Программа занятий вокального ансамбля

.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»


Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ №9»
Макаров М.И._____________
Приказ №____от_________



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка «Вокальный ансамбль»
возраст детей 15-16 лет





Автор-составитель:
Артемова Надежда Игнатьевна,
педагог дополнительного образования, учитель музыки


Мегион, 2016г.

Содержание программы



Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Описание места учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы учебного предмета ««Вокальный ансамбль»
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Учебно-методическое обеспечение



















Пояснительная записка
Человек от природы наделен особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.
Программа «Вокальный ансамбль» составлена с учётом  нормативных документов и инструктивно – методических материалов
-Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержке детей Министерства образования и науки Российской Федерации « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006№06-1844.
- Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28. 12. 01 № 1403)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6 октября 2004г. № ПК – 2)
А также на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Хоровое пение» И.В.Рогановой, В.В.Емельянов «Народное пение», программа «Певческая школа» В.В.Емельянова, «Сольное пение» Р.А.Жданова.
Цель программы –    через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению; сформировать навыки выразительного исполнения произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитать потребность к творческому самовыражению.

Общая характеристика программы
Образовательная программа «Вокальный ансамбль» реализовывается в кружке вокального пения МАОУ «СОШ №9» г.Мегиона и рассчитана на детей 13-14 летнего возраста, имеющих хотя бы малые вокальные данные и проявляющие интерес к вокальному искусству.
В тоже время, занимаясь по программе «Вокальный ансамбль», воспитанники обязательно начинают понимать, что это не только яркие выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений, что можно проследить, анализируя их поведение в отношениях с товарищами и взрослыми, в отношении к делу.
Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка.

Направленность программы
По содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – групповой и индивидуальной; по времени реализации – длительной подготовки.
Новизна программы
Особенность программы в том, что она  разработана   для  обучающихся, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  При этом   дети  не только разного возраста, но и имеют разные  стартовые способности.
Данная программа - это механизм, который  определяет содержание обучения вокалу школьников,   методы   работы педагога  по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы  в первую очередь в том, что в ней представлена  структура  индивидуального педагогического воздействия  на формирование певческих навыков обучающихся  в последовательности, сопровождающих систему практических  занятий.
 Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по программе «Вокальный ансамбль» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями
К числу наиболее актуальных проблем относится:
Создание условий для творческого развития ребенка.
Развитие мотивации к познанию и творчеству.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Укрепление психологического и физического здоровья.
Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  данная программа, направленная  на духовное  развитие  обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Срок реализации программы – 2 года. Учебный материал делится на два периода: подготовительный период – первый год обучения. Последующий год является основным. Занятия проводятся 2 раза в неделю: коллективные и индивидуальные. Количество обучающихся в группе – 12 человек.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы учебного предмета ««Вокальный ансамбль»
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся в вокальном пении.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Вокальное пение»;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Вокальное пение»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Вокальное пение»;
В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.



Содержание программы

В программе выделены следующие направления:
Аттестация
Музыкально - теоретическая подготовка
Вокально-хоровая работа
Теоретико-аналитическая работа
Концертно-исполнительская деятельность

Содержание 1-го года обучения
Вводное занятие
Теория. Знакомство с воспитанниками. Рассказ о режиме работы кружка, о правилах поведения, содержании занятий, о планах на учебный год. Законы ЦДТ. Правила по технике безопасности. Музыка в нашей жизни. Роль и значение музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
Практика. Игры на знакомство. Прослушивание детей. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
2. Аттестация
Предварительная аттестация проводится для выявления уровня музыкальных способностей обучающихся.
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти. Тестирование дает возможность выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Промежуточная аттестация в конце года проводится для того, что бы узнать, усвоена ли программа первого года обучения.
Практика:
- выполнение диагностических тестов;
- концерты, конкурсы.
3. Музыкально-теоретическая подготовка
Теория. Понятие куплет, припев, фраза. Лад. Мажор и минор. Звук и его свойства. Высокие и низкие звуки.
Практика. Определение лада (мажор или минор) на слух. Интонационные упражнения: пение ступеней мажора и минора. Определения: куплет, припев, фраза. Различать высокие и низкие звуки.
4. Вокально-хоровая работа
Теория. Певческая установка. Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Дыхание, дикция. Правильное дыхание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Дирижерский жест и его значения. Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры.
Использование скороговорок.
Практика. Дыхание. Формирование навыка правильного вдоха: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч. Петь небольшие фразы на одном дыхании. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных. Работа над дикцией. Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Роль гласных и согласных звуков в пении. Для распевания на первом году занятий следует использовать считалки, попевки, дразнилки, которые знакомы детям с детства. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание мелодии песни. Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Упражнения для дыхания, артикуляции. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно исполнять распевки. Индивидуальные занятия с солистами.
5. Теоретико-аналитическая работа
Теория: Беседа о гигиене певческого голоса. Строение голосового аппарата. Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы дыхательных органов.
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Беседы о творчестве композиторов.
Практика: Прослушивание песен в исполнении творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей.
6.Концертно-исполнительская деятельность
Теория. Это как раз тот результат, по которому оценивают работу коллектива. Обычно составляется план концертной деятельности на год с примерным репертуарным перечнем. План составляется с учётом традиционных праздников ЦДТ, с учётом всех конкурсов, смотров. В плане учитываются выездные концерты. Подготовка к участию в мероприятиях и концертах города. Отработка основных вокальных навыков исполнительского мастерства. Эмоциональное исполнение. Артистизм.
Практика. Исполнение разученных песен, в зависимости от тематизма мероприятия или концерта.
7. Итоговое занятие
Последнее занятие строится как итоговое и посвящается подготовке к проведению Отчетного концерта. Исполняются все произведения разученные за год.

Содержание программы 2-го года обучения
Вводное занятие
Теория. Составление плана работы кружка на учебный год. Правила поведения и техника безопасности. Законы ЦДТ. Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
Практика. Исполнение песен разученных на первом году обучения.
2. Аттестация
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти. Тестирование дает возможность выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Промежуточная аттестация в конце года проводится для того, что бы узнать, усвоена ли программа второго года обучения.
Практика:
- выполнение диагностических тестов;
- концерты, конкурсы.
3. Музыкально-теоретическая подготовка
Теория. Певческая установка. Дирижерский жест (внимание, вдох, вступление, окончание). Ритм, размер, ноты первой октавы, динамика.
Практика. Определение лада (мажор или минор) на слух. Интонационные упражнения: пение ступеней мажора и минора. Петь звукоряд первой октавы с названием звуков. Различать динамику. Точно передавать ритмический рисунок.
4. Вокально-хоровая работа
Теория. Певческая установка. Дыхание, дикция. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Три стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Дирижерский жест и его значения. Разбор содержания песен. Работа над образом.
Практика. Цепное дыхание. Работа над дикцией. Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Отработка навыков точного воспроизведения ритмического рисунка одноголосного пения. Формирование ансамблевого звучания. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам). Достижение чистого унисона. Элементы двухлогосия. Индивидуальные занятия с солистами.
5. Теоретико-аналитическая работа
Теория: Вокал - мифы и действительность. Правила пользование голосом. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. Беседы о творчестве композиторов.
Практика: Прослушивание песен в исполнении творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей.
6.Концертно-исполнительская деятельность
Теория. Правила поведения на сцене. Подготовка к участию в мероприятиях и концертах города, в конкурсах. Сценическое воплощение песни
Практика. Исполнение разученных песен, в зависимости от тематизма мероприятия или концерта.
7. Итоговое занятие
Последнее занятие строится как итоговое и посвящается подготовке к проведению Отчетного концерта.

Репертуар ансамбля

1. «Со вьюном я хожу» рус.нар.п.
2. «Сею-вею снежок» рус.нар.п.
3. «Как у нас во садочке» рус.нар.п.
4. «А я по лугу» русс.нар.п.
5. «Сеяли девушки яровой хмель» русс.нар.п.
6. «На горе то калина» русс.нар.п.
7. «Сел комарик на дубочек» белор .нар.п.
8. «Братец Яков» фран.нар.п.
9. Гимн России
10. В. Иванников «Осень»
11. Д. Кабалевский «Наш край»
12. Н. Книппер «Почему медведь зимой спит»
13. М.Лазарев «Семь нот»
14. Т. Попатенко «Скворушка прощается»
15. В. Шаинский «Вместе весело шагать»
16 Е.Телечеева «Колыбельная»
17 Швейцарская н.п. «Кукушка
18 Русская народная песня. Как под яблонькой.
19 Финскаяполька.
20 М. Глинка. Мелодическийвальс.
21 Н.А. Римский – Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
22 П.Чайковский. Детский альбом. Баба-яга. Тарантелла.
23 Р. Шуман. Смелыйнаездник.
24 С. Фольвензон. Часики.
25 Г.Гладков. Колыбельная.
26 А. Жилинский. Детскаяполька.
27 С. Слонимский. Веселая пляска


Занятия по программе «Вокальный ансамбль» состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества композиторов.
Практическая часть включает в себя работу над вокально-хоровыми навыками и передачей образа в песне.
Музыкальную основу программы составляют лучшие образцы композиторов-классиков, современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от календарных дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности.
Программа «Вокальный ансамбль» предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления обучающего процесса является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, концертах, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, участие в городских мероприятиях.
Задачи контроля:
определение фактического состояния обучающегося в данный момент времени;
определение причин выявленных отклонений от заданных предметов;
обеспечение устойчивого состояния общающегося.
Виды контроля:
знания понятий, теории;
вокальные данные;
соответствие знаний, умений и навыков программе обучения;
уровень и качество исполнения произведений;
степень самостоятельности в приобретении знаний;
развитие творческих способностей.
Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся является:
уровень предусмотренных программой теоретических знаний;
уровень вокально-хоровых навыков;
степень самостоятельности в работе;
В начале и конце учебного года, с целью проследить динамику развития, проводится диагностика музыкальных способностей детей по следующим параметрам:
- эмоциональная отзывчивость
- память
- певческий диапазон
- чувство ритма
- музыкальный слух
- качество звука (свободный, чистый, звонкий и.т.д.)
- музыкальная эмоциональность.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы и грамоты.
Итогом работы, являются ансамблевые выступления в тематических концертах посвященных Дню Матери, Дню Защитников Отечества, Международному женскому дню, итоговом отчетном концерте Центра детского творчества.
Условия для реализации программы:
- выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
- учтены возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
- создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
- разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

Планируемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать/понимать:
Особенности и возможности певческого голоса;
Строение артикуляционного аппарата;
Гигиену певческого голоса;
Знать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
Основы музыкальной формы (куплет, припев, фраза).
Что такое звук. Устойчивые и неустойчивые звуки.
Лад. Мажорный и минорный лады.
Знать терминологию (f,p,mf,mp,legato, staccato)
Уметь:
Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
Петь короткие фразы на одном дыхании;
Петь легким звуком, без напряжения;
Ясно выговаривать слова;
К концу учебного года петь выразительно, осмысленно.

К концу второго года обучения учащиеся должны:
Знать/ понимать:
Соблюдать певческую установку;
Понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
Основы музыкальной грамоты (ритм, размер, ноты в пределах первой октавы, динамика)
Знать понятие a cappella;


Уметь:
Правильно дышать при пении: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, в подвижных песнях делать быстрый вдох;
Четко и ясно произносить слова, округлять гласные;
Точно интонировать;
Петь произведения соблюдая динамические оттенки;
Правильно показывать красивое сольное звучание своего голоса;
Петь в унисон;
Петь без музыкального сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
Дать критическую оценку своему исполнению;
Принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
К концу года показать результат элементов двухголосия.







Учебно-тематический план 1-го года обучения



Наименование разделов

Всего часов





Теория

Практика

Итого

1
Вводное занятие
2
4
6







2

Аттестация
Предварительная
Промежуточная в середине года
Промежуточная в конце года
4
6
10

3

Музыкально- теоретическая подготовка
Дирижерский жест
Куплет, припев, фраза
Лад. Мажор, минор
Звук. Устойчивые и неустойчивые звуки
f,p,mf,mp,legato, staccato


8

6

14

4

Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Дыхание
Дикция
Распевание
Работа с ансамблем над произведением
Работа с солистами

2
8
10

5

Теоретико-аналитическая работа
Строение артикуляционного аппарата
Беседа о гигиене певческого голоса.
Беседы о творчестве современных композиторов
Просмотр видеозаписей выступления детских коллективов и солистов на различных конкурсах

4


6
10


6

Концертно-исполнительская деятельность:
Концерт для родителей
Участие в городских мероприятиях и массовой работе центра детского творчества
Конкурсы-смотры

2
8
10

7
Итоговое занятие (отчетный концерт)
3
5
8


Итого:


68




Учебно-тематический план 2-го года обучения



Наименование разделов

Всего часов





Теория

Практика

Итого

1
Вводное занятие
2
4
6







2

Аттестация

Промежуточная в середине года
Промежуточная в конце года

4

6

10

3

Музыкально- теоретическая подготовка
Ритм
Размер
Динамика
Ноты первой октавы

8

6

14

4

Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Дыхание
Дикция
Распевание
А cappella
Работа с ансамблем над произведением
Работа с солистами

2

8

10

5

Теоретико-аналитическая работа
Вокал - мифы и действительность
Строение голосового аппарата
Беседы о творчестве современных композиторов
Просмотр и анализ выступлений детских коллективов и солистов на конкурсах. «Юные голоса», «Пою мое Отечество». Анализ выступлений участников «Вокального ансамбля»

4

6

10

6

Концертно-исполнительская деятельность:
Концерт для родителей
Участие в городских мероприятиях и массовой работе ЦДТ
Конкурсы-смотры


2

4

7

7
Итоговое занятие (отчетный концерт)
1
1
2


Итого:


68





Учебно-методическое обеспечение
Автор-составитель Роганова И.В. – Вып. 2. – Спб., 2014).
Струве, Г.А. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детского хора по развитию музыкальной грамотности. – Спб.: Композитор, 2014 Бергер, Н. Сначала-ритм. – СПб. : Композитор, 2004.
Ефремова, Л. Ритм. Песни и игры. – СПб. : Композитор, 2006.
Жданова, Т.А. Петь могут все. – М.: Радость, 2006. (См. также: Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник методических статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов. Автор-составитель Роганова И.В. – Вып. 2. – Спб., 2014).
Нестерова, Н. Начинаем мы считать. Ритмическая тетрадь. – СПб. : Композитор, 2008.
Покровский, А.В. Певческое дыхание. – Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Серия «Гуманитарные науки». – 2013. – №  9-10.
Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПб.: Композитор, 2007 (См. также: Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник методических статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов. Автор-составитель Роганова И.В. – Вып. 2. – Спб., 2014).
Роганова, И.В. Ритмическое воспитание сегодня (ритмические игры, подготовительные упражнения, произведения с элементами и собственно body percussion) // Современный хормейстер. Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы. По материалам конференций«Современный хормейстер» ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров Северо-Западного региона (Санкт-Петербург) 2011-2012 гг. Автор-составитель Роганова И.В. – Спб.: Композитор, 2013.
Сафонова, В.И. Резонансная основа методики певческого воспитания в хоре. Москва, академия хорового искусства, материалы конференции, 2007 (См. также: Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник методических статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов
Стулова, Г.П. Хоровое пение в школе. – М., 2013.
Современный хормейстер. Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы // По материалам конференций «Современный хормейстер» ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров Северо-Западного региона (Санкт-Петербург) 2011-2012 гг. Автор-составитель Роганова И.В. – Спб.: Композитор, 2013.
Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник методических статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов. Автор-составитель Роганова И.В. – Вып. 2. – Спб., 2014.
Сборник «Знаменный распев», 2012. Составитель Роганова И.В.:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011.
Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей и юношества. Вып. 2, 2012.
Хоровая лаборатория. XXI век. Музыка для детей и юношества. Вып. 3, 2012






























Методические рекомендации
(беседы для воспитанников)

Певческий голос
Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.
Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.

Певческая установка
Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.
От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).
Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову. Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула. Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.

Дыхание
Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены. Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.
Упражнения, используемые на занятиях:
Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха).
Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
Упражнения на удлинение выдоха: а) выдох на звуке, счет про себя; б) выдох на повторение слога (ма, мо, му); г) выдох на счет вслух;
Упражнения «Свеча», «Снайпер», «Комарик»

Слух и голос взаимосвязаны
Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.
Слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).

Мелодия
Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.

Вокальная музыка
Итальянское «vokale» означает – «голосовой». То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – первоначально были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов танца , которые она сопровождала.
Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.




Песня
Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты. В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине. Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди. Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа. Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной. Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.

Дикция
Важный момент в вокальном пении – дикция. Единственный способ донесения содержания песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть отчетливой. Основой являются согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы, нёбо). Эти движения называются артикуляцией. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активации. Быстрые и легкие перемещения языка, губ сохраняют устойчивое положение гортани. Добиваться этого следует освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата. Необходимо проводить тренаж артикуляционного аппарата. Развитию артикуляции помогает проговаривание и пропевание скороговорок и чистоговорок. Требуя от юных исполнителей четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям
1. Тренировка нижней челюсти.
2. «Пятачок» (тренировка губных мышц).
«Почесывание».
Тренировка мышц языка.
5. Работа над гласными звуками.
6. Скороговорки

Берегите свой голос
Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении! Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает? У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, то голосовые складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым. Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:
А – а – а; Э – э – э; И – и – и; О – о – о; У – у – у
Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи. Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма. Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.

Советы для здоровья голоса
1. Пить воду, чтобы не позволять вашему телу испытывать риск обезвоживания, и избегать алкоголя и кофеина. Ваши голосовые связки вибрируют очень быстро, и наличие надлежащей водной помощи служит своеобразной смазкой. Важное примечание: Пищевые продукты, содержащие большое количество воды - превосходные закуски, это - яблоки, груши, арбуз, персики, дыни, виноград, сливы, болгарский перец и яблочное пюре.
2. Не курить, или если Вы уже это делаете, бросить. При курении повышенный риск рака горла, и при вдохе дыма (даже подержанный дым) могут раздражаться голосовые связки.
3. Не злоупотреблять, и не использовать ваш голос неправильно. Избегайте криков или воплей, и не пытайтесь говорить громко в шумных помещениях. Если ваше горло сухое или утомленное, или ваш голос становится хриплым, уменьшайте использование голоса. Хрипота – это предупреждение, что ваши голосовые связки раздражены.
4. Держите ваше горло и мускулы шеи в расслабленном состоянии, как при пении высоких нот, так и низких.
5. Обратите внимание на то, как Вы говорите каждый день. Даже исполнители, которые имеют хорошие навыки пения, могут причинять себе ущерб, когда они говорят.
6. Не откашливайтесь часто. Когда Вы очищаете ваше горло, это - подобно хлопанью вашими голосовыми связками вместе. Выполнение этого слишком часто может повредить их и сделать ваш голос хриплым. Пробуйте глоток воды или сглотните, чтобы подавить желание прокашляться. Если Вы испытываете желание прокашляться часто, проверяйтесь у доктора, причиной может быть болезнь или аллергия.













Памятка
Когда вы устаете, дайте голосу передохнуть. Не говорите, когда вы хриплы из-за холода или инфекции. Слушайте то, что ваш голос говорит Вам.
Увлажняйте ваш дом и область работы. Помните – влажный воздух хорош для голоса.
Что делать, если голос заболел?
 Первое правило при любом заболевании – пейте как можно больше воды. Теплой. Обильное теплое питье – это первое что придет на помощь.
Избегайте Чая, Кофе, Сливок и Алкоголя перед пением, поскольку они могут иметь эффект обезвоживания. Т.е. чем больше их пьешь – тем больше хочется пить, что не есть хорошо.
Всегда и везде вам поможет витамин С. В таблетках, фруктах, овощах. Ешьте их побольше, хуже точно не будет, а эффект – естественный иммунитет. Напиток с соком лимона (не пить холодным!), мед, черная смородина содержат витамин С и антивирусные свойства, а свежий имбирь – это потрясающий природный анти-воспалительный продукт – трете немного корня имбиря, заливаете кипятком, даете настояться – добавляете меда и лимона.
Отдыхайте!
Сильный кашель может повредить голосовые связки. Немедленно принимайте сироп от кашля, при малейших признаках. Будьте осторожны с таблетками, лучше сиропы из натуральных трав.
Ингаляция с натуральными эфирными маслами. Масло эвкалипта, мяты, чайного дерева, ели, сосны, кедра – лучшее средство от простуды, отлично прочищают легкие, избавляют от кашля. Будьте осторожны со смесями для ингаляций, следите, чтобы в них не присутствовал ментол – он может иметь осушающий эффект. Вообще ароматерапия – великолепное средство быстро встать на ноги. Но не переусердствуйте – обязательно проверьте эфирные масла на отсутствие личной непереносимости и аллергии.
Не пытайтесь петь и избегайте говорить, пока лечение не закончено, чтобы позволить воспалению уменьшиться.
При выздоровлении начинайте с тихого напевания в течении 5-10 минут за раз, и потихоньку переходите к нескольким вокальным упражнениям в середине вашего диапазона, постепенно расширяйте диапазон более чем несколько дней. Норма восстановления будет зависеть от серьезности болезни и опытом певца. Любые проявления хрипоты исчезнут – это дело еще пары дней.




Классификация голосов
Мужские голоса 

Голос
Звучание

Бас
Низкий (глубокий) бас

 
высокий (певучий) бас

 
характерный (комический) бас

Баритон
Драматический баритон (Бас-баритон, в нижнем регистре приближается к басу)

 
Лирический баритон (тенор-баритон, близок к драматическому тенору)

Тенор
Драматический тенор (окраска баритональная)

 
Лирический тенор (мягкий тембр, и мощный верхний регистр)

 
Лирико-драматический тенор

 
 



Женские голоса 

Контральто
Низкий женский голос

Меццо-сопрано
Высокое меццо-сопрано (лирическое)

 
Меццо сопрано, близкое к сопрано

 
Низкое меццо сопрано (близкое к контральто)

Сопрано
Драматическое сопрано (мощная сила звучания и хороший нижний регистр)

 
Лирико-драматическое сопрано

 
Лирико-колоратурное сопрано









































Распевание
Распевание организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных). На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.
Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.
На первом году обучения очень хорошо дети распеваются на попевках, небольших русских народных песенках. Русские народные песни известны своей распевностью. Особенно полезны распевы на одну гласную или слово. Включать игровые формы ведения занятий.

Приемы формирования ансамбля
Одним из важных условий достижения ансамблевого звучания является систематическая работа по обучению детей пению по руке педагога. При этом важно повышать уровень самосознания и самоконтроля детей. Выделим некоторые приемы, способствующие формированию навыка ансамбля.
Выбор группы детей, которая выполняет роль жюри и оценивает слитность и единство звучания.
Для ритмического ансамбля полезны следующие приемы работы:
а) похлопывание ритмического рисунка;
б) проговаривание текста песни в ритме;
в) проговаривание текста в различных темпах (от самого медленного до самого быстрого).
3. Проговаривание текста песни, строго исполняя дирижерские указания, варьирующего трактовку исполнении.

Формирование умений и навыков многоголосного пения
Большая роль в музыкальном развитии детей играет многоголосное пение. Многоголосное пение с наибольшей активностью развивает гармоничный слух и ладовое чувство, совершенствует чистоту интонации. Необходимо подбирать специальные упражнения, также занятия сольфеджио, знания музыкальной грамоты. Хорошо для развития многоголосного пения применение каконов.












13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 115