Рабочая программа по истории. 5 — 12 классы (коррекционная школа 1 вида (для глухих детей)


Министерство образования и науки ДНР.
Донецкая специальная общеобразовательная школа-интернат I –III ступеней №19
МОН ДНР
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей-предметников
Протокол № 1 от 28 августа 2016 г. «Согласовано»
Заместитель директора школы по учебной работе
Козинец Р. В.
«Утверждаю»
Директор школы
Воронова Н. Г.
Приказ № от ----------------

Рабочая программа по истории
5 – 12 классы
Составители:
1. Уманец Г. М.
2. Козинец Р. В.
3. Иванов М. М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая основная и полная общеобразовательная программа коррекционной школы (для детей с нарушением слуха) для 5 – 12 классов разработана на основе Государственного образовательного стандарта ДНР и программы основного общего и полного школьного образования для общеобразовательных организаций Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.
1. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с нарушением слуха, направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие личности: нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт вариативное распределение учебных часов по разделам с учётом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей глухих обучающихся и способствует реализации единой концепции исторического образования. При составлении был учтён компонент государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса: 5 класс «Введение в историю Донецкого края»,
Изучая историю на ступени основного общего образования глухие обучающиеся приобретают исторические знания, приведённые в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией и понятиями в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения глухими учениками наиболее ярких и значимых событий прошлого мира, Отечества, региона, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения прошлого, развивать навыки работы с различными типами исторической информации и должно быть ориентировано на личностное развитие обучающихся, использование потенциала исторической науки для социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основной направленностью. Основной направленностью программы курса истории является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории к традициям Отечества, мира, Донецкого региона, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
2. Основные цели изучения курса истории:
--- воспитание патриотизма, уважение к истории как науке, к традициям Родины, региона, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
--- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
--- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации,
--- освоение обучающимися ключевых исторических понятий;
--- ознакомление с основными религиозными системами;
--- раскрытие особенностей социальной жизни,
структуры общества на этапах развития политических отношений и их формирований на мировой арене, Отечества и Донецкого региона; специфики формирования власти, выдающихся деятелей мировой, отечественной, региональной политической, культурной периодов развития, значение политического и культурного наследия цивилизации.
3. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманистическом подходе и ориентирована на то, чтобы глухие обучающиеся овладели определённым объёмом знаний, умений и навыков в курсе изучения исторического материала.
4. Задачи основного общего и полного образования глухих обучающихся в коррекционной школе включают:
--- достижение качественного и полного образования при обеспечении его доступности с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с нарушением слуха;
--- формирование общей культуры личности подрастающего поколения; обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений и навыков, компетенций и компетентностей, определяемых государственными личностными потребностями, возможностями, индивидуальными потребностями и возможностями, состоянием их здоровья;
--- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
--- обеспечение преемственности начального, основного и полного общего образования;
--- целенаправленное и планомерное формирование в глухих обучающихся словесной речи (в устной и письменной формах), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в коррекционной школе слухоречевой среды, как важнейшего условия формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в обществе;
--- развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительных типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
--- устной речи, её произносительной стороны;
--- представление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
--- формирование у обучающихся универсальных учебных действий, достижение ими личностных и предметных результатов общего и полного образования при использовании в образовательном процессе современных технологий деятельностного типа, усиление роли информационно-коммуникативных технологий.
5. Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающегося обучения.
Своевременное выявление и понимание психологических проблем и трудностей в усвоении программного материала с последующей коррекционной работой, которая даёт возможность развития глухого ученика на основе психоэмоционального реагирования на стресс неуспеваемости.
6. В основу рабочей программы положены принципы:
--- принцип государственной политики в области образования, гуманистический характер образования, общедоступности образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки глухих обучающихся к жизненным условиям;
--- принцип учёта типологических и индивидуальных образовательных потребностей глухих обучающихся;
--- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
--- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности ученика и расширение его зоны потенциального развития с учётом особых образовательных потребностей;
--- онтогенетический принцип;
--- принцип целостности содержания образования;
--- принцип переноса усвоенных знаний, умений и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации.
7. В рабочей программе реализуются задачи коррекционно-развивающегося учебно-воспитательного направления:
--- продолжать развитие познавательной активности обучающихся, применяя принцип доступности учебного материала;
--- содействовать развитию словаря, устной монологической речи глухих учащихся в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
--- организовывать деятельность таким образом, чтобы ученики могли проводить самоконтроль, самооценку и коррекцию.
8. Для реализации рабочей программы используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.
9. Методами контроля знаний, умений и навыков являются устные опросы, тестирование, выполнение практических работ, работа с историческими и контурными картами, письменные ответы…
10. При оценивании учитываются: сложность материала, самостоятельный и творческий подход применения знаний, уровень приобретённых знаний, умений и навыков по отношению к компетенциям, требуемых государственной и школьной программами обучения, правильность и полнота ответа, степень понимания исторических фактов, явлений, корректность речевого оформления высказывания, аккуратность в ходе выполнения практических работ, наличие и характер ошибок, допущенных в ответах, особенности развития, умение работать с текстом, исторической и контурной картами, за выполнение домашних заданий, за умение исправлять, дополнять ответы учащихся, за формулирование выводов
11. Предметные результаты по усвоению материала в ходе изучения курса истории: определять и объяснять понятия и термины, рассказывать о важнейших исторических событиях и памятниках культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, выделять главную мысль, идею в тексте, рассматривать общественные явления в развитии с конкретно-историческими явлениями, раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления в развития экономики, политики, культуры, искусства, анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы, высказывать свою оценку событиям, историческим личностям.

12. Место учебного предмета в учебном плане.
Всеобщая история. 5 -10 классы -1 -вое полугодие.
11 – 12 классы – 1 -й семестр.
5 класс 1 час в неделю 35 часов в год
6 класс 2 часа в неделю 32 в 1 – ом полугодии
7класс 2 часа в неделю 32 часа в 1-ом полугодии
8 класс 2 часа в неделю 32 часа в 1-ом полугодии
9 класс 2 часа в неделю 32 часа в первом полугодии
10 класс 2 часа в неделю 32 часа в первом семестре
11 класс 2 часа в неделю 32 часа в 1-ом семестре
12 класс 2,5 час. в неделю 40 часов в 1-ом семестре.
5 класс – 1 час в неделю – 35 часов в год.
В базовом учебном плане на изучение пропедевтического курса «Введение в историю Донецкого края» выделено 35 часов в год. Программа курса состоит из 4-ёх разделов, которые дадут возможность обучающимся последовательно освоить информацию о родном крае и помогут овладеть начальными предметными умениями и навыками, составляющими основу дальнейшего исторического образования обучающихся.
В программу включены следующие темы:
ТЕМА 1. Путешествие в страну «История». 10 часов
ТЕМА 2. О чём повествует история Донбасса. 10 часов
ТЕМА 3. О людях, что край прославляли Донецкий. 10 часов
ТЕМА 4. Святыни Донецкого края. 5 часов
№п/п Кол-во часов Дата Тема урока Требования к уровню учебных достижений учащихся Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ТЕМА 1. Путешествие в страну «История» - 10 час.
= История - наука о прошлом
= Краеведение- наука о родном крае.
= Хронология – наука о времени. П. р. Как работать с исторической картой.
= Археология. Стоянки древних людей на Донбассе.
= Источники исторических знаний.
= Музеи родного края.
= П. р. Обучение работе с краеведческой литературой.
= Символика Донецкого края.
= Историческая топонимика.
= Что изучает этнография.
Тестирование по изученной теме. - даёт определение истории как науке,
- соотносит год со столетием,
- объясняет, как происходит счёт времени в истории,
- чертит линию времени и обозначает на ней предлагаемые даты,
- распознаёт на карте условные обозначения,
- показывает на карте исторические объекты,
- отвечает на вопросы,
- работает с предложенными историческими текстами,
- выбирает основное в тексте,
- выписывает выводы по изученному,
- называет источники исторических знаний,
- работает с краеведческой литературой,
- знает символику Донецкого региона и объясняет её значение,
- отвечает на вопросы тестовых заданий 1 уровня.
- сверяет правильность ответов с образцами.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ТЕМА 2. О чём повествует история Донбасса. – 10 час.
=Исторические факты и их виды.
= Донбасс в древности.
= «Слово о полку Игореве» о Донецком крае.
= Борьба Русского государства за Дикое поле.
=Заселение края в 17 – 19 веках.
= Рождение Донбасса – промышленного региона.
= П. р. Сведения о заселении Донецка.
= Революционный Донбасс.
= Донетчина в огне.
Донбасс в после военные годы.
- ориентируется на адаптированной исторической карте,
- называет исторические факты и их связь между собой,
- распознаёт на карте места основных событий,
- по указанным датам определяет продолжительность и последовательность событий и явлений, удалённость их от сегодняшнего дня,
- обозначает на ленте времени даты,
- характеризует при помощи текста, учителя происходящие события и факты,
- при помощи учителя оценивает происходящие события,
- соотносит историческое событие с его датой.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 . ТЕМА 3. О людях, что край прославляли Донецкий – 10 час.
= Чем нам интересна историческая личность?
= Кондратий Булавин – атаман донских казаков.
= Потомки запорожских казаков – Мандрыки.
= Евдоким Шидловский Основатель поселений Донецка.
= Донцы Иловайские и их роль в развитии края.
= «Отец угольного Донбасса» - Григорий Капустин.
= Разработка соляных промыслов и угольных пластов.
= Роль Джона Юза в основании Донецка.
= Они развивали наш край.
= Итоговый урок по теме «О людях, что край прославляли Донецкий»
- знает, чем интересна личность в историческом развитии,
- называет выдающихся личностей нашего края,
- рассказывает о роли личности в развитии Донбасса,
- рассказывает о роли отдельных потомках запорожского казачества и их роль в основании поселений в Диком поле,
- показывает на карте города Донецкого края и рассказывает об истории их образования, используя иллюстрации, тексты, записи в тетрадях,
- кратко рассказывает историю образования Донецка, других городов Донецкого края,
- отвечает на вопросы,
- дополняет предложения, используя тексты.
31
32
33
34
35 1
2
3
4
5 ТЕМА 4. Святыни Донецкого края – 5 часов.
= Итоговый контроль. Выполнение заданий тестового характера.
= Святогорская Лавра.
= Архитектурные памятники Донецкого региона.
= Архитектурные памятники Донбасса.
= Итоговый урок по изученному материалу. - выполняет тестовые задания по изученному материалу,
- владеет краткими знаниями о святынях нашего края,
- показывает на исторической карте города, места, где расположены святыни края,
- выбирает из предложенного иллюстративного материала то, что относится к донецкому региону, указывая на карте места их расположения,
- отвечает на вопросы, высказывает свое отношение к изучаемому.
6 класс.
Всеобщая история.
История Древнего мира.
Учебник. История Древнего мира.
А. А. Вигасин, Г. И. Годар, И. С. Свенцицкая.
Москва, «Просвещение», 2016.
Учебных недель – 35.
В неделю – 2 час.
В год – 70 часов.
Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как учёные узнают, что происходило в глубокой древности?
Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге или на папирусе – особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из письменных источников – древних книг и надписей, высеченных на камне, - мы узнаем о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях…
Важную роль играют раскопки, которые проводят учёные-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки древних жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб и зёрна ячменя, пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки называют вещественными источниками: они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности.
№п/п Дата К – во час. Тема урока. Требования к знаниям обучающегося Примеча-ние.
1.
2
3
4
5
6
7
1.
2
3
4
5
6
7 Тема 1. Жизнь первобытных людей. – 7 час.
= Что изучает история Древнего мира.
= Первобытные собиратели и охотники.
= Родовые общины.
= Искусство и религиозные верования.
= Первобытные земледельцы и скотоводы.
= Появление неравенства и знати.
= Счёт лет в истории - знает, что изучает история Древнего мира;
- может составить предложения по иллюстрации, используя текст учебника;
- рассказывает о роде занятий первобытных людей;
- указывает на причины деления людей на общины;
- называет образцы древнего наскального изображения окружающей среды;
- указывает причины появления неравенства в общинах; 8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6
7 Тема 2. Древний Египет - 7 час.
= Государство на берегах Нила.
= Жизнь простых людей в Египте.
= Жизнь египетского вельможи.
= Военные походы фараонов.
= Религия древних египтян.
= Искусство египтян.
= Письменность древних египтян. - показывает на карте современную территорию Египта, сравнивая с древними изображениями;
- приводит примеры6 почему на берегах Нила возникла цивилизация;
- рассказывает о жизни людей в Египте, указывая причины неравенства;
- читает историческую карту, рассказывая о военных походах фараонов и причины возникновения войн;
- самостоятельно, работая с текстом, заполняет таблицу: религия, искусство, письменность;
- составляет устный рассказ, используя данные таблицы.
15
16
17
18
19
20
1
2
3
4
5
6 Тема 3. Западная Азия в древности - 6 час.
= Древнее Двуречье.
= Вавилон и законы.
= Финикийские мореплаватели.
= Древнееврейское царство.
= Ассирийская держава.
= Персидская держава. - находит на исторической карте древние государства Западной Азии;
- указывает причины возникновения городов-государств на этой территории;
- устанавливает различия между древними государствами и их роль в развитии цивилизации. 21
22
23
24
25
1
2
3
4
5 Тема 4. Индия и Китай в древности - 5 час.
=Природа и люди в Древней Индии.
= Жизнь людей.
= Учение Конфуция.
= Объединение Китая.
= Итоговый урок. Тема. Древний Восток. - показывает территории современных государств и делает выводы о различии древней Индии и Китая с современной территорией;
- рассказывает о жизни жителях этих государств, их быте, верованиях, о развитии науки, искусства;
- выполняет тестовые задания первого уровня, дополняет предложения.
26
27
28
29
1
2
3
4 Тема 5. Древнейшая Греция - 4 час.
= Греки и критяне.
= Микены и троя.
= Поэма Гомера «Илиада».
= Поэма Гомера «Одиссея». - работает с текстом учебника, подготавливая ответы на вопросы;
- показывает территорию древних городов Греции и приводит примеры расцвета;
- работает с текстом поэм, выполняя задания;
- делает выводы об изученном.

30
31
32
33
34
35
36 1
2
3
4
5
6
7 Тема 6. Греция и персидские нашествия – 7 час.
= Земледельцы Аттики.
=Демократия в Афинах.
= Древняя Спарта.
= Греческие колонии.
= Олимпийские игры в древности.
= Марафонская битва.
= Нашествие персов. - понимает причины возникновения войн между греками и персами;
- рассказывает о земледельцах и их роли в расцвете города;
- записывает ответы на вопросы в рабочие тетради, используя текст учебника;
- заполняет схему: олимпийские игры, Марафонская битва, нашествие персов. 37
38
39
40 1
2
3
4
Тема 7. Афины и расцвет демократии – 4 час.
= Порт Пирей.
= Афинские школы и гимназии.
= Демократия при Перикле.
= Театр в Афинах. - рассказывает о расцвете демократии в Афинах;
- понимает смысл понятий;
- приводит примеры по содержанию изучаемой темы, используя текст учебника и дополнительную литературу;
- знает значение возникновения школ и гимназий в развитии культурной жизни греков. 41
42
43
44 1
2
3
4 Тема 8. Македонские завоевания в 4-ом веке до н. э. - 4 час.
= Города Эллады.
= Александр Македонский.
= Египетская Александрия.
= Итоговый урок по теме: Древняя Греция. - читает и выписывает из текста учебника ответы на поставленные вопросы;
- сверяет свои ответы с образцом;
- понимает, в чём заслуга Александра Македонского в мировой истории;
- выполняет тестовые задания первого уровня.
45
46
47
48
49
50
51
52 1
2
3
4
5
6
7
8 Тема 8. Рим: от возникновения до господства - 8 час.
= Возникновение Рима.
= Завоевание Римом Италии.
= Римская республика.
= Война с Карфагеном.
= Господство Рима в Средиземноморье.
= Рабство в Древнем Риме.
= Жизнь людей в Риме.
= Обобщающий урок: Рим: возникновение и господство. - понимает причины возникновения «вечного» города на берегах реки;
- понимает причины в необходимости объединения земель на Апеннинском полуострове в единое государство;
- Указывает на причины возникновения войн;
- Отвечает на вопросы, делает выводы с помощью учителя и записывает их в рабочие тетради;
- выполняет тестовые задания.
53
54
55
56
57
1
2
3
4
5 Тема 9. Гражданская война в Риме - час.
= Земельный закон братьев Грекхов.
= Восстание Спартака.
= Восстание Спартака.
= Власть Цезаря.
= Установление империи. - даёт определения терминам и понятиям, понимая их смысл;
- называет причины возникновения гражданской войны в Риме;
- рассказывает о причинах восстания Спартака и значение в развитии общественных отношениях;
- Отвечает на вопрос- Как установилась империя и что это дало для развития империи?
58
59
60
61
62
63
1
2
3
4
5
6 Тема 10. Римская империя в первые века нашей эры - 6 час.
= Римская империя нашей эры.
= Соседи империи.
= Император Нерон.
= Христиане и их учения.
= Расцвет Империи.
= Вечный город и жители. - сравнивает Римскую империю в первые века нашей эры и до нашей эры, что изменилось?
- рассказывает о соседях Римской империи и их влияние на развитие государственных органов;
- христианская церковь и её влияние на население страны 64
65
66
67
68
1
2
3
4
5 Тема 11. Падение Западной Римской империи - 5 час.
= Император Константин.
= Взятие Рима варварами.
= Семь чудес света.
= Итоговый урок. Тема. Путешествие по Древней истории.
= Обобщающий урок. Путешествие по Древней Римской империи. - заполняет таблицу: расцвет и падение Западной Римской империи;
- делает выводы по записям в тетрадях и используя текст учебника;
- подбирает иллюстрации к текстам и объясняет при помощи учителя причины падения империи;
- составляет карту – путешествие по Римской империи, отвечает на вопросы тестов первого уровня. 2 часа – резерв.
7 класс – 2 часа в неделю, – 32 часа в 1 полугодии.
Учебник: Всеобщая история. История Средних веков.
Авторы: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской.
Москва, «Просвещение», 2016.

Эпоха Средневековья или Средних веков начинается с конца 5 века, с даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет. Это великая эпоха в истории человечества. Понятие «Средние века» появилось при изучении истории Западной и Центральной Европы. Средневековье относится и к истории развития Азии, Африки, Америки, хотя история народов Азии, Африки и Америки во многом отличается от народов Европы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п Тема урока Кол –во час. Гос. требования к знаниям учащихся Дата При-меча-ние
1
2
3
4
5 ТЕМА 1.Становление Средневековой Европы (6 – 11 века) – 5 час.
= Образование варварских королевств.
= Возникновение и распад империи Карла Великого.
= Феодальная раздробленность Западной Европы.
= П. р. Англия и Франция в раннее Средневековье.
= Итоговый урок по теме «Становление средневековой Европы». 1
2
3
4
5 - понимает причины возникновения войн в Средневековой Европе и приводит примеры, используя текст учебника;
- понимает смысл понятий: варварские королевства, империя, феод, феодальная раздробленность, император;
- рассказывает о возникновении империи и императорах и их роль в государственном устройстве;
- выполняет практические работы, задания, сравнивая средневековые государства;
работает с картами и текстами учебника;
- отвечает на вопросы тестовых заданий первого уровня, дополняет предложения, с помощью учителя делает выводы. 6
7

8 ТЕМА 2. Византийская империя и славяне в 6 – 11 веках – 3 час.
=Византия при Юстиниане.
= Культура Византии.
=Образование славянских государств.
1
2

3 - рассказывает о Византийской империи;
- показывает на карте территорию государства, выделяя особенности географического положения;
- указывает на причины бурного развития культуры;
- называет причины образования славянских государств, пути их развития, отношения с соседними странами.
9
10 Тема 3. Арабы в 6-11 веках- 2 час.
= Арабский халифат и его распад.
= Культура стран халифата. 1
2 - работает с текстом учебника, заполняет графическую схему причинно-следственных связей;
- поясняет причины распада халифата;
- культура халифата и её значение.
11
12
13
14
15
16
17 ТЕМА 4. Средневековье в Западной и Центральной Европе – 7 часов.
= Средневековая деревня.
= В рыцарском замке.
= Средневековые города. Ремесло.
=Торговля в Средние века.
=Католическая церковь и еретики.
= Крестовые походы
= Итоговый урок по темам 3 и 4. Тестирование 1 вида. 1
2
3
4
5
6
7 - понимает содержание понятий, умело вводит их в ответы;
- работает с текстом учебника, выбирая основное и заносит данные в таблицу;
- указывает причины возникновения неравенства жителей и описывает быт в деревне, замке;
- понимает причины возникновения городов, развитие ремесла, торговли,
- указывает причины начала развития торговли и усиленное развитие ремёсел;
-роль католической церкви в жизни народа;
- отвечает на вопросы тестовых заданий, используя тексты учебников, карты
18
19
20
21
22
23 ТЕМА5. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 – 15 века) – 6 час.
= Объединение Франции.
= Столетняя война.
= П. р. Королевская власть в Англии и Франции 15 века.
= Централизованные государства на пиренейском полуострове.
= Гуситское движение в Чехии.
= Завоевания турками – османами. 1
2
3
4
5
6 - знает причины образования государств в Западной Европе и понимает суть термина «централизованное государство»;
- отвечает на вопросы в устной и письменной формах, выполняет самостоятельную работу, используя тексты учебника, других источников;
- сравнивает два государства, формулируя выводы по изученному материалу при помощи учителя;
- работает с исторической картой, показывает централизованные государства;
- указывает на причины возникновения восстаний на территориях отдельных стран.
24
25
26 ТЕМА 6. Культура Западной Европы в Средние века – 3 час.
= Средневековье: образование, литература.
= Культура раннего Возрождения в Италии.
= Научные открытия, изобретения.
1
2
3 - понимает значение развития культуры Европейского Средневековой Европы;
- называет выдающихся личностей и называет их произведения;
- знает роль образования в развитии общества;
-называет образцы культуры раннего Возрождения, определяя ценность её в мировой культуре.
27
28
29
30
31
32 ТЕМА 7. Народы Азии, Америки, Африки в Средние века - 6 часов.
= Средневековая Азия.
= Государства и народы Африки.
= Государственные образования в доколумбовый период.
= Наследие Средних веков в истории человечества.
= Итоговый урок по изученным темам – тестирование «Выбери правильный ответ».
= Заключительный урок. Что изучает история Средневековья? 1
2
3
4
5
6 - работает с текстом учебника и историческими картами;
- проводит сравнение Средневековья разных частей мира, записывая выводы в рабочие тетради;
- выделяет различия в развитии государственных систем в разных частях света;
- рассказывает о значении для Европы открытия Нового света и к чему это привело;
- определяет степень ценности исторического наследия Европы в мировых масштабах;
- работает с тестовыми заданиями, отвечает на вопросы, дополняет предложения, высказывает своё отношение к изучаемым темам, определяет, что наиболее запомнилось в курсе изучения исторического материала.
8 КЛАСС – 2 часа в неделю, 32 часа в год.
Учебник. Всеобщая история – 1500 – 1800.
История Нового времени.
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. П. Ванюшкина
Москва, «Просвещение», 2016.
В ходе изучения курса истории Новое время или Новая история, обучающиеся познакомятся с опытом жизни людей в новую эпоху в жизни людей. В этот период происходит постепенное разрушение традиционного общества. Началась эпоха «пробуждения умов» (явления, происходящие в странах Европы. История Нового времени и Нового времени – синонимы, обозначающие в современной науке исторический период с конца 15 – начала 16 в.в.: 1485 г. – конец Войны Белой и Алой розы, начало правления Тюдоров в Англии; 1492 г. – открытие Колумбом Америки; 1517 г. – начало Реформации. Завершается Новое время в начале 20 века.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п Дата Кол-во час. Тема урока Требования к знаниям учащихся.
Примечание

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 ТЕМА 1.Мир в начале Нового времени - 13 час.
= Что изучает история Нового времени.
= Выход к Мировому океану.
= Великие географические открытия.
= Абсолютизм в Европе.
= Европейское общество в раннее Новое время.
= Повседневная жизнь.
= Великие гуманисты Европы.
= Мир культуры Возрождения.
= Начало Реформации в Европе.
= Контрреформация в Европе.
= Борьба за господство на морях.
= Религиозные войны.
= Итоговый урок. Тема. Мир в начале Нового времени. - понимает исторические термины и понятия;
- рассказывает, что изучает курс истории Нового времени;
- понимает значение выхода в Мировой океан европейских стран;
- рассказывает о значении географических открытий новых земель и какую роль это сыграло в развитии человеческого общества;
- выделяет положительные и отрицательные стороны географических открытий;
- называет имена гуманистов тех времён, определяет значение развития культуры;
- дифференцирует понятия «реформация и контрреформация», указывая на положительные стороны развития и отмечает отрицательные стороны;
- знает причины возникновения религиозных войн и их результаты;
- отвечает на вопросы тестовых заданий.
14
15
16
17
18 1
2
3
4
5 ТЕМА 2. Революции и международные отношения Нового времени – 5 часа.
= Освободительная война в Нидерландах.
= Революция в Англии.
= Парламентская монархия.
= Международные отношения в 16-18 веках
= Международные отношения. - понимает причины возникновения войн в европейских странах и революционных движений;
- знает о причинах, которые привели к развитию цивилизованного общества;
- рассказывает о влиянии демократических процессов на жизнь людей;
- устанавливает причинно – следственные связи – международные отношения.
19
20
21
22
23
24
25
26
1
2
3
4
5
6
7
8 Тема 3. Эпоха Просвещения и преобразований – 8 часов.
= Великие просветители Европы.
= Художественная культура Просвещения.
= На пути к индустриальной эре.
=Английские колонии в Северной Америке.
= Создание США.
= Франция: причины и начало революции.
= От якобинской диктатуры к Наполеону.
= Итоговый урок. Тема: эпоха Просвещения и преобразований.
- знает понятия: эпоха, просвещение, просветители, эра, индустриальная эра, колонии, якобинская диктатура, преобразования;
- называет имена просветителей и их культурное наследие;
- отвечает на вопросы, используя тексты, исторические карты, дополнительные источники исторической информации;
- определяет факторы, приведшие к колонизации территорий на международной арене;
- отвечает на вопросы тестовых заданий 1 2 уровней.

27
28
29
30
31
32
1
2
3
4
5
6 Тема 4. Восток в эпоху раннего Нового периода – 6 часов.
= Государства Востока.
= Начало европейской колонизации.
= Практическая работа. Заполнение контурной карты по истории.
= Колонизация европейцами Востока Азии
= Итоговый урок по теме: «Колонизация Востока.»
= Обобщающий урок. Что мы изучали на уроках истории? - называет государства раннего Нового периода и показывает их территории на карте, заполняет контурную карту;
- отвечает на вопросы, используя тексты, толковые словари, записывая ответы в рабочие тетради;
- знает, что привело к колонизации стран Востока Азии и как это отразилось на экономическом развитии обеих сторон;
- отвечает на вопросы тестовых заданий.

9 класс – 2 часа в неделю – 32 часа в 1 полугодии.
Всеобщая история 1800 – 1900.
История Нового времени.
А. Я Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванющкина Москва, «Просвещение», 2016.
В 9 классе предстоит познакомиться с историей 19 века. В это время в Западной Европе и США зарождается и получает своё развитие индустриальное общество, перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качественные изменения. В экономической области проявлением модернизации является индустриализация. В политической области модернизация проявляется в демократизации государственной и общественной жизни. Модернизация в области культуры – это быстрый рост научных знаний, формирование в умах людей новых представлений о развитии природы и общества, это процесс дальнейшего обмирщения сознания, начатый в 16 веке. 19 век – время становления и развития в Европе и США индустриального общества, век великих технических изобретений и научных открытий, направленные на практические цели, без которых не смогла бы победить промышленная революция.
№п/п Дата К- во час. Тема урока. Государственные требования к знаниям учащихся Примеча- ние 1
2
3
4
5
6
7
8 1
2
3
4
5
6
7
8 ТЕМА 1.Становление индустриального общества – 8 часов.
= От традиционного общества к индустриальному.
= Индустриальные революции.
= Индустриальное общество.
= Материальная культура и повседневность.
= Наука – создание научной картины мира.
= Искусство в поисках новой картины мира.
= Общество и государство.
= Итоговый урок по теме: «Становление индустриального общества.» - дифференцирует понятия: традиционное общество и индустриальное, индустриальные революции, материальная культура и повседневность, общество и государство;
- указывает причины перехода от традиционного общества к индустриальному, называя положительные и отрицательные стороны этого процесса;
- рассказывает о том, как наука развивалась и как она повлияла на создание научной картины мира;
- описывает условия жизни людей;
- выполняет тестовые задания, отвечает на вопросы
заполняет таблицу.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
2
3

4
5
6
7
8
9 ТЕМА 2. Строительство новой Европы – 9 час.
= Образование наполеоновской империи.
= Разгром империи Наполеона.
= Процветание Великобритании.
= Франция Бурбонов и Орлеанов.
= Франция: революция 1848 г.
= Германия: на пути к единству.
= Италия: единая и неделимая.
= Война, изменившая карту Европы.
= Итоговый урок по теме: «Строительство новой Европы», тестирование. - работая с текстом, определяет причины и сущность основных явлений и событий изучаемого периода;
- характеризует причины образования наполеоновской империи, особенности общественно-политической и экономической жизни, социальную структуру общества;
- устанавливает причины революционного движения во Франции;
- сравнивает хронологию происходящих событий в государствах и формулирует выводы о социальном положении населения в них;
- отвечает на вопросы, используя текст учебника;
- выполняет самостоятельную работу по изученным вопросам темы.
18
19
20
21
22 1
2
3
4
5 ТЕМА 3. Страны Западной Европы В конце 19 века – 5 часов.
= Германская империя.
= Великобритания: конец Викторианской эпохи.
= Франция: третья республика.
= Австро – Венгерская империя.
= Итоговый урок. Тема. Страны западной Европы в конце 19 века. - называет и показывает на карте страны Западной Европы конца 19 века;
- определяет их географическое положение и связанные с этим события и явления;
- используя текст учебника устанавливает хронологию в вопросах образования государственных объединений;
- определяет роль империй в международных отношениях;
- выполняет задания, записывает ответы на вопросы. 23
24
25 1
2
3 ТЕМА 4. Две Америки – 3 часа.
= США в 19 веке.
= США: вступление в мировую политику.
= Латинская Америка в 19 веке. - показывает по карте части света, сравнивая их географическое положение и определяет роль Нового Света в международных отношениях;
- характеризует особенности общественно – политической и экономической жизни, социальную структуру общества.
26
27
28
29
30 1
2
3
4
5 ТЕМА 5. Традиционные общества в 19 веке – 5 часов.
= Япония: «восточная мораль – западная техника».
= Китай: традиции против модернизации.
= Индия: разрушение традиций.
= Африка: континент в эпоху перемен.
= Итоговый урок по темам № 4 и 5. Выполнение тестовых заданий. - понимает термин: традиционное общество, приводит примеры, используя текст учебника;
- определяет вклад в мировую культуру стран восточной и южной Азии;
- объясняет влияние естественных условий на жизнь людей и их религиозные верования;
- выполняет тестовые задания по изученным темам.
31
32
1
2 ТЕМА 6. Международные отношения – 2 часа.
= Дипломатия или война.
= Итоговый урок по изученному материалу во втором полугодии. - знает смысл понятий: дипломат, дипломатия, дипломатические отношения, международные отношения, политика;
- формулирует выводы с помощью учителя о международных отношениях в рамках изучаемого периода. 10 класс.
2 часа в неделю, 32 часа в 1 полугодии.
Учебник. Всеобщая история. Новейшая история.
О. С. Сороко – Цюпа, А. О. Сороко – Цюпа.
Москва, «Просвещение», 2016.
Новейшая история – период, который включает две исторические эпохи: этап завершения развития индустриального общества (1890 – 1960-е годы), этап становления постиндустриального информационного общества (1970-е г.г. –настоящее время).
1890 1960-егоды в экономике – это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленный товаров. В научно – технической сфере - этап развития достижений второй промышленно – технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио.
В социальной сфере – период бурного роста занятости в промышленности, подъёма борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования массового потребления.
В политике – период ожесточённой политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества.
В сфере идеологии – период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм – социализм.
В культуре – период модернизма, в рамках которого на первом месте в искусстве оказывается авторское видение мора и попытки его художественного конструирования.
В науке – период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
на 1 полугодие (1 и II четверти).
№ п/п Дата К- во час. Тема урока Государственные требования к знаниям обучающегося
1
2
3
4 1
2
3
4 Тема 1. Индустриализация общества в начале 20 века - 4 час.
= Новая индустриальная эпоха.
= Концентрация производства и капитала.
= Индустриализм и единство мира.
= Политическое развитие в начале 20 века. - называет и показывает на карте территории изучаемых государств;
- сопоставляет хронологические границы индустриализации стран и значение её в развитии общества;
- понимает смысл понятий: индустриализация, новая индустриализация, концентрация производства, капитала, единство мира и приводит примеры;
- даёт краткую характеристику политическому развитию начала 20 века.

5
6
7
8 1
2
3
4
Тема 2. Первая мировая война - 4 час.
= Происхождение Первой мировой войны.
= Первая мировая война. 1914 – 1918 г. г.
= Версальско – Вашингтонская система.
= Последствия войны: революции и распад империй. - владеет знаниями хронологии хода развития военных действий Второй мировой войны;
- рассказывает о причинах возникновения военных действий, называет участников войны;
- делает выводы о политических изменениях после окончания войны;
- работает с текстами, заполняет исторические контурные карты, таблицу, дополняет схему;
- отвечает на вопросы.
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6 Тема 3. Капиталистический мир в 20 годы - 6 час.
= США и страны Европы.
= Мировой экономический кризис. 1929 – 1933 г. г.
= США: новый курс Ф. Рузвельта.
= Великобритания и Франция в 1930 г. г.
= Италия, Германия, Испания в 1930 г. г.
= Практическая работа по темам № 1, 2, 3. Выполнение тестовых заданий.

- дает определения понятиям и терминам, понимая их смысл, вводит в ответы;
- устанавливает с помощью текста факторы влияния США и Европы на мирные процессы;
- понимает причины возникновения мирового кризиса и его последствия на развитие мировой экономики;
- описывает условия жизни людей в годы мирового кризиса;
- выполняет тестовые задания, отвечает на вопросы, дополняет схему.

15
16
17
18
1
2
3
4 Тема 4. Восток и Америка в 1930 годы -4 час.
= Восток в первой половине 20 века.
= Латинская Америка в начале 20 века.
= Культура и искусство в начале 20 века.
= Международные отношения в 1930 г. г. - приводит примеры взаимоотношений в тридцатые годы между разными частями мирового пространства;
- приводит примеры политических и культурных достижений в международных отношениях;
- использует данные источников и справочной литературы в описании культурных ценностей изучаемого периода;
19
20
21
22
23
1
2
3
4
5 Тема 5. Вторая мировая война 1939 – 1945 г. г.- 5 час.
= Начало Второй мировой войны.
= Великая Отечественная война.
= Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.
= Завершающий период Второй мировой войны.
= П. р. Итоги Второй мировой войны. - знает хронологию хода военных действий Второй мировой войны, Великой Отечественной войны;
- называет причины возникновения военных действий и её участников;
- отвечает на вопросы, используя текст учебника, заполняет таблицу, дополняет схемы, делает выводы;
- рассказывает о коренном переломе в ходе военных действий;
- объясняет события завершающегося периода военных действий, указывает на ущерб, принесённый ходом войны;
- выполняет практическую работу.

24
25
26
27
28
29
30
31
32
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Тема 6. Завершение эпохи индустриализации общества - час.
= Индустриальные общества 1945 – 1970 годов.
= Кризисы 1970 – 1980 годов.
= Социальные движения в государствах.
= Политическое развитие в странах мира.
= Страны Африки, Азии и Латинской Америки в современном мире.
= Международные отношения.
= Культура второй половины 20 – начало 21 веков.
= С р. Глобальные проблемы современности
= Итоговое занятие по изученному материалу в первом полугодии. Тестирование. - использует данные справочной литературы при описании эпохи индустриализации общества;
- знает причины завершения индустриализации в мировой экономике, называет факторы, которые привели к кризису государственных систем не только в политическом, но и экономическом пространстве;
- указывает причины социальных движений и политического развития в странах мира;
- показывает, называя страны мира на карте, указывает различия в политических системах;
- работая с текстом, выбирает факторы, влияющие на международные отношения;
- приводит примеры развития культуры и влияние её на общество;
- называет глобальные проблемы человечества, указывает на причины их возникновения, по возможности, с помощью учителя, предлагает пути устранения глобальных проблем.
12 класс.
2,5 час в неделю, 40 часов в 1 семестре.
История. Всеобщая история.
11 класс общеобразовательных организаций.
А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев.
Москва, «Просвещение», 2016.
В истории человечества 20 век оставил особый след: произошли события, которые изменили облик мира – территориально-государственными изменениями, затронувшими все государства. Рост национального самосознания, социально-экономические факторы, повлияли на могущественные мировые державы. Усилилось стремление народов создать свои собственные государства.
Особое значение приобрели пространственные факторы войн, когда боевые действия охватывают большие территории с гибелью многих миллионов человек.
Научно-технические достижения (создание компьютеров), повлияло на развитие информационных технологий.
Экономическое развитие стран привело к созданию рынков потребительских товаров и сферы услуг, которые перешагнули национальные и региональные границы. Возросла роль государства как гаранта хозяйственного развития и финансового капитала. В экономике получили развитие новые формы организации производства и потребления.
№п/п Дата К-во ч-ов
Тема урока
Государственные требования к знаниям обучающихся. Приме -чание.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15 Тема 1. Мировые войны и революции: 1914- 1945 годов -15 часов.
= Мир в начале 20 века.
= Исторические проблемы первой половины 20 века.
= Первая мировая война.
= На фронтах Первой мировой войны.
= Война и общество.
= Образование национальных государств,
= Послевоенная система международных договоров.
= Политическое и социально-экономическое развитие стран.
= Социально-экономические процессы в Европе.
= С. р. Социально-экономические процессы в США.
= Общественно-политический выбор ведущих стран.
= Особенности развития стран Азии.
= Особенности развития стран Африки и Латинской Америки.
= Наука и культура в первой половине 20 века.
= Итоговый урок по изученным темам. Тестирование, исторический диктант, дать определения терминами понятиям.
- сопоставляет хронологические границы возникновения, хода военных действий и окончания военных действий и их влияние на социальную и политическую жизнь государств;
- рассказывает о международной ситуации, сложившейся в исторических проблемах первой половины 20-ого века;
- владеет знаниями о результатах окончания войн, влияние их на социально – политические процессы в Европе;
- характеризует общественно-политический выбор ведущих стран мира и их влияние на международные отношения, на экономику развивающихся государств;
- указывает на особенности развития государств Африки и Америки;
- рассказывает о достижениях науки и культуры и их влияние на социально-экономическое развитие стран второго мира;
- отвечает на тестовые задания.
16
17
18
19
20
21
1
2
3
4
5
6 Тема 2. Вторая мировая война - 6 час.
= Международные отношения в 1920-1930 годы.
= Эра пацифизма в 1920 годы.
= Кризис Версальско-Вашингтонской системы.
= Вторая мировая война: причины, участники.
= Боевые действия на фронтах.
= С. р. Итоги Второй мировой войны. - называет положительные стороны и отрицательные в международных отношениях;
- приводит примеры международных отношений и их влияние на политические системы стран мира;
- даёт характеристику пацифизму, используя текст учебника, записывая данные в рабочие тетради;
- устанавливает хронологию хода военных действий, подводит итоги окончания войны.
22
23
24
25
26
27 1
2
3
4
5
6
Тема 3. Исторические проблемы второй половины 20- начала 21 веков - 6 час.
= Международные отношения во второй половине 20 века.
= Начало «холодной войны»
= Западная Европа и страны Северной Америки в 1940-2010 годов.
= Основные этапы общественного и экономического развития.
= Особенности экономического развития стран мира.
= Итоговый урок. Тема. Исторические проблемы с 20 до начала 21 веков. Тестирование, ответы на вопросы, дополнение предложений.
- устанавливает по тексту учебника исторические проблемы второй половины 20 – начала 21 веков;
- приводит примеры международных отношений между политическими системами;
- устанавливает хронологию «холодной войны» и причины её возникновения;
- знает этапы общественного и экономического развития государств.
- отвечает на вопросы тестовых заданий, дополняет предложения, заполняет схему.
28
29
30
31
32

1
2
3
4
5
Тема 4. Страны Восточной Европы - 5 час.
= Восточная Европа 1940 х – 2000 годов.
= Коммунистические режимы В Восточной Европе.
= Кризис коммунистических режимов стран Восточной Европы.
= Становление демократических систем в Восточной Европе.
= Национальное движение в Украине. ДНР и ЛНР.
Символика ДНР. - называет и показывает на карте государства Восточной Европы;
- обозначает страны на контурных картах;
- знает суть политической системы коммунистических государств, рассказывает о плановой экономике, о политических системах стран и влияние систем на социально-экономическое развитие;
- указывает причины возникновения кризиса в коммунистических странах;
- рассказывает о национальном движении на территории нашего региона, указывает на причины их возникновения. 33
34
35
36
1
2
3
4 Тема 5. Страны Азии, Африки, Латинской Америки второй половины 20 и начало 21 веков - 4 час.
= Национально – освободительное движение.
= Эволюция общества в странах Азии.
= Экономические модели в странах Африки и Латинской Америки.
= Итоговый урок по темам: Становление общественно- политических систем в регионах планеты. Заполнение таблицы и контурных карт по истории. - называет государства Африки, Америки, Азии и показывает их на карте;
- понимает смысл терминов и понятий: национально-освободительное движение, эволюция общества, экономические модели, сырьевые базы.
- характеризует государства, определяет экономические модели их развития, установление политических и социальных отношений4
- выполняют тестовые задания.
37
38
39
40
1
2
3
4 Тема 6. Наука и культура второй половины 20- начало 21 веков - час.
= Научно-техническая революция.
= Гуманитарные аспекты развития стран.
= Искусство и спорт.
Итоговый урок по изученным темам в 1 семестре. - знает значение научно-технической революции в начале 21 века;
- называет гуманистические аспекты развития обществ;
- отвечает на вопросы, заполняет таблицу, дополняет схемы,
- высказывает своё мнение об изученной тематике в первом семестре. Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат № 19 МОН ДНР
Рабочая программа по обществознанию.
12 класс.
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Протокол №1. От ------ -----
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР
Козинец Р. В.
Протокол педсовета №---
от -------- -------------- «Утверждаю»
Директор школы
Воронова Н. Г.
Приказ № от -----------------
1. Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по курсу «Обществознание» составлена для обучающихся с нарушением слуха коррекционной школы на основе Государственного общеобразовательного стандарта МОН ДНР и программы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.
1.Учебник. Обществознание. Под редакцией Л. Н. Боголюбова
Москва, «Просвещение», 2016.
2.Текст Конституции ДНР.
3.Нормативные документы:
=Декларация прав ребёнка.
=Конвенция о правах ребёнка.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: экономика, человек в обществе, правовое государство, государство и его основные сферы… Изучение предмета «Обществознание» призвано содействовать у глухих обучающихся формированию целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становления правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний содержательным компонентом курса являются социальные навыки и умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь глухим ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
2. Курс «Обществознание» 12 класса включает изучение трёх тем.
ТЕМА 1.Экономическая жизнь общества. Эта тема даёт представление об основных элементах экономической системы общества, характеризует рыночные отношения, роль государства в развитии экономики, даёт представление о мировой экономике.
ТЕМА 2. Социальная сфера. Изучая эту тему, глухие обучающиеся продолжают знакомиться с политическим сознанием и политическим поведением человека, рассматривает вопросы демографической ситуации в мировом масштабе и в Донецком регионе.
ТЕМА 3. Политическая жизнь общества знакомит обучающихся с нарушением слуха с современными подходами к пониманию права, политическую сторону жизнедеятельности страны, характеризует отдельные отрасли права, связанные с избирательной системой, отношение к политике, политическому лидерству, определяет способы международной защиты прав человека.
3. ЦЕЛИ. Изучение обществознания (включая экономику и право в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение целей:
= развитие личности в период юности, её духовно-нравственной, политической, правовой культуры, экономического образования, образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способность к личному самоопределению и самореализации;
= воспитание идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
= освоение системы знаний об экономической деятельности, об обществе, семье, правовом регулировании общественных отношений;
= овладение умениями получать и осмысливать социальную, экономическую, правовую информацию, анализировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
= формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения задач в области социальных отношений, отношений в семье.
4.Формы организации учебного процесса.
При определении вариативности проведения уроков ориентироваться на формы и способы раскрытия содержания урока, учитывая психо - физические особенности обучающихся с нарушением слуха:
= использование документов учебника и привлечение дополнительных документов, материалов;
= уроки – практикумы: работа с заданиями после основного текста параграфа;
= работа с иллюстративным материалом;
= объяснение учителя и беседы с обучающимися;
= самостоятельная работа с тестом учебника: заполнение и дополнение схем, таблиц, ответы на вопросы…;
= выполнение заданий в рабочих тетрадях. 5. ВИДЫ учебных занятий: урок, практическое занятие, самостоятельная работа, обобщающий урок… Не менее 30 процентов рабочего времени на уроке отводится на самостоятельную работу.
6. Требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением слуха по рабочей программе:
= формирование результатов по изученной теме (что знают, что нужно узнать);
= использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки информации;
= уметь отвечать на вопрос «Что произойдет, если…»;
= решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации;
= применять полученные знания для определения экономически рационального правового и социально одобряемого поведения и действия в конкретных ситуациях;
= умение раскрывать содержание терминам и понятиям;
= работать с текстом, определяя главное, необходимое для запоминания;
= находить нужную информацию и анализировать её;
= характеризировать основные социальные объекты, выделяя существенные признаки;
= оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации
формируя собственные суждения.
7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний:
- основными формами контроля ЗУН являются текущий и промежуточный контроль, промежуточная и итоговая аттестация, что позволяет определить уровень ЗУН по предмету, осуществлять контроль за реализацией образовательных процессов. Минимальный набор выполняемых практических и самостоятельных работ глухими обучающимися включает: работу с источниками социальной информации с использованием средств коммуникации, осмысление социальной информации, формирование собственных заключений при помощи учителя, анализ современных общественных явлений и событий.
- Оценка «5» ставится, если обучающийся:
= усвоил программный материал;
= выражает свои суждения в устной и письменной формах;
= ответы опираются на основные факты;
= характеризует явления и процессы, происходящие в обществе;
= выделяет проблему и характеризует её;
= оценивает собственный ответ и ответы товарищей;
= умело обобщает, анализирует изучаемое.
- Оценка «4» ставится, если ученик;
= отображает учебный материал, но использует текст учебника, конспект;
= допускает упущение некоторых фактов;
= с помощью учителя формулирует выводы;
= работает с текстом, отвечая на вопросы;
Даёт характеристику событиям и явлениям, но с помощью учителя или товарища;
= не обладает достаточными навыками работы с дополнительной литературой.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся:
= с трудом отвечает на поставленный вопрос, требуется помощь учителя;
= с помощью учителя репродуктивно воспроизводит содержание изучаемого;
= допускает значительные ошибки в формулировании определений терминам и понятиям;
= недостаточно понимает отдельные положения при воспроизведении текста учебника.
- Оценка «2» не ставится – ученику предлагаются индивидуальные задания, соответствующие его уровню развития.

12 класс.
Обществознание.
Учебник. Обществознание.
Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, В. А. Литвинов.
Москва, «Просвещение», 2016.
В неделю – 1 час.
В учебном году – 35 часов.
Название темы, содержание темы, толкование понятий.
Тема Название темы К – во часов Содержание темы (толкование понятий и терминов).
Тема 1. Экономическая жизнь в обществе. 14 часов Общество –это сложная динамическая система с основными сферами жизни. Главная цель сферы общества – поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода.
Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.
Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управление им, отношениях между хозяйственными субъектами (предпринимателями, предприятиями, банками) в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг, а также о закономерностях развития хозяйственных процессов в условиях ограниченных ресурсов.
Условия возникновения рынка:
==общественное разделение труда, что приводит к товарному производству;
==множественность обособленных товаропроизводителей – собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;
==регулярность обмена.
Менеджер – это специалист по управлению производства товаров, наёмный управляющий.
Маркетинг – деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе изучения рынка.
Мировая экономика – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.
Глобализация экономики-рост взаимозависимости экономики всех стран мира; углубление интернационализации производства и капитала.
Тема 2. Социальная сфера 9 часов Люди в процессе жизнедеятельности объединяются, представляя собой множество социальных групп: народность, нация, общественный класс, сельские общины, трудовой коллектив, семья: различаются по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе.
Возникновение и существование социальных групп объясняется общественным разделением труда и социализацией деятельности людей.
Основания (критерии) социальной стратификации: доходы – образование – власть – престиж – пол – возраст – национальность – религия – занятия – место жительства.
Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе.
Социальные нормы – предписания, требования соответствующего поведения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – отклонение от социальной нормы. Поведение нежелательное.
Социальный контроль – совокупность средств, направленных на предотвращение отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа – основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Молодёжь – социальная группа, отличающаяся возрастными рамками и особым положением в обществе.
Тема 3. Политическая жизнь в обществе. 8 часов Политика рассматривается в трёх измерениях (аспектах):
1.вид человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;
2.сфера общественной жизни, одна из подсистем общества;
3.тип социальных отношений между индивидами, малыми группами, большими общностями.
Направления политики:
---- внутренняя: экономическая, социальная, национальная, научно – техническая, аграрная, демографическая, экологическая;
----внешняя: отношения с другими государствами, отношения с международными организациями.
Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.
Признаки правового государства:
==верховенство права в обществе;
==незыбленность прав человека;
==взаимная ответственность государства и личности;
==разделение государственных властей;
Глобальные проблемы человечества – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для их решения согласованных международных действий:
= экологические проблемы;
= угроза войны;
= международный терроризм;
= преодоление экономической отсталости, бедности, нищеты;
= социально – демографические проблемы;
= наркомания и наркобизнес;
= борьба с опасными болезнями;
= опасные последствия научно-технического прогресса во вред человечеству;
= опасность техногенных аварий: в промышленности, энергетике, на транспорте.
4 час. резерв.
Календарно – тематическое планирование.
№п/п Дата К -во час. Тема урока Государственные требования к знаниям обучающегося Приме –
чание.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Тема 1. Экономическая жизнь общества - 14 час.
= Обществознание как наука.
= Экономика и уровень жизни.
= Экономика как наука.
= Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
= Рынок в жизни общества.
= Факторы производства.
= Субъекты предпринимательской деятельности.
= Менеджмент и маркетинг.
= Экономические функции государства.
= Финансы в экономике.
= Занятость и безработица.
= Мировая экономика.
= Экономическая культура.
= Обобщающий урок по теме: «Экономическая жизнь общества». - даёт определение понятиям: экономика, общество, обществознание, используя толковые словари;
- рассказывает, что изучает обществознание и выделяет вопросы, наиболее интересующие его;
- понимает различия в понятиях; экстенсивный, интенсивный;
- работает с текстом, отвечая на вопросы, записывая ответы в рабочих тетрадях;
- приводит примеры экономического роста в государстве;
- дифференцирует понятия: менеджмент, маркетинг;
- рассказывает об экономических функциях государства, приводит примеры;
- указывает причины безработицы, по возможности предлагает пути реализации программы с увеличением рабочих мест;
- указывает параметры развития мировой экономики;
- отвечает на вопросы тестовых заданий, отвечает письменно на вопросы. стр. 3
стр. 10
стр. 16
стр. 27
стр. 35
стр.45
стр. 61
стр. 74
стр. 80
стр.92
стр. 104
стр. 116
стр.128
стр.139

15
16
17
18
19
20
21
22
23

1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема 2. Социальная сфера - 9 час.
= Социальная структура общества.
= Социальные нормы.
= Отклоняющееся (девиантное) поведение.
= Нации и их отношения.
= П. р. Тема Семья как социальный институт.
= Гендерные отношения в обществе.
= Молодёжь как социальная группа.
= Демографическая ситуация.
= Итоговый урок по теме: «Социальная сфера». Тестовые задания. = понимает содержание понятий: социальная сфера, социальная структура, социум, девиантность, гендерные отношения, нации, национальности, толерантность..;
= определяет структуру общества, социальные нормы, приводит примеры, даёт характеристику отдельным фактам отношений между национальностями, группами людей;
= отвечает на вопросы устно и письменно;
= работает с текстом учебника, другими источниками информации, записывает конспект с помощью учителя; стр. 143
стр. 153
стр. 157
стр. 164
стр.174
стр.188
стр. 194
стр.204
стр. 210
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8 Тема 3. Политическая жизнь общества - 8 час.
= Политика и власть.
= Политическая система.
= Сущность правового государства.
= Избирательная система.
= С. р. Партии и их системы.
= Политическое лидерство.
= Культура политического участия.
= Заключительное занятие: «Взгляд в будущее».
- понимает смысл понятий и терминов: политика, страна, государство, власть, право, правовое государство;
- рассказывает, приводя примеры о политических системах в мировом масштабе, в ДНР, России;
- заполняет таблицы, дополняет схемы, отвечает на вопросы;
- понимает и приводит примеры в ходе изучения нового материала;
- задаёт вопросы, подготавливает сообщения на заданные темы;
- формулирует выводы о важности в жизни изученного материала с помощью учителя. стр. 216
стр. 228
стр.240
стр. 250
стр. 261
стр. 275
стр.307
стр. 320
4 час - резерв