Адаптированная основная общеобразовательная программа по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Основное общее образование.


Псковская область Российской Федерации
Государственное управление образования Псковской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОбщеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ псковской области
«Центр специального образования № 2»
__________________________________________________________
Принято
на педагогическом совете
Протокол № 02 от 31.08.2016 г. Утверждаю
Директор
_________________/Г.А. Комар
Приказ № 119 от 01.09.2016 г
Адаптированная
основная общеобразовательная программа
по физике
для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Уровень общего образования: основное общее образование
Разработано учителем Г.А. Комаром
Согласовано на заседании МО учителей предметов естественно-математического цикла
Протокол № 1 от 28.08.2016 г
Пыталово
2016
Содержание
Пояснительная записка 3
Содержание АООП 10
Основные требования к результатам реализации АООП 17
Система контрольно-измерительных материалов АООП 23
Пояснительная записка
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся разработана на основе рабочей программы, реализуемой в учебниках А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса системы «Вертикаль», 2013 года.
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 8 и 9 классах глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 10, 11 классах начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, обучающихся учатся планировать эксперимент самостоятельно.
АООП по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
АООП по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся.
Цель и задачи АООП
Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение обучающихся смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающихся знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающихся такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающихся отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование различных источников информации.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АООП по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2004.
Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2004.
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс: Учебное электронное пособие. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс: Учебное электронное пособие. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 9 класс: Учебное электронное пособие. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
Наглядная физика. 7 класс: Интерактивное учебное пособие. – ООО «Экзамен-Медиа», 2012.
Наглядная физика. 8 класс: Интерактивное учебное пособие. – ООО «Экзамен-Медиа», 2012.
Наглядная физика. 9 класс: Интерактивное учебное пособие. – ООО «Экзамен-Медиа», 2012.
Виртуальные лабораторные работы по физике. 7 - 9 классы: Интерактивное учебное пособие. – ЗАО «Новый диск», 2007.
Пёрышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 классы. Учебно-методический комплект к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс»,«Физика. 9 класс» (М.:Дрофа).- М.: «Экзамен», 2010.
Место предмета в учебном плане
Данная АООП по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся на изучение курса физики в объеме обязательного минимума содержания основного общего образования предусматривает учебные часы с 8 по 11 класс. Учебный план составляет 272 учебных часа, в том числе в 8, 9, 10, 11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Обучение физике в 8 классе осуществляется по АООП по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся на основе рабочей программы, реализуемой в учебниках А. В. Перышкина «Физика» для 7 класса.
Обучение физике в 9 классе осуществляется по АООП по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся на основе рабочей программы, реализуемой в учебниках А. В. Перышкина «Физика» для 8 класса.
Обучение физике в 10 и 11 классах осуществляется по АООП по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся на основе рабочей программы, реализуемой в учебниках А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса.
Характерными для адаптированной общеобразовательной программе по физике для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся являются следующие формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ:
Урок;
Урок решения задач;
Фронтальная лабораторная работа;
Зачет.
Специфическими формами контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) в АООП по физике для глухих обучающихся предусмотрены:
Контрольная работа;
Зачет.