Объясните друг другу, какая грань как называется.
Решение проблемного вопроса.
Решим задачу. Вы приглашены на день рождения. Ваш подарок в виде коробки, с измерениями: 10 дм, 5дм и 4 дм. Чтобы придать коробке вид подарка, вы хотите обернуть ее в яркую упаковочную бумагу. Вот только не знаете, сколько бумаги вам нужно. Давайте попробуем решить эту задачу.
Как вы думаете, какую величину необходимо узнать, чтобы определить точное количество обертки для вашей коробки? (площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда).
Как вы думаете, как можно найти площадь поверхности параллелепипеда? Вспомните, из чего состоит поверхность параллелепипеда? (нужно сложить площади всех граней)
Да, таким образом можно найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, но, это будет не очень быстро. Чтобы вычислить эту величину гораздо быстрее, существует специальная формула.
В формулах мы обычно используем буквы, поэтому введем следующие обозначения: длина = а; ширина = b; высота = с. Соответственно, площадь каждой грани мы обозначим своей буквой: верхняя – S1; нижняя – S2; боковая левая – S3; боковая правая- S4; задняя грань – S5; передняя грань- S6. Учащиеся записывают на своих чертежах обозначения. Пытаются составить формулу площади прямоугольного параллелепипеда. Делают вывод о формуле.
Итак, чтобы найти площадь поверхности всего параллелепипеда, нужно сложить площадь всех граней. (S= S1 +S2+ S3+ S4+ S5+ S6)
Работаем в группах. Каждой группе необходимо составить выражения для площади некоторых граней. Затем мы обобщим результаты и сможем вывести формулу площади поверхности параллелепипеда. Задание для первой группы: Составьте выражение для площади задней грани S1. (S1 = ….) и т.д.
Когда группы будут готовы им необходимо поделиться друг с другом своими результатами. (записываем на доске результаты). Посмотрим, что получилось. Можно ли эту формулу упростить? Каким образом? (вынести общий множитель: 2). Запишите готовую формулу в тетрадь: S пов. пар-да = 2 (ав +вс + ас)
Теперь, измерьте линейкой длину, ширину и высоту своей модели. Записать значение величин в миллиметрах в таблицу.
Вычислите площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда.
а, ммb, мм с, ммS, мм2Далее ученики называют свои результаты, и учитель делает вывод, что, модели были у всех разные, поэтому у всех получилась различные значения площадей. Ученики делают вывод, по конкретной задаче (сколько оберточной бумаги нужно на подарок). Затем приводят примеры из своей жизни.
Обязательно необходимо подвести итог проделанной работе и где она пригодится в жизни ученику.
Таким образом, практические работы основаны прежде всего на самостоятельной деятельности учащегося, следовательно, они помогают качественно усвоить знания на уроке, учат применять знания на практике, в том числе в нестандартных ситуациях, побуждают познавательный интерес к самообразованию, а так же в процессе их деятельности несут воспитательные и развивающие функции.