Разработка занятия по внеурочной деятельности 5 класс на тему Состав воздуха. Кислород. Получение кислорода и изучение его свойств. Определение количественного содержания кислорода в воздухе


Разработка занятия по внеурочной деятельности 5 класс.
Учитель химии МБОУ «Гимназия» г. Протвино Московской области
Вебер Светлана Викторовна
Тема: «Состав воздуха. Кислород. Получение кислорода и изучение его свойств. Определение количественного содержания кислорода в воздухе»
Цель занятия: формирование и развитие у учащихся умений и навыков проведения эксперимента, исследовательского поиска.
Задачи:
-обучающие: расширить знания учащихся о веществах, их нахождении в природе, способах получения, применении. Определить связь химии с другими естественными науками;
- развивающие: формировать мышление учащихся о познаваемости мира;-воспитывающие: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности, содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, экспериментальный
Организационные формы: беседа, работа в парах, экспериментальная работа.
Реактивы и оборудование: перекись водорода3%, оксид марганца (IV),спиртовка, деревянная лучинка, спички, сырой и отварной картофель, прибор для доказательства количественного состава воздуха.
Планируемые результаты
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия по изучению нового материала.
Познавательные: извлекать информацию из наблюдений, сравнений, обобщений и преобразовывать ее в конечные выводы и представлять в виде устного, письменного ответа, схемы, рисунка.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; выполнять в паре (группе) задания, приходить к совместному решению и выводам.
Личностные: нести ответственность за безопасные приемы работы, оценивать свои личностные качества в совместной работе, доносить свою позицию до других.
Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска
В ходе занятий в рамках программы особое внимание уделяется формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовании разнообразных веществ. Уровень их сформированности можно будет оценить по проявляемым детьми умениям: наблюдать за веществами и явлениями их сопровождающими, видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты.
В процессе познания формируются особые личностные качества: нести ответственность за безопасные приемы работы, оценивать свои личностные качества в совместной работе, высказывать суждения и доносить свою позицию до других, приходить к совместному решению и выводам, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи, и т.п.
Ход занятия
1.Актуализация собственного опыта. Проведем небольшой эксперимент.
Учитель. Посмотрите, что вы видите вокруг (лампы, мел, книги и т.д.).
Учитель. Нет, вы не все увидели главного… (не увидели бесцветный и прозрачный газ – кислород).
Учитель. Вдохните. Что вы почувствовали? Вы не почувствовали главного… (кислород не имеет запаха).
Учитель. Задержите дыхание и не дышите. Что вы почувствовали?
Правильно, вам не хватает… (ответы учащихся: воздуха, кислорода).
Учитель. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
Учите ль. А какой газ в воздухе поддерживает дыхание, горение?
Учитель. Что вам известно о кислороде?
Учитель. «Кислород мы замечаем лишь тогда, когда нам его не хватает».
Эпиграф на доске « … (кислород) – это вещество, вокруг которого вращается земная химия» Е.Берцелиус (учащиеся вместо …вписывают слово «кислород).
Экспериментальная часть. Получение кислорода и изучение его физических свойств.
Учитель. Проверим знание лабораторного оборудования.
Показывает на оборудование, просит назвать (пробирка, спиртовка, шпатель, выпарительная чашка).
Правила техники безопасности.Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!Помните!

Тушите спиртовку только колпачком (а).Запрещается зажигать одну спиртовку с помощью другой (б).Запрещается передавать спиртовку в зажженном виде (в).Запрещается пробовать вещество на вкус (г).Работу проводить только над столом (д)
Получение кислорода разложением пероксида водорода
Учитель: Налейте в стакан по 8—15 мл раствора пероксида водорода. Добавьте в стакан (на кончике шпателя) оксид марганца (IV). Что наблюдаете? Проверяем наличие кислорода тлеющей лучинкой (демонстрационно)
Эксперимент: Учащиеся получают кислород и исследуют его свойства.
Подводим итоги.
Вопросы:
агрегатное состояние кислорода –
цвет -
запах -
лучше или хуже поддерживает горение, чем воздух?-
Сколько кислорода содержится в воздухе? (ответы могут быть разные)
II. Экспериментальная часть. Количественное содержание кислорода в воздухе.
Эксперимент: в чашку Петри с водой помещаем свечу и зажигаем; накрываем сверху цилиндром с 5 делениями. Через некоторое время свеча погасла и вода из чашки заполнила цилиндр на 1/5.
Вопросы:
почему горит свеча? (в воздухе есть кислород);
сколько времени будет гореть свеча? (пока в цилиндре есть кислород);
сколько кислорода было в цилиндре (работа в парах, сверка выводов с соседней партой и т.д.);
общий коллегиальный вывод: в воздухе 1/5 часть кислорода.
что осталось в цилиндре? (чаще отвечают, что несгоревший воздух)
III. Кислород в нашей жизни
Проблемные вопросы:
почему необходимо проветривать помещения? (предполагаемые ответы: свежий воздух, выветриваются микробы и проч.)
почему в аптечке скорой помощи всегда есть перекись водорода? (предполагаемые ответы: убить микробов и проч.)
P.S. Темп работы в классах разный, поэтому если есть время, то можно обсудить эти вопросы в виде дискуссии, так же провести эксперимент (выделение кислорода под действием ферментов, содержащихся в сыром картофеле
III. Экспериментальная часть. Расщепление пероксида водорода с помощью фермента
Эксперимент: в пробирку поместите измельченный сырой и отварной картофель, капните несколько капель перекиси водорода. Поместите в пробирки тлеющие лучинки.
Вопросы:
где наблюдается выделение газа?
какой газ выделяется в пробирке с сырым картофелем? (ответ учащихся – это кислород).
Учитель. Перекись водорода, попадая на рану, разлагается до кислорода.
Вопрос для размышления: какую роль играет перекись водорода при обработке ран?
Учитель. Образование пузырьков в пробирках с сырым картофелем или на ране объясняется присутствием в клетках фермента, которые расщепляют перекись водорода до воды и кислорода. Молекулярный кислород выделяется в виде пузырьков. В пробирках с вареным картофелем пероксид водорода не расщепляется, т. к. при варке ферменты (вещества белковой природы) разрушаются и теряют свою активность.
Вывод: кислород обладает уникальным противомикробным действием.
Рефлексия.
сделайте вдох легко и радостно (если у вас сегодня все получилось);
сделайте вдох легко и радостно (если у вас сегодня не все получилось, но обязательно получится в следующий раз).