Методичка Построения и перестроения.




МБОУ СОШ №3 г. Пушкино














Методическая разработка для учителей начальной школы
«Построение и перестроения»
















Выполнила:
Панина Л.В.










1 класс
Построение и перестроения: в колонну и шеренгу по одному; равняться в затылок, (в колонне), по носкам в шеренге; начинать движение и останавливаться по командам; размыкаться на вытянутые руки.
Построение в колонну по одному. Колонна- это строй, в котором учащиеся стоят один за другим в затылок. Стоящий впереди называется направляющим, а последний замыкающим. Расстояние между стоящими в колонне (в глубину) называется дистанцией. Обычно она равна одному шагу или вытянутой вперед руки. На первом уроке первым ставят самого высокого ученика, и подает распоряжение: «Встать в затылок один за другим, положить правую руку на плечо впереди стоящему ученику». После этого остальные ученики становятся по росту в затылок, соблюдая дистанцию в один шаг. Позже выполняется команда «Класс, в колонну по одному – становись!». Так же в колонну по два и т.д. учитель вызывает на первых уроках трех направляющих, а потом по команде.
Построение в одну шеренгу: Шеренга – это строй, в котором учащиеся стоят вдоль одной линии, один возле другого, и обращенные лицом в одну сторону. Сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом, называется фронтом, а противоположная сторона – тылом. Боковые оконечности строя называются флангами, учеников правофланговым и левофланговым. Расстояние между учениками в шеренге называется интервалом. Обычно он равняется ширине ладони между локтями стоящих рядом учеников. Такой строй называется сомкнутым. В разомкнутом стою, ученики располагаются друг от друга на расстоянии одного шага или более. Вначале целесообразно научить класс построению в шеренгу, использую поворот колонны налево и направо. хорошо если ученики запомнят ориентиры. Команда –«Класс, в одну шеренгу – становись!»
Перестроение в круг, из шеренги взявшись за руки производится по команде: «Класс, в круг, взявшись за руки, - становись!» перестроение можно выполнять двумя способами:
все ученики берутся за руки, а учитель берет за руку правофлангового или левофлангового и двигается по кругу, соединяя фланги
учитель становится против ученика, стоящего посредине шеренги, на расстоянии нескольких шагов, а ученики, стоящие на флангах, по его команде двигаются к нему, образуя круг.
«Класс, на вытянутые в стороны руки разомкнись» Все кроме
правофлангового начинают отодвигаться влево. Вначале размыкание проводят в шеренгах по 5-7 человек. «Класс, сом-кнись!»

Повороты на месте переступанием и прыжком. Вначале
знакомство с правой (левой) стороной, показ поворота переступанием. Команда «Нале-во! Раз-два». «Прыжком напра-во!»

Передвижение в колонне по одному. «Класс, нале-во, в обход зала (площадки) шагом марш!». Следить, чтобы ученики соблюдали дистанцию и равнение, делали повороты на углах зала, не выходили из строя и не обгоняли друг другу.


2 класс
Построение и перестроения:

Перестроение в круг, из колонны по одному в движении «Класс, по кругу - марш!» команда подается в момент, когда направляющий приближается к средней линии зала. Вначале учителю следует несколько раз встать в место направляющего. После того как круг будет образован, подается команда «Класс, стой!».

Расчет по порядку. «Класс, по порядку – рассчитайсь!» Расчет начинается с правого фланга и сопровождается поворотами головы влево, а затем прямо. Левофланговый голову не поворачивает. Номер говорить громко и четко.
Расчет на (первый-второй) «Класс, на первый-второй - рассчитайсь!». Перестроение из одной шеренги в две (без строевой команды)
рассчитать (на первый-второй), затем подать команду: «Вторые номера, два шага назад, шагом марш!»
«первые номера, два шага вперед, шагом марш!»

Размыкание и смыкание приставными шагами.
Вначале изучается выполнение приставных шагов, когда дети находятся в колонне по одному, затем в колонне по два и т.д. В команде, которую подает учитель, должно быть указано, в каком направлении на какое расстоянии и каким способом осуществляется размыкание. «Класс, от середины, на вытянутые руки, приставными шагами разом-кнись!» «Класс, к середине, вправо, влево, приставными шагами сом-кнись!»
Размыкание в глубину проводится одним из трех способов:
по распоряжению «Разомкнись назад на вытянутые руки»
по команде «Назад на вытянутые руки разомкнись!»
выше способ


















3 класс
Построение и перестроения:

Рапорт. Рапорт отдает дежурный по классу. Он выстраивает учащихся в шеренгу, стоя в начале шеренги, лицом вдоль нее, подает команды: «Равняйсь!», «Смирно!» направляется к учителю кротчайшим путем; на расстоянии 2-3 шагов, останавливается и рапортует (М.И. третий класс к уроку готов. В классе 30 ч, один отсутствует по болезни. Дежурный Иванов.» Делает шаг вправо и поворачивается кругом. Учитель здоровается с классом и после ответа команда «Вольно!» дежурный повторяет команду и идет на свое место.

Команды «Равняйсь!» «Смирно!»

Повороты на месте. «Класс, напра-во!» Вначале под счет. Чтобы приучить ритму поворота.
Поворот кругом. «Класс, кругом!» Вначале по разделениям, делай – раз! Делай – два!
Ходьба противоходом. – это движение в обратном направлении и рядом со строем. «Класс, противоходом налево (право) шагом марш!» По этой команде направляющий, заходя правым (левым) плечом вперед, начинает движение навстречу колонне, сохраняя между встречными интервал один шаг.
Ходьба по диагонали - это движение по прямой из одного угла площадки (зала) через центр в другой угол. «По диагонали шагом марш!» Команда марш подается в момент подхода направляющего к углу зала.
Ходьба в обход – движение колонны вдоль границ площадки или зала является ходьба в обход. « Налево (направо) в обход шагом марш!»
Перестроения из колонны по одному в колонну по два, три, четыре в движении с поворотом. Обучают после того, как учащиеся научились ходить в колоннах по два ит.д. После расчета все запоминают свою пару взявшись за руки. После одна пара показывает перестроение. «В колонну по два через центр марш!» «В колонну по два налево марш!» В начале обучение команду марш можно подавать каждой паре. Чтобы научить делать прямой угол при поворотах, на месте поворотов можно ставить флажки, кубики.
Перестроения из колонны по одному в колонну по два дроблением и сведением и из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием. Для выполнения перестроения в колонну по два из колонны по одному, движущиеся в обход и дошедшие до середины одной из сторон зала, подается команда «Через центр марш!». Когда колонна пройдет через цент до противоположной середины, учитель останавливает ее и объясняет, как производится дробление по команде « Налево и направо в обход


1 класс Гимнастика
О.С.- пятки вместе, носки развернуты на ширину стопы, пальцы полусогнуть, большой палец на середине бедра.
Положение рук – в стороны; вперед; назад; за спину; на пояс; на голову; за голову; Ладони обращены вниз, ит.д.
Акробатические упражнения
Группировка – это положение тела, когда согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты руками к груди. Спина округлена, голова наклонена вперед, локти плотно прижаты к телу. Группировка выполняется в положениях сидя на полу, в приседе, лежа на полу.
Перекат. Выполняя это упражнение, ученик в положении группировки перекатывается назад (вперед, вправо, влево) не переворачиваясь через голову. Перекаты применяются как подводящее упражнения и как прием самостраховки при падениях и изучается в такой последовательности: 1. из группировки, сидя мягко перекатится назад, коснуться пола лопатками, затылком и не задерживаясь, перекатится вперед. 2. из упора присев сесть ближе к пяткам, принять плотную группировку, теряя равновесие, перекатится назад до касания пола лопатками и затылком, а затем выполнить перекат вперед в И.П. Возвращение в упор достигается за счет энергичным движением плеч и головы вперед, не нарушая положения группировки.
Лазанье и перелезание.
Лазанье на гимн. скамейке. Вначале учащихся знакомят со способами захвата руками за края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу скамейки) и с положением тела в упоре стоя на коленях. По команде ученики садятся верхом на скамейку, захватывают ее край, затем, опираясь на прямые руки, поочередно ставят ноги на скамейку и принимают положение упора стоя на коленях. Пов. 2-4 раза. Так же стоя на четвереньках. Передвижение на гимн. скамейке в упоре на коленях и на четвереньках осуществляется следующим образом. Ученики начинают передвигаться, переставляя одновременно левую ногу и правую. Лазанье по наклонной скамейке 20 град. Кверху и обратно. Обычная скамейка одним концом крепится на вторую рейку.
Лазанье по гимнаст. стенке (вверх, вниз, вправо, влево). Способ захвата рейки большой палец снизу рейки, остальные сверху.1. Наступать на каждую рейку сначала обеими ногами, а затем поочередно перехватывать руками. 2. лазанью с поочередным перехватом сначала руками, а затем ногами, вставая на рейку одной ногой. Ученикам объясняют, что нельзя смотреть вниз на нижнюю ступеньку. Лазанье по гимн. стенке в сторону выполняется приставными шагами. Сначала обучают на небольшой высоте вправо, потом влево.
Перелезание через препятствие. Высота 80см. в первом классе только перешагивание с опорой руками. Стоя правым боком к снаряду, надо опереться на него и перенести на другую сторону сначала правую ногу, а затем левую.
Упражнение на равновесие.
Последовательность:
ходьба по линии на черченной на полу.
ходьба по линии с перешагиванием через поперечные полосы шириной 20-30см
ходьба по скамейке и спрыгивание с конца скамейки.
ходьба по бревну, лежащему на полу.
ходьба по бревну на высоте 60см. ходьба с предметами. Ходьба приставными шагами. С высоким подниманием колен. С перешагиванием через веревочку расположенную на высоте 15см. от уровня бревна и ходьба на носках.
ходьба по наклонной скамейке высота 50см.вверх вниз.















2 класс Гимнастика
Акробатические упражнения
Перекат в сторону из упора стоя на коленях. Учащиеся становятся на колени и опираются о пол предплечьями. Перекат выполняется в правую и левую сторону последовательным касанием пола плечом, боком, спиной, другим боком и плечом в такое же положение. При перекате ноги и руки максимально сгибают и прижимают к туловищу, колени держат вместе, кисти рук тыльной поверхностью должны быть обращены к лицу.
Перекат вправо из упора стоя на правом колени, левая в сторону на носок. Руки опираются о пол кистями точно под плечевыми суставами. Для выполнения переката нужно, последовательно опираясь предплечьем и плечом правой руки, лечь на правый бок, перекатится на спину, затем на спину, затем на левый бок, встать на колено левой ноги и правую отвести в сторону на носок, руки опустить вниз.
Перекаты в сторону в широкой группировке. От плотной группировки она отличается тем, что ноги находятся в полусогнутом состоянии, руки охватывают бедра снизу, у подколенных впадин. Следует обучать в положении неглубокого приседа, затем лежа на спине. Перекаты выполняются влево и вправо из исходного положения лежа на спине.
Кувырок вперед из упора сидя в группировке. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40см.), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, толчком ног перевернуться через голову. Обратить внимание на то, чтобы голова не касалась пола, а толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками пола, быстро сгруппироваться и, сделав перекат вперед, снова принять положение сидя в группировке.
Лазанье и перелезание.
Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке, по углом 30 градусов вверх и под уклон.
Лазанье на четвереньках вверх по наклонной гимн. скамейке, перелезание на гимнастическую стенку, перелезание на гимн. стенку, опускание вниз. Закончив перемещение по скамейке, поочередно перехватывают руками за рейку стенки.
лазанье по гимн. стенке, перелезание на гимн. скамейку и лазанье на четвереньках по скамейке под уклон. Перелезание осуществляется вначале ногами, а затем руками.
Лазанье по гимнаст. стенке вверх и вниз одноименным способом (левая рука и левая нога), и разноименным способом, когда движение начинает правая рука и левая нога. Вначале ноги ставятся на каждую рейку, затем через одну, две. Лазанье по диагонали вправо, влево приставными и скрестными шагами.
Перелезание через препятствие. Высота 90см. «Перевалом» выполняется из И.П. стоя лицом к снаряду. Для перелезания нужно оберется руками и грудью о препятствие, перенести через него сначала одну ногу, затем другую, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом.
Упражнение на равновесие. Высота не более 75см.
ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Стоя на правой, левая сзади подбрасывание и ловля мяча. То же шагом.
ходьба с ударами мяча о пол
ходьба с перешагиванием через набивные мячи или веревочку высота 20-25см. Ноги ставить ближе к препятствию, но не касаясь.
ходьба по бревну приставными шагами. Учитель сзади ученика.
несколько быстрых шагов.
опускание в упор присев и вставание.
стойка на одной ноге поперек бревна и продольно ему. Свободная нога вытянута вперед в сторону или назад.
повороты на 45 и 90 градусов. При повороте вправо движение начинается с правой ноги, а заканчивается приставлением левой.














3 класс Гимнастика
Акробатические упражнения
Перекат назад из упора присев в упор на лопатках согнувшись. Повторять добиваясь мягкого плавного переката до касания лопатками пола. Отдельно следует изучить упор на лопатках согнувшись. После этого два элемента соединяются. Детям указать, что руки выпрямляются и касаются пола одновременно с выпрямлением ног в момент касания лопатками пола.
Перекат назад из седа в упор на лопатках согнувшись. В седе сначала нужно немного наклониться вперед, а затем, опираясь о пол руками, выполнить перекат назад в упор на лопатках согнувшись.
Кувырок вперед. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30 40см.), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, толчком ног перевернуться через голову. Обратить внимание на то, чтобы голова не касалась пола, а толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками пола, быстро сгруппироваться и, сделав перекат вперед, снова принять положение, сидя в группировке. Выполнение кувырка вперед в упор присев достигается энергичной и быстрой группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент завершения кувырка. Целесообразно включать в урок -6 кувырков.
кувырок вперед ноги скрестно в упор присев и встать с поворотом кругом.
кувырок вперед в упор присев, встать поднять руки вверх.
кувырок вперед из стойки ноги врозь.
Лазанье и перелезание.

Подтягивание руками прямого туловища. Упражнение выполняется лежа на животе или спине вначале на гимн. скамейке, стоящей горизонтально, а затем наклонно под углом 30-40 градусов. Подтянувшись до уровня подбородка, ученики поочередно перехватывают руки вперед по скамейке. Туловище должно быть прямое, ноги вместе. Голову сильно назад не отклонять.

Перелезание через препятствие. Высота до 1 метра с места, так и при движении. «Перемахом » выполняется из И.П. стоя лицом к снаряду. Толчком ног выйти в упор, перемахнуть правой ногой через препятствие, перехватить правую руку вправо и сесть на правое бедро, а затем перемахом левой ногой соскочить на землю.
Перелезание с опорой ногой и рукой. Из И.П. стоя лицом к снаряду нужно прыжком, с опорой на руки поставить слегка согнутую правую ногу в строну на препятствие, не теряя равновесия, опираясь на левую руку, перенести левую ногу под правой и, отталкиваясь правой ногой и левой рукой, соскочить с поворотом налево или прямо.
Упражнение на равновесие. Высота не более 75см.
ходьба по бревну широкими шагами. С отметками мелом.
ходьба с хлопками под согнутой ногой или прямой. Вначале разучивается ходьба с высоким подниманием бедра. Не наклонять туловища
ходьба с перешагиванием через, скакалку.
быстрая ходьба по бревну.
быстрые шаги по бревну на носках.
опускание на бревно на одно колено и вставание с помощью рук. Для этого нужно сделать шаг правой вперед и опуститься на левое колено, опираясь руками около правого носка, толчком левой ноги встать с колена и, разгибаясь выпрямиться.
из упора присев на бревне, опираясь на руки, перейти в сед на бедре.
Прыжок на бревне толчком двух ног. Туловище и ноги в полете прямые, носки вытянутые. Движение руками вверх облегчает отталкивание и способствует выполнению высокого прыжка. Низко приседать перед прыжком не следует. Приземляться надо мягко не теряя равновесия. Вначале поверхности бревна касаются носки вытянутых ног, а затем вся стопа, ноги при этом слегка сгибаются. Туловище и голову держать прямо, вперед не наклонятся.
Повороты на носках на бревне. Выполняются на 45, 90 и 180 градусов. Руки для устойчивости целесообразно держать в стороны. При поворотах влево левая нога становиться сзади правой.