Развитие системного мышления посредством использования логико-смысловых моделей.


Развитие системного мышления посредством использования
логико-смысловых моделей.
Что такое системное мышление?
Чтобы понять, что такое системное мышление, напомню притчу о том, как слепые анализировали слона.
Один, потрогав хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это палка”. “Это - шершавая колонна” - сказал третий, трогая ногу. “Нет, - это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона...
В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал свой вывод о всей системе только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.
Приведу несколько всем известных примеров несистемного подхода или несистемного мышления.
Катастрофическое обмеление Аральского озера это пример бессистемного подхода.
Неудачи крупномасштабных мероприятий, таких как мелиорация, осушение болот, химизация, вырубание лесов, распахивание степей, являются системными ошибками.
Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения отходов - пример преступного несистемного подхода.
( и уровень начальной школы)) Примороженный в проруби хвост волка - тоже результат незнания системного анализа.
Согласитесь, возможно, что многих ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили системное мышление. Чем выше власть, тем крупнее решения и тем дороже обходятся ошибки. Поэтому речь о необходимости развития системного мышления не стоит.
Системное мышление - это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода - всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей..
Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними.
№1 С целью развития системного мышления у своих учеников я для себя нашла такой инструмент как логико-смысловые модели – это универсальные образно понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний и учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных в дидактической многомерной технологии д.п.н. Валерия Штейнберга (Россия).
1
Они «предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности». Позволяют представить знания в свернутой и развернутой форме и управлять деятельностью учащихся по их усвоению, переработке и использованию.
№2 Тем более, всем известна прямая связь процента усвоения нового материала от вида и степени деятельности обучаемого.
№3 Я хочу вам представить дидактический биплан – это красивая визуальная метафора, инструмент для «полёта разума». А вы попробуйте догадаться, о чём идёт речь.
Он имеет две пары крыльев – внешнего и внутреннего планов деятельности. Правые части крыльев – это предметная деятельность и мысли – образы. Левые части крыльев – это речевая деятельность и мысли - слова. Верхние и нижние части крыльев связывают первая и вторая сигнальные системы. А двигатель – это «солярный (многолучевой) мотор», т.е. наши многомерные дидактические инструменты..
Может кто-то уже догадался, что иллюстрирует собой этот дидактический биплан? Он иллюстрирует человеческий мозг и преобладающие в его полушариях процессы. У левополушарных людей преобладает логическое мышление, у правополушарных – образное. В идеале добиться гармонии деятельности двух полушарий. В этом и могут помочь многомерные дидактическая инструменты.
№4 По структуре ЛСМ могут быть «солярные» (многолучевые) , «сеточные» (матричные) или каркасно-матричные, для начальной школы можно ещё использовать более простую модель – «карта памяти».
№5-№7. Вы видите каркасы этих логико-смысловых систем.
№8 Основные понятия ЛСМ вы видите на слайде. Я их покажу вам на нашей модели.
Многомерность – это ведущее понятие в данной технологии. Многомерность - развернутое представление, какого – либо понятия или явления.
Логико-смысловая модель – инструмент МДТ. Каркас логико-смысловой модели вы видите перед собой. Получают её путем замещения ориентирующих или вопросных микрооператоров при узлах координат ключевыми словами, метафорами, аббревиатурами. Предназначена для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности.
Координаты - круг вопросов расположенных на векторе.
Опорный узел – это точка на координате.
Ключевое слово – это слово, которое находится у опорного узла.
Ключевая фраза «впитывает» в себя широкий диапазон специфических образов; они и воссоздаются затем при активизации данной фразы.
«Смысловая гранула»- существенно значимая порция информации, которую помещают в опорный узел модели.
2
№9 При использовании ЛСМ реализуется ряд принципов, которые вы видите на слайде. Поясню некоторые.
Многомерности (многоаспектности), или объединение разнородных элементов знаний в систему, удобную для познавательной, аналитической и проектной деятельности.
Расщепления- объединение элементов в систему.
Биканальности деятельности- преодолевается одноканальность мышления за счёт воздействия на различные каналы восприятия информации.
Аутодиалогичности (полилога внутреннего и внешнего планов)- происходит внутренний диалог с целью осмысления информации, т.е. переотражение информации из образной в вербальную форму.
Функциональной полноты знаний- установление связей и отношений между частями целого.
Универсальности- возможность использования многомерных дидактических инструментов на различных предметах, этапах, формах обучения, в различных возрастных группах.
Программируемости и повторяемости основных операций, выполняемых при представлении и анализе знаний.
Опорности мышления- опора на модели при развёртывании информации.
Совместности свойств образа и модели- это вербальное «зеркало» сознания.
Квазифрактальности развёртывания многомерных моделей представления знаний, основанной на повторении ограниченного числа операций.
Вот вы видели вроде бы незрелищный для открытого фрагмент урока, но, сколько задач можно решить, применяя ЛСМ в обучении.
№10. Как же конструируется ЛСМ?
- вначале изучаемая тема представляет собой неструктурированное пространство знаний, и первое преобразование заключается в том, чтобы его расщепить на смысловые группы;
- потом смысловые группы расщепить по заданному признаку на части, а части смысловых групп преобразовать в опорные узлы, главную мысль каждой смысловой группы записать возле номера соответствующего опорного узла ключевыми словами, - выявить связи и отношения между смысловыми группами.
1. В центре логико-смысловой модели всегда тема или объект изучения, подлежащие раскрытию понятие или явление.
Следующий шаг - определение набора координат или круга вопросов по теме (своеобразный план изучения темы или вопроса).
2. Смысл координат ранжируется и располагается в определенном порядке – К1, К2 и так далее, по часовой стрелке.
3. Набор опорных узлов на каждой координатной оси определяется путем логического выявления главных элементов содержания, т. е. ключевых факторов изучаемой проблемы.
3
4. Опорные узлы тоже ранжируются и располагаются в определенном логическом порядке на осях. При этом развернутые информационные блоки заменяются ключевыми словами, словосочетаниями, формулами, аббревиатурой и т. п. 5. В узлах на координатной оси записываются именно ключевые слова, т. е. информация в сжатом виде.
Здесь логика - в порядке расстановки координат и опорных узлов, а смысл – в виде содержания координат и узлов представленных ключевыми словами.
6. Последний этап в построении ЛСМ, как и в любой деятельности, это рефлексия.
№11 Алгоритм освоения ЛСМ.
Изучение теории. ЛСМ – это авторский дидактический инструмент многомерной дидактической технологии д.п.н. Валерия Штейнберга. Изучить материал можно по книге «Теория и практика многомерной дидактической технологии», Москва: Народное образование ,2015 г. или «Дидактические многомерные инструменты: теория, методика и практика. Москва: Народное образование, 2002 г.
Составление ЛСМ учителем.
Составление с учениками и самостоятельно учениками.
Применение ЛСМ в педагогической деятельности.
№12 Использование ЛСМ
Можно использовать не только в рамках урока. Сегодня я представила материал своего выступления тоже в форме ЛСМ.
№ 13 Возможности ЛСМ
Составление и использование логико - смысловых моделей создают условия для развития системного мышления у учащихся.
Результатом урока при использовании многомерной дидактической технологии во всех случаях будет некий пучок знаний по теме в виде свернутого образа, способного к разворачиванию.
Работа по составлению и прочтению ЛСМ включает первую и вторую сигнальные системы человека, правое и левое полушария мозга, дает возможность увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, позволяет сравнивать объекты и явления, устанавливать и объяснять связи, находить сферы применения; и как результат – активно развивать системное мышление как педагога, так и учащихся.
4