Конспект открытого урока по теме: Оксиды.

Тема урока: «Оксиды. Классификация. Химические свойства оксидов. Применение».

Дидактическая цель: Повторить определение оксидов, умение составлять формулы и называть оксиды и их классификацию. Изучить получение, химические свойства кислотных и основных оксидов, и их применение. Выработка учебных компетенций в работе с различными источниками информации.

Задачи:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации оксидов;
формировать умение определять различия и сходства химических свойств, основных и кислотных оксидов, развивать навыки оформления записи химических уравнений;
рассмотреть применение оксидов.
Развивающие:
способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, устанавливать причинно-следственные связи.
продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
продолжить формирование интереса к предмету и химического видения мира.
продолжить формирование у учащихся умения самостоятельно работать, коммуникационные навыки.
Воспитывающие:
продолжить формирование научного мировоззрения.
воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.
воспитывать самостоятельность и навыки культуры общения.

Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная
-самостоятельная
- индивидуальная (выполнение домашнего задания).

Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- практический (химический эксперимент);
- наглядный (работа с наглядностью, проектором);
- репродуктивный.

Оборудование: мультимедиапроектор (презентация), пробирка, сухой спирт, спички, пробиркодержатель, штатив для пробирок.

Реактивы: H2SO4 (раствор), CuO (порошок).


Ход урока

Организационный момент
Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начинаем урок.

Мотивация. слайд
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова китайской пословицы: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».
Цель: Повторить определение оксидов, умение составлять формулы и называть оксиды и их классификацию, получение. Изучить получение, химические свойства кислотных и основных оксидов, и их применение. Обратим внимание на умение работать с различными источниками информации.

Актуализация знаний. слайд
Мы начали с вами тему «Основные классы неорганических соединений». Все вещества в неорганической химии делятся на четыре класса: оксиды, кислоты, основания и соли.
Мы в теме «Кислород» уже знакомились с одним из классов оксидами, кто не помнит, открыли словарь и смотрим (работа со словарем и учебником параграф№23 стр 79).
Какие вещества называются оксидами? Прочитайте оксиды по их формулам.
Давайте вспомним, как назвать оксид (смотрим в словарь ) слайд
Название = слово оксид +элемент + переменная валентность
Назать оксиды: Fe2O3, Н2O, SiO2, Cl2O7, P2O5, SO2. слайд
Игра “Найди родственников”. Из приведенных формул выберите формулы оксидов : KOH, CuO, Li2O, P2O5, WO3, NaCl, Fe3O4, CO2, CO, H2SO4, H2S, SCl6..
4. Игра крестики нолики. Покажи выигрышный путь. слайд
А) Выбери оксиды металлов

SO3
Fe2O3
SiO2

MgO
BaO
CO2

NO
K2O
CuO

Б) Выбери оксиды неметаллов
Li2O
NO2
P2O5

Cl2O7
N2O3
FeO

CO
ZnO
H2O

В) Выбери оксиды V группы главной подгруппы.

P2O3
CO
N2O3

Al2O3
NO
SiO2

As2O5
P2O5
N2O5


5. Давайте составим формулы оксидов по валентности. . слайд
Кислотам соответствуют – кислотные оксиды .
Основаниям – основные оксиды.
H2SO4 - SO3 Fe(OH)3 - Fe2O3
HNO3 - N2O5 Fe(OH)2 - FeO
HNO2 - N2O3 Ca(OH)2 - CaO
H2CO3 – CO2 NaOH - Na2O
H3PO4 - P2O5 Cr(OH)3 - Cr2O3
. слайд
6. Делаем вывод: Оксиды бывают основные, кислотные и амфотерные.
Основные оксиды - это оксиды металлов, им соответствуют основания. CaO, CrO, MnO, Li2O
Кислотные - это оксиды неметаллов, им соответствуют кислоты. СO2, SO3, P2O5, N2O3
Амфотерные –это оксиды амфотерных элементов, им соответствуют кислоты и основания. Fe2O3, Al2O3,ZnO, BeO

7. Выбери оксиды (из перечня оксидов надо выбрать): слайд
Основные FeO, Al2O3, MgO, BaO, Li2O, Cl2O7, CaO, SO2.
Кислотные NO, P2O5, SnO, BeO, SO3, Cl2O7, N2O3, CO2.
Амфотерные ZnO, Al2O3, BeO, BaO, SO3, Fe2O3, N2O5, CO2.

В теме «Кислород» мы научились с вами записывать уравнения химических реакций горение простых и сложных веществ. Давайте вспомним, какие вещества получаются в результате горения веществ? Ответ: Оксиды.

8. Получение оксидов. слайд
1.Оксиды получают при горении простых веществ
Самостоятельно запишем уравнения горения углерода.
2Са + О = 2СаО
Проверим правильно вы записали.
2.Сейчас запишем горение сложного вещества метана (СН)
Проверим правильно вы записали. слайд
СН + 2О = СО + 2НО
Оксиды получаются при разложении сложных веществ.
3.Разложение нерастворимых оснований слайд
Сu(ОН) = СuO + НО
4.Разложении солей
СаСO = CаО + СО

9. Химические свойства основных оксидов слайд
Давайте вспомним химические свойства воды (тетрадь конспект или параграф№32 стр.108)
Вода взаимодействует с оксидами активных металлов.
1.Основные оксиды взаимодействуют с водой.
Основный оксид + вода щелочь
Запишите самостоятельно взаимодействие оксида калия и воды
K2O + НО 2KOH
Проверяем правильно ли вы записали.
Демонстрация видео опыта
2. Основные оксиды взаимодействуют с кислотами. слайд
1.Основный оксид + кислота соль + вода
CuO + H2SO4 CuSO4 + НО
Демонстрация видео опыта
Выполнение лабораторного опыта.
Взаимодействие основных оксидов с кислотами.
В пробирку с оксидом меди приливаем кислоты. Укрепляем в держателе. Зажигаем сухой спирт. Прогреваем пробирку, направляем вдоль стола. Что наблюдаем?
Изменение цвета из бесцветного в голубой.

Меры безопасности при работе с химическими веществами.
1. Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами, при попадании на руки промываем проточной водой
2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка
оказывалась сверху (этикетку в ладонь).
З. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.
4. После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на место.
6. При нагревании пробирки , надо прогреть пробирку и направлять пробирку в доль стола.

10. Химические свойства кислотных оксидов. Слайд
(учебник параграф№40 стр134 таблица №8 переписать дома в словарь)
1. Кислотные оксиды взаимодействуют с водой исключение SiO2
Вспомним, какое вещество получается при взаимодействии кислотных оксидов с водой (смотрим в тетради химические свойства воды или учебник параграф№32 стр.108).
Кислотный оксид + вода кислота
СО + НО H2CO3
2. Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями (щелочами). слайд
Кислотный оксид + основание соль + вода
P2O5 +6LiOH2Li3PO4 + 3 НО
Демонстрация видео опыта
3.Кислотный оксид + основный оксид соль
SO3 + CaO CaSO4
Демонстрация видео опыта

11. Применение оксидов.
Учащиеся дома самостоятельно придумали загадки и небольшие сообщения о применении оксидов (другие источники информации):
Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед.
Носитель благ
Предвестник бед
И радуга и лед.
(вода H2O)

Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. Медузы состоят из 99,9% воды, взрослый человек – 70-80%.

Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи,
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться мог.
(углекислый газ СО2)
Один из распространенных оксидов – оксид углерода (IV) CO2 – содержится в составе вулканических газов. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,040,03%. Растения благодаря фотосинтезу усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические глюкозу, крахмал.


Оксид углерода (II) СО применяется для обработки мяса животных и рыбы, придает им ярко красный цвет и вид свежести, не изменяя вкусовых качеств. Является хорошим восстановителем в металлургическом производстве.

Многие руды металлов являются оксидами. Например: красный, магнитный и бурый железняки, бокситы (оксид алюминия).

Я белое кристаллическое вещество
И формула моя кальций о
Негашеной известью зовусь,
А гашеной в строительном деле
Легко пригожусь.
(Оксид кальция СаО)
Оксид кальция СаО при взаимодействии с водой образует гашёную известь, которая широко используется в строительстве, при производстве сахара.

Я керамика, аметист и опал.
Я и яшма, и кварц, истекло.
Тверд и прочен, как горный хрусталь,
Кремнеземом зовусь я еще.
(Оксид кремния SiO2)


Плиний считал, что горный хрусталь «рождается из небесной влаги и чистейшего снега». Однако состав его иной: оксид кремния (IV) SiO2. Кварц, кремень, горный хрусталь, аметист, яшма, опал все это оксид кремния (IV). Оксид кремния (IV) применяют в производстве стекла, керамики, абразивов, бетонных изделий, для получения кремния, как наполнитель в производстве резин, при производстве кремнеземистых огнеупоров.

Оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Применяется в фармацевтической промышленности.

Оксид титана (IV) TiO2 применяется для изготовления  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (57 % от всего потребления) производство пластмасс  21 %, производство ламинированной бумаги .


12. Закрепление изученного материала
1. При нормальных условиях оксиды - это вещества:
а) только газообразные б) только жидкие
в) газообразные, жидкие и твердые г) только твердые.

2. Как называется оксид SO?
а) оксид серы б) оксид серы(II) в) оксид серы (IV) г) оксид серы (VI) .

3.Укажите формулу оксида:
а) HCl б) NaOH в) CO г) NaCl

4.Укажите формулу кислотного оксида:
а) MgO б) BeO в) AlO г) SO

5. Укажите формулу основного оксида:
а) CO б) NO в) MgO г) NO

ГИА Оксид магния реагирует с
1) KCl 2) NaOH 3) SO 4) BaSO4
MgO + SO=MgSO
От кислотных к основным меняются свойства оксидов в ряду
1)CaO SiO2 SO3 2)CO2 Al2O3 MgO 3)SO3 P2O5 Al2O3 4)Na2O MgO Al2O3

Какой оксид реагирует с раствором HCl?
1) CO 2) SO 3) СO 4) MgO
Ответ MgO + 2HCl = MgCl + HO

Запишите уравнения химических реакций:
1. CaO + H2O Ca(OH)2
2. SO3 + H2O H2SO4
3. ВаO +H2SO4 ВаSO4
4.MgO +2HCl MgCl2
5. 3Na2O+2H3PO4 2Na2PO4 + HO
6. ВаO +H2SO4 ВаSO4 + HO

13. Домашнее задание.
параграф 41. Упр2(е,ж,з,и,к.) стр135 письменно
творческое, индивидуальное задание «Роль и место оксидов в природе, жизни, быту». (презентация или реферат)

14. Подведение итогов.





































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ№8 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
2016г








Тема урока: «Оксиды. Классификация. Химические свойства оксидов. Применение».




















Учитель химии
Грицаева Т.С.


































15