Рабочая программа вокального ансамбля


Пояснительная записка
 Актуальность программы: Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни.Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
         Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
         Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разно-жанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
        В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой. Цель: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт.
           Срок реализации, продолжительность образовательного процесса:Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей -7-8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин., 72 часа в год.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Требования к уровню подготовки Результаты освоения программы.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатамизанятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Содержание программы

п/п Наименование темы, ее содержание Количество часов
Вводное занятие. Охрана голоса
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса 2
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками. 2
Певческая установка
Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука. 1
Звукообразование, звукопроизношение. Музыкальные штрихи
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие «Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз. штрихами. 3
Формирование правильных навыков дыхания
Типы дыхания. Вокальные упражнения. 3
Дикция и артикуляция
Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. 3
Вокально-хоровая работа.
Формы и методы музыкально-исполнительской работы коллектива 36
Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. 1
Сценическое движение
Воспитание самовыражения через движение и слово 2
Работа над выразительностью песни
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. 15
Концертная деятельность.
Разбор ошибок и поощрение удачных моментов 3
Итоговые занятия, творческие отчеты
Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ. 3
Учебно-тематический план
№ п/п Содержание Кол-во часов Теория Практика Виды и формы контроля
сентябрь
1 Вводный инструктаж по ТБ 1 1 Беседа
2 Ознакомление с основами вокально-хорового искусства 1 1 Беседа
3 Ознакомление с основными певческими навыками 1 1 Беседа и исполнение
4 Ознакомление с правилами гигиены и охраны голосового аппарата 1 1 Беседа
5 Упражнения по постановке голоса и разучивание песни 1 1 Исполнение
6 Вокально-хоровая работа в песне «Школа будущего» 2 2 Разучивание и исполнение
октябрь
7 Дыхательные упражнения и вокально- хоровая работа в песне «Круглая песня» 2 2 Разучивание и исполнение
8 Работа над выразительностью в песнях 1 1 Разучивание и исполнение
9 Работа над дикцией и звукопроизношением в песнях 1 1 Разучивание и исполнение
10 Вокально-хоровая работа в песнях о России и Удмуртии 1 1 Разучивание и исполнение
11 Знакомство с наиболее известными ансамблями Удмуртии и удмуртскими песнями 1 1 Беседа и слушание
12 Вокально-хоровая работа в песне «Ми пичипиналъес» 3 3 Разучивание и исполнение
ноябрь
13 Дыхательные упражнения и вокально-хоровая работа в разученных песнях 2 2 исполнение
14 Вокально-хоровая работа в песне «Моя Россия» 3 3 Разучивание и исполнение
15 Знакомство с обычаями и традициями встречи Рождества 1 1 Беседа
16 Вокально-хоровая работа в песне «Динь-дон» 3 3 Разучивание и исполнение
декабрь
17 Вокально-хоровая работа в песне «В новогоднем лесу» 2 2 Разучивание и исполнение
18 Вокально-хоровая работа в песне «Серебристые снежинки» 2 2 Разучивание и исполнение
18.1 Работа над выразительностью исполнения в песне «Серебристые снежинки» 1 1 Разучивание и исполнение
19 Вокально-хоровая работа в песне «Новый год начинается» 2 2 Разучивание и исполнение
январь
20 Повторный инструктаж 1 1 Беседа
21 Дыхательные упражнения 1 1 Исполнение
22 Вокально-хоровая работа в песне «Герои спорта» 3 3 Разучивание и исполнение
февраль
23 Вокально-хоровая работа в песне «Любимая школа» 2 2 Разучивание и исполнение
23.1 Работа над выразительностью исполнения в песне «Любимая школа» 1 1 Исполнение
23.2 Работа над дикцией и звукопроизношением в песне «Любимая школа» 1 1 исполнение
24 Вокально-хоровая работа в песне «Служить России» 1 1 Разучивание и исполнение
24.1 Работа над выразительностью исполнения в песне «Служить России» 1 1 исполнение
25 Вокально-хоровая работа в песне «Служить России» 2 2 Разучивание и исполнение
март
25.1 Работа над четкой дикцией и звукопроизношением в песне «Служить России» 1 1 Исполнение
25.2 Работа над выразительностью исполнения в песне «Служить России» 1 1 исполнение
26 Вокально-хоровая работа в песне «Мама» 2 2 Разучивание и исполнение
26.1 Работа над выразительностью исполнения в песне «Мама» 2 2 Исполнение
27 Вокально-хоровая работа в песнях про маму и весну 3 3 Разучивание и исполнение
апрель
28 Вокально-хоровая работа в песне «Светит солнышко» 3 3 Разучивание и исполнение
29 Повторение песен 1 1 Исполнение
30 Вокально-хоровая работа в песне «Праздник» 4 4 Разучивание и исполнение
31 Вокально-хоровая работа в песне «Гимн школы» 3 3 Разучивание и исполнение
май
32 Вокально-хоровая работа в песне «Моя армия» 3 3 Разучивание и исполнение
33 Вокально-хоровая работа в песне «Домисолька» 3 3 Разучивание и исполнение
34 Повторение песен 2 2 Исполнение
Итого 72 Всего за год – 72 часа
По итогам, к концу обучения воспитанники должны знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства музыкальной выразительности.
уметь:
- применять правилапения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Планируемый результат:
• стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;• умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия–подголоски; • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
Примерный план выступлений учащихся в течение учебного года
Месяц Мероприятия
сентябрь Выступление на концертах школы и других учреждений, посвященных ко Дню знаний.
октябрь Выступление в концертах школы и других учреждений, посвященных празднику «День учителя».
ноябрь Выступление в концертах школы и других учреждений, посвящённых празднику «День матери», удмуртскому месячнику.
декабрь Выступление на мероприятиях, посвященных празднованию Нового года,посвященных Районным Рождественским чтениям.
январь Директорский прием спортсменов, победителей, олимпиад
февраль Школьный концерт «23+8», посвященный ко дню защитников Отечества и международному женскому дню
март май Акция «Спасибо дедам за Победу», Последний звонок, Общешкольное родительское собрание для учащихся начальных классов.
Список литературы
Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
Добровольская Н.Н., Орлова Н. Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.
Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт -Петербург, 1997.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981.
Программа «Вокально - инструментальный ансамбль» ВИА. / Под ред. С.С. Кутелева. - М., Просвещение. 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений.
Программа «Сольное пение». / Под ред. В.И. Лейбсона. - М., Просвещение, 1975. / Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.
Музыка в школе. Вып.1 – М., Музыка, 2005г
Литература для детей:
Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.
Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.
Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.
Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 1994.
Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.
Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.
Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский композитор, 1991.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству.
-911693-623837МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
-794385-491490
Рабочая программа
Вокальный ансамбль «Домисолька»
Руководитель: Светлакова Лариса Анатольевна
25405343525