Программа вокального ансамбля «Веселинка»














Программа вокального ансамбля «Веселинка»








Учебная рабочая программа кружковой работы для учащихся 1-7 классов
72 часа
Составитель: Гребенникова А.Э., учитель музыки




Пояснительная записка

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Воспитание детей на вокальных традициях являются одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Пение в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в вокальном ансамбле пробуждают интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальных ансамблях.
Из всего выше сказанного, вытекает цель программы:
Познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, привить любовь к вокальному искусству, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Задачи программы:
1).На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и других произведений расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.
2).Воспитывать, прививать любовь и уважение к духовному наследию, певческим традициям
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главным из которых являются сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, театрализации.
Программа рассчитана на обучение детей от 7 до 13 лет.
Состав участников в ансамбле не более 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Всего в году 37 занятий, 74 часа.
Для реализации данной программы более всего подходит форма кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение артистичность, интеллект, то есть: формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Программа примерно раскрывает ход занятий, объединенных в тематические блоки, состоящие из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Допускается творческий подход педагога к возможной замене музыкальных произведений, введении дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения «подгонять» под те или иные праздники и даты.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, современных композиторов и исполнителей, различные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности.





























Учебно-тематический план

1.
Вводное занятие
2ч.

Вокально-певческая работа

2.
Прослушивание голосов
2ч.

3.
Певческая установка. Дыхание
4ч.

4.
Распевание
4ч.

5.
Дирижерские жесты
2ч.

6.
Унисон
8ч.

7.
Вокальная позиция
4ч.

8.
Звуковедение
4ч.

9.
Дикция
2ч.

10.
Знакомство с многоголосным пением
2ч.

11.
Работа с солистами
5ч.

12.
Сводные репетиции
9ч.

Теоретическая подготовка

13.
Основы музыкальной грамоты
2ч.

14.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
4ч.

15.
Развитие чувства ритма
4ч.

Аналитическая работа

16.
Беседа о гигиене певческого голоса
1ч.

17.
Беседа о народном творчестве, творчестве композиторов
2ч.

18.
Просмотр видеозаписей выступления детей, анализ аудиозаписей
2ч.

Концертная деятельность

19.
Концерты, праздники, выступления
10ч.

20.
Резерв
1ч.

Итого 74 часа




















Учебно-тематический план
(2-й год обучения, 9-10 лет)

1.
Вводное занятие
2ч.

Вокально-певческая работа

2.
Прослушивание голосов
2ч.

3.
Певческая установка. Дыхание
4ч.

4.
Распевание
4ч.

5.
Дирижерские жесты
2ч.

6.
Унисон
8ч.

7.
Вокальная позиция
4ч.

8.
Звуковедение
4ч.

9.
Дикция
2ч.

10.
Элементы двухголосия
2ч.

11.
Работа с солистами
5ч.

12.
Сводные репетиции
7ч.

Теоретическая подготовка

13.
Основы музыкальной грамоты
2ч.

14.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
4ч.

15.
Развитие чувства ритма
4ч.

Аналитическая работа

16.
Беседа о гигиене певческого голоса
1ч.

17.
Беседа о народном творчестве, творчестве композиторов
2ч.

18.
Просмотр видеозаписей выступления детей, анализ видеозаписей
2ч.

Концертная деятельность

19.
Концерты, праздники, выступления
10ч.

20.
Резерв
1ч.

Итого 72 часа


Учебно-тематический план
(3-й год обучения, 11-13лет)

1.
Вводное занятие
2ч.

Вокально-певческая работа

2.
Прослушивание голосов
2ч.

3.
Певческая установка. Дыхание
4ч.

4.
Распевание
4ч.

5.
Дирижерские жесты
2ч.

6.
Унисон
8ч.

7.
Вокальная позиция
4ч.

8.
Звуковедение
4ч.

9.
Дикция
2ч.

10.
Двухголосие
2ч.

11.
Работа с солистами
5ч.

12.
Сводные репетиции
7ч.

Теоретическая подготовка

13.
Основы музыкальной грамоты
2ч.

14.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
4ч.

15.
Развитие чувства ритма
4ч.

Аналитическая работа

16.
Беседа о гигиене певческого голоса
1ч.

17.
Беседа о народном творчестве, творчестве композиторов
2ч.

18.
Просмотр видеозаписей выступления детей, анализ видеозаписей
2ч.

Концертная деятельность

19.
Концерты, праздники, выступления
10ч.

20.
Резерв
1ч.

Итого 72 часа


Основные направления и содержание деятельности

В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-певческая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительная деятельность.



Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1. Вокально – певческая работа.
Певчая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно, необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
- сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выхода. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамичного диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красота и выразительность звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразуещего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений “на дыхание”.
Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Певческое дыхание.
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижнего ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависит от темпа исполняемого произведения, чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с “подъездом” к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность использования любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании.
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы ансамбля берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания.

Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4,3/4,4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить заменить педагога. В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
-Точное и одновременное начало-вступление.
-Снятие звука.
-Единовременное дыхание.
-Единовременное звуковедение
-Выравнивание строя.
-Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы с ансамблем возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая “место” для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный “купол”, язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы-это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым, придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы- бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук всё время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение – легато, активная подача звука, выработка высокого, голосового звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука /м/. Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется ввиду верхняя часть лица с её носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твёрдого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему обеспечивает силу, яркость и полетность.
Гласные “и”, “е”, “у” являются наиболее узкими, собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - “йэ”, “йа”, “йо”, “йу”, способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: “ Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался”, “От топота копыт пыль по полю летит” и т.д.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребёнка-это главное условие успешного концертно-исполнительской деятельности коллектива.


Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как “В хороводе”, “Соловей, соловеюшка”, “У меня ль во садочке”, “Как пошли наши подружки”. Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой. Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго нижнего голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй нижний голос, уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого верхнего голоса.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовываются исполнительский план каждого сочинения.

2. Теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе. Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности. Различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд до первой октавы-до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целой. Различать ударные и безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
мажорный звукоряд в восходящем движении. Сначала изучается верхний тетраход, затем - нижний. После этого следует соединение тетраходов.
мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот - пентахорд. Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие без промежуточных звуков всей группой.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог, на группу слогов – ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное)
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
- выше, высокие слоги “динь-динь”
- чуть ниже “дан-дан”
- еще ниже “дон-дон”
Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определённые промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точной ощущение метра – залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.
Темп – степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте, аллегро, престо. Часто обозначение темпа употребляется вместо названия пьесы или части крупного произведения, например, симфонии или сонаты. Обозначение темпа, как мы видим, в то же время обозначает и характер музыки.
Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно – двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.


3. Аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучании своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Важно научить детей погружаться в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение. Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в которой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки. В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

4. Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников. Концертные выступления активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняются все лучшее, что накоплено за год.

Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, фестивалей.
Каждое знание строится по схеме:
настройка певческого голоса: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;
дыхательная гимнастика;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведением;
анализ занятия;
задание на дом;
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.

4. Методическое обеспечение программы

Материал к беседам

Певческий голос
Пение - естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относиться к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат. Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированному звучанию. Челюсть должна свободна «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.
Певческая установка
Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной певческой постановке корпуса во время пения. От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать). Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их на голову.
Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула. Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться Это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.
Поговорим о дыхании
Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным. Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены. Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.
Берегите свой голос
Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. На какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении.
Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном отношении. Что такое голос? Как он возникает?
У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.
Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув голову, произноси протяжно звуки. Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.
Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.
Кратко рассмотрим наиболее распространенные из простудных заболеваний. Самое частое простудное заболевание – это насморк. Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронический насморк. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнения на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок. При простудных заболеваниях гортани – острых ларингитах – поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые складки, наблюдается их несмыкание. Простудные ларингиты быстро проходят, но не смыкание складок после них может затянуться. Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.
Острые заболевания миндалин в обыденной жизни называют ангинами. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа. Но ангины хронические, часто повторяющиеся, или так называемые хронические тонзиллиты, не проходят бесследно для всего организма и для гортани в частности. При них слизистая оболочка глотки находится почти постоянно в воспаленном состоянии, в это воспаление вовлекается и гортань. В случае безрезультатного длительного лечения больные миндалины удаляют операционным путем.
Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными толчками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.
Мелодия
Греческое слово “мелодия” означает “пение”, “напев”. Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.
Мелодия всегда имеет тот или иной ритм. Греческое слово «ритмос» означает “соразмерность”, “стройность”. Ритмом называется чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.
Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада. Все семь звуков лада могут быть повышены или понижены на полтона. Чтобы обозначить в нотной записи эти повышения и понижения звуков, к ним прибавляются знаки альтерации, то есть знаки изменения высоты звуков. Основных знаков альтерации три – диез, бемоль, бекар. Диез повышает звук на половину тона. Полтона – это самое короткое расстояние между двумя звуками. Бемоль – понижает звук на полтона. Бекар – знак отказа от ранее написанного диеза или бемоля. Всех вместе музыкальных звуков – простых и со знаками альтерации – двенадцать. Сколько же можно сложить мелодий из двенадцати звуков. Миллиарды. Бесчисленное множество. И ни одна не будет повторять другую.
Песня
Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.
В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине. Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.
Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, цыганские – в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни-плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни-баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.
Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.
Если авторы люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной. Так, например, произошло с песней “ Утес Стеньки Разина”, а ведь у неё есть и авторы – музыка А. Рашевской, стихи А. Навроцкого или например, с французской “Марсельезой”, ставшей во Франции государственным гимном, а в России – революционной песней наряду с “Варшавянской”, пришедшей из Польши.
Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни много – от профессионалов до любителей. Одни песни носят лирико-исповедальный характер, выражая настроение нашего современника, другие же – просто развлекательные, цель их другая: дать человеку отдохнуть, забыться и забыть о делах насущных.
В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп пою, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – С. Есенина, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б. Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.
Ансамбль
Если ты увидишь и услышишь несколько музыкантов, которые играют совместно, то знай – это ансамбль. Слово “ансамбль” в переводе с французского означает “вместе”.
Самые маленькие ансамбли называют камерными, то есть комнатными. Все камерные ансамбли имеют одну особенность: каждый его участник владеет самостоятельной партией – своим голосом, своей линией мелодии. Но в ансамбле подчинено общему замыслу музыкального произведения. Совсем как на строительной площадке: каждый занят своим делом, но цель у всех одна – построить дом.
Камерные ансамбли в два человека составляют дуэт, в три человека – трио. В четыре, пять, шесть, семь и восемь человек – квартет, квинтет, секстет, септет и октет. Все эти наименования происходят от латинских названий чисел. В ансамбль может входить и большая группа музыкантов.
Ноты
Монах Гвидо из итальянского города Ареццо жил 900 лет тому назад. Он был учителем пения. Его подопечные – мальчики из церковного хора – ежедневно собирались на спевки. И, как всегда, начинали занятия с распевного латинского гимна, который был очень популярен в то время. Особенность этого гимна была в том, что каждая новая строка начиналась тоном выше. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, Гвидо громко поправлял его, то есть сам пел нужный звук. При этом он четко произносил первый слог начального слова фразы:
- Ут.- Гремел голос Гвидо под сводами церкви. Малышки, широко раскрыв рты, подхватывали – “ут”. За “ут” следовало “ре”, “ми”, “фа”, “соль”, “ля” – все первые слоги начала каждой строки гимна. Но вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Слово “нота” в переводе с латинского означает “знак”. Правда, слог “ут” передали в “до” и прибавили к шести названиям нот еще одну - “си”. И получили мажорно - минорный лад, который знает каждый человек: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до
Гвидо придумал нотные линейки, на которых удивительно просто и наглядно разместились нотные знаки, указывающие движение мелодии. Сначала было три линейки – красная, желтая и черная. Значки – ноты были квадратные. Но время шло. Один век сменял другой. Бурно развивалось музыкальное искусство. К XVII веку появилась простая и всем доступная нотная запись. И ноты навсегда заняли свои места на нотном стане. Часто звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си исполняются голосом или на каком-нибудь музыкальном инструменте. Именно в таком порядке – словно по “ступенькам”, вверх или вниз. Такой порядок исполнения звуков, начиная от любого из них, но без пропуска “ступенек”, называется гаммой.
Для нотной записи были также придуманы музыкальные ключи, бемоли и диезы – знаки, обозначающие повышение или понижение звуков на полтона. Придумали способ обозначения длительности нот, то есть запись ритма. Нота целая – самая длинная и равна по продолжительности четырем размеренным шагам человека. От целой ноты стали вести отсчет и другим длительностям. И какое счастье, что музыкальные произведения, которые создавались великими композиторами на протяжении веков, дошли до нас в нотных записях. Иначе услышать их было бы невозможно. Ведь записи на пластинках появились гораздо позднее нот.
Аккомпанемент
Когда-то, очень давно, музыка была только одноголосной. Каждый исполнитель, будь то певец или музыкант, один исполнял свои несложные песни и наигрыши. Народная музыка многих стран и в наше время одноголосна. Со временем люди поняли, что если одноголосную мелодию будут сопровождать гармонией, то она станет намного выразительнее. Так гармоническое сопровождение, иначе говоря, аккомпанемент, что по-французски значит “сопровождение”, навсегда вошло в музыку. Музыканта, который исполнял аккомпанемент, называют аккомпаниатором, а того, кому аккомпанируют, - солистом.
Аккомпанемент создает, как принято говорить, ритмическую основу. Аккомпанемент насыщает мелодию звуковыми красками, отчего мелодия становится ярче, лучше воспринимается. Когда солист умолкает, аккомпаниатор продолжает линию мелодии, как бы договаривает музыкальную мысль, недосказанную солистом.
Французское слово “дирижер” означает “управлять”. Дирижерами называют музыкантов – руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров.
Сначала роль дирижера сводилась к отбиванию такта. Потом роль дирижера выполнял музыкант, который играл на клавесине. Затем в роли дирижера стал выступать первый скрипач оркестра, которого стали называть концертмейстером.
Концертмейстер стоял спиной к оркестру. Он играл на скрипке и одновременно дирижировал смычком. Но в середине XIX века оркестры увеличились. В их составе появились новые инструменты. Усложнилась нотная запись многоголосных произведений. Теперь дирижер повернулся лицом к оркестру. Ему нужно было хорошо видеть и слышать всех музыкантов. В правой руке у него тонкая костяная палочка. Взмах дирижерской палочки показывает, когда нужно вступать скрипкам. Виолончелям или сразу нескольким различным группам инструментов. От дирижера зависит темп, то есть скорость исполнения музыки. Он может приказать оркестру играть форте-фортиссимо или пиано-пианиссимо. Одним взмахом палочки сможет поднять в оркестре бурю и мгновенно успокоить её. Перед дирижерами на пюпитре – подставке для нот – лежит партитура – нотная запись оркестрового произведения. В ней записаны все партии оркестра. Дирижер смотрит в партитуру и следит за игрой каждого музыканта. Дирижера можно назвать и главным музыкантом оркестра. Не случайно говорят: “Я слушал дирижера”, хотя сам дирижер во время выступления ни на чем не играет.

1. Вокально-певческая работа

Подготовка вокального аппарата
Физические упражнения.
Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне зубам.
Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.
Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будите почувствовать щекотание на губах.
Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ, провибрируйте гамму вверх и вниз.
Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.
Упражнения для начинающих вокалистов
Упражнение 1.
Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми.
Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем снова.
Упражнение 2.
Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги “да”, “до”: “до-о-о-о”, “да-а-а-а”. Если в первом упражнении на слоге “ма” задействованы мышцы губ, то на “да”, “до”, “ду” требуется активная работа языка. При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.
Упражнение 3.
После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора “полоскать” связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание. Чтобы не было запёртости, начинаем петь.
Упражнение 4.
Выполняем упражнение на слог “на”. Слог “на” как будто немного ленивый. Сделаем просто речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог “на” нараспев, очень лениво. Повторяем слог “на” несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноге, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.
Упражнение5. - на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог “на” на первой ноте, затем переходим на звук “а” и “покатились” поступенно до конца – туда и обратно. Чем больше к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо. Поём упражнение до ми-фа 2-й октавы.
Упражнение 6.
Поем то же, что и в предыдущем упражнении, только расширяем рамки диапазона ешё на 2-3 ноты. Упражнение выполняется в быстром темпе, но с большей внутренней энергией. Очень важна первая нота, от которой вы отталкиваетесь. Энергетически вы должны стремиться к верхней ноте. Поём как бы одним мазком кисти, без толчков.
Запомните. Успех любого упражнения зависит от того, как вы его построите мысленно. Необходимо несколько раз прочитать, прослушать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнения голосом.
Упражнения на формирование ощущений резонаторов
Упражнения даются в начале занятия.
Эти упражнения основаны на “мычании”, то есть выполняется интонирование на звуке “м”. Если при распевании ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука “м”, то следует распевать на звуке “н”. Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык. Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным.
В качестве помощи можно дать совет: “не выдувать” звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в “него”, причем это ощущение должно присутствовать не только при “мычании”, но и при пении.
Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
Рекомендуется выполнять 2-3 минуты.
Короткий вдох.
Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.
Упражнение 1.
Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
Упражнение 2. Выполнение упражнения активным шепотом.
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов. Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.
Упражнение 3. Выполнение упражнения активным шепотом.
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

Упражнение 4. Выполнение упражнения активным шепотом.
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровно и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.
Распевание
Чтобы настойчивая просьба повторять распевание не показалась детям слишком утомительной, педагог может разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.
Прием “эхо”.
Сначала вся группа поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.
Прием “перекличка”.
Педагог делит коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевание с другого звука последовательность исполнений меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.
Прием “соревнование”.
Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами дети дают оценку исполнению: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне. Распевание можно исполнять как на различные открытые слоги – ля, ле, ма, ми и т. д., так и со словами. Роль распеваний с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объему, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся обучающимися. Если ребятами разучивается народная песня, то впоследствии её начало также можно использовать в качестве попевки.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Упражнение “Речевой портрет”.
Попробуйте изобразить голосом:
пение птиц (кукушка “ку-ку”, воробей “чив-чив”, ворона “ка-а-р”, дятел “тук
возгласы зверей;
воспроизвести голоса родных, друзей.
Это упражнение развивает у детей речевой регистр.
Развитие чувства ритма
Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово ритм и означает “соразмерность”. Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.
Упражнение – игра “Хлопок в такт”.
Повторяйте эту игру на каждом занятии в течение года. Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.
Упражнение “Маршируем под музыку”.
Устройте конкурс: кто лучше промарширует и отобразит метрический пульс в ходьбе.
Понятие ритма: чередование длинных и коротких звуков, игра на двух ложках.



Разработка занятия

Тема: Так и рвется душа из груди молодой

Цели:
- научить детей чисто, стройно петь в один голос;
- добиться слитного звучания голосов;
- углубить знания обучающихся о единстве музыкального и устного народного творчества в песне;
- выучить русскую народную песню “Со вьюном я хожу”.
Оборудование: записи народной песен, нотная запись мажорного звукоряда в восходящем и нисходящем движении, мажорное трезвучие, слова русской народной песни “Со вьюном я хожу”.

Ход занятия

Организация занятия.
Музыкальное приветствие.
Беседа по теме.
Звучит русская народная песня в записи или в исполнении педагога.
- Как вы уже догадались, речь на нашем занятии пойдет о русской народной песне. Мы уже знакомились с этим жанром фольклора и музыки. Тема нашего занятия – “Так и рвется душа из груди молодой”.
Эпиграфом к занятию я выбрала слова Михаила Васильевича Ломоносова о русской песне: “Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают”.
Послушайте строки из стихотворения Алексея Васильевича Кольцова “Русская песня”.
Так и рвется душа
Из груди молодой.
Хочет воли она,
Просит жизни другой.
- Что же это за произведение, которое сочинил сам народ? В чем сила, красота и обаяние народной песни?
Сначала один сочинил, другой услышал и что-то добавил, чтобы стало интереснее, красивее. И каждый раз, когда исполняется народное произведение, оно как бы заново рождается исполнителем, потому что, опираясь на общее, главное певец импровизирует, вносит что-то свое, то есть творит уже на имеющемся музыкально-литературном варианте. Так вместе, коллективно, всем народом сочиняются песни, прибаутки, колыбельные, потому и называются они – народные.
- Кто был первым собирателем русских народных песен?
Первым русским собирателем песен был Карща Данилов, живший в XVIII в. Он выпустил сборник “Древние российские стихотворения”. В XIX в. Песни собирали писатели и композиторы: А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков. В XX в. Собирали М.М. Пришвин, М.П. Бажов, А.П. Платонов. В 1910 г. Пятницкий организовал народный хор, который стал первым народным профессиональным музыкальным коллективом.
Настройка певческих голосов детей.
Подготовка вокального аппарата.
Упражнения для начинающих вокалистов.
Упражнения для работы над певческим дыханием.
Дикционная речевая разминка
Распевание
Педагог. Во время пения упражнений внимательно следите за чистотой интонирования, за своевременным вдохом и выдохом, за округленным формированием гласных, точным исполнением ритма и темпа всеми поющими.
Будем петь чисто, стройно в один голос, добиваться слитного звучания голосов.
Учимся петь, чисто интонируя:
мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала пропеваем ноты сверху вниз, а затем снизу вверх;
мажорное трезвучие. Сначала пропеваем звукоряд из пяти нот. Затем в данном звукоряде выделяем звуки, входящие в трезвучие. И, наконец, поем трезвучие всей группой.
Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия является ладотональной настройкой к песне.
Пропевание.
Упражнение – гамма звукоряда, протягиваемая сверху вниз на слогах ми-ма, лю, ма (способствует ровности и звонкости звучания).
Выполнение упражнения.
Разучивание русской народной песни “Со вьюном я хожу”.
Прослушивание всей песни в исполнении педагога.
- О чем эта песня? Понравилась она вам? Какие слова вам не понятны?
Разучивание песни по фразам.
Показ движения мелодии рукой с одновременным пропеванием фраз, разучивание каноном. Педагог предлагает спеть каждый куплет по-разному, изменяя темп и динамику, исполняя в один голос, каноном, в хороводе, с легким взмахиванием платочками.
Исполнение песни: I вариант
1-й куплет – динамическое развитие.
2-й куплет – ускоряя, усиливая звук.
3-й куплет – снова спокойно.
II вариант
1-й куплет – одноголосно.
2-й куплет – канон
3-й куплет – имитация.
V. Итог занятия.
- Над чем мы работали сегодня?
Учили русскую народную песню “Со вьюном я хожу ”в разных вариантах, выполняли упражнения для развития певческого голоса.
Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.
Домашнее задание: повторить текст песни “Со вьюном я хожу”; найти оригинальные эмоциональные характеристики двух основных ладов – мажора и минора; прохлопать ритмический рисунок мелодии; сочинить музыкальные интонации























Список литературы, рекомендуемый педагогам

Абрамян, Г.В. Солнечный круг: музыкальная азбука. – М.: изд-во «Малыш», 1985.
Анализ современного урока / сост. С.В. Кульневич. – М.: Просвещение, 2003.
Артоболевская, А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995.
Афанасьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1979.
Басина, Н.Э., Суслова, О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997.
Брагинская, Ж. И. Время и песня. – М.: Профиздат, 1986.
Вообрази себе. Поиграем, помечтаем. – М.: Эйдос, 1994.
Кульневич, С.В. Иванченко, В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2005.
Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации/ авт.-сост. Г.А.Суязова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988.
Попов, В. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 1990.
Пособие для музыкального самообразования. – М.: Музыка, 2000.
Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-Пресс, 2003.
Программа: Музыка для внешкольных учреждений и образовательных школ. – М.: Просвещение, 1987.
Энциклопедия для юных музыкантов/ авторы-сост. И.Ю. Кутерский, Е.В. Минина; оформл. «Диамант». – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.














Список литературы, рекомендуемый учащимся

Басина, Н.Э., Суслова, О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997.
Манакова, И.П., Салмина, Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. – Свердловск, 1991.
Энциклопедия для юных музыкантов/ авторы-сост. И.Ю. Кутерский, Е.В. Минина; оформл. «Диамант». – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.








13PAGE 15







15