Программа по работе с родителями детей с ОВЗ.

Разработка плана работы «Родительского клуба» на 2015 – 2016 учебный год.

Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Цель Родительского клуба - повышение педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение  их к  сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами, гармонизация детско-родительских отношений.
Системная работа с семьями обучающихся с ОВЗ, обеспечивающая комплексную социально-психолого-педагогическую реабилитацию и профилактику детского и семейного неблагополучия.
Задачи Клуба:
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Виды деятельности Клуба:
1.

План работы
родительского клуба
на 2015 – 2016 учебный год

Тема занятия
Сроки проведения
Форма проведения
Участники

1.
«Мозг без тела не мог бы думать!» или «Комплексная коррекция психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
06.11.2015
консультация
родители

2.
«Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования проблем поведения у детей»
Упр. по методике Е.В. Максимовой
«Обнималки»;
«Жердочка»;
«По кочкам»;
«Ладушки»
20.11.2015
практическое занятие 1
дети и родители

3.
«Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования про
·блем поведения у детей»
Упр. по методике Е.В. Максимовой
«Обхлопывания»;
«Выползание»;
«Фиксационные зажимы»;
Работа с мышечными зажимами
Массаж стоп.
04.12.2015
практическое занятие 2
дети и родители

4.
Детско-родительские взаимоотношения
Упр. по методике Е.В. Максимовой
«Коза рогатая»;
«Освобождение»;
«Неустойчивая опора»; «Перекаты»
25.12.2015
практическое занятие 3
дети и родители

5.
«Формирование и коррекция сенсомоторных взаимодействий у детей с ОВЗ»
15.01.2016
круглый стол + индивидуальные консультации
родители

6.
«Игровые упражнения на освоение детьми с ОВЗ телесного и внешнего пространства»
Упр. по методике А.В. Семенович
Упражнения с кубиками;
«Кошка злая и добрая»
Глазодвигательные упражнения;
29.01.2016
практическое занятие 4
дети и родители

7.
«Игровые упражнения на освоение детьми с ОВЗ телесного и внешнего пространства»
Упр. по методике А.В. Семенович
Игры с мячом;
Игры с карандашом;
«Растяжки»
12.02.2016
практическое занятие 5
дети и родители

8.
«Игровые упражнения на освоение детьми с ОВЗ телесного и внешнего пространства»
Упр. по методике А.В. Семенович
Глазодвигательные упражнения (усложнение 1)
Перекрестные упражнения;
26.02.2016
практическое занятие 6
дети и родители

9.
«Формирование у детей с ОВЗ процессов восприятия»
- зрительного
- слухового
- обонятельного
- осязательного
- тактильного
12.03.2016
консультация
родители

10.
«Формирование у детей с ОВЗ навыков внимания»
Упр. по методике А.В. Семенович
«Ребро-ладонь-кулак»;
«Праксис позы кистей рук»;
«Ритмические палочки»
26.03.2016
практическое занятие 7
дети и родители

11.
«Формирование навыков внимания у детей с ОВЗ посредством двигательной активности»
Упр. по методике А.В. Семенович
Перекрестные упражнения (усложн) «Двигательный репертуар»;
«Гибкая шея, свободные плечи».
09.04.2016
практическое занятие 8
дети и родители

12.
«Роли родителей – роли детей»
23.04.2016
консультация
родители

13.
Итоги работы за год
Индивидуальные консультации на лето
07.05.2016
круглый стол
родители


Привлечение специалистов:
учитель-логопед,
педагог-психолог;
музыкальный руководитель,
воспитатели, медицинские работники.
Критериями  эффективности модели консультационного пункта являются: востребованность предоставляемых услуг, оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ, педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;
Особенность организации работы  специалистов:
ранняя диагностика и профилактика отклонений в развитии ребенка;
индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ с учетом структуры дефекта, его возможностей и способностей;
повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ ориентирован на структуру его дефекта, где учреждение должно подстроиться под ребенка, а не наоборот, когда ребенок должен подчиниться общей системе обучения и воспитания.
Результатом работы специалистов  является:
создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с ОВЗ;
предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-ориентированной помощи ребенку с особыми потребностями и семье, что содействует его оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Прогнозируемые результаты:
Дети:

позитивная адаптация к условиям ДОУ;
динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно - развивающую работу;
эффективное формирование нарушенных функций;
развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
приобретение социального опыта

Родители:
информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
адекватности установок в отношении перспектив ребенка;
информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
гармонизации детско-родительских отношений;
увеличение количества родителей, вовлеченных в коррекционный процесс, в качестве активных его участников.






15