Программа прикладного курса «Методы решения физических задач»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №43 имени Г. Мусрепова» Г. ПЕТРОПАВЛОВСК

















ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО КУРСА
ПО ФИЗИКЕ
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
(10-11КЛАСС)

















Составил: Викторенко Г. Н











Петропавловск
2011
Рассмотрено на заседании Утверждено на малом
МО учителей физики и педагогическом совете
математики №2 от 5. 09. 11.
Руководитель МО: Директор СШ №43
Л. И. Юшкова Р.С. Бектасова















Рецензия: элективный курс соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и содержанию основных программ курса физики.
Он углубляет теоретические знания учащихся и знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. Обобщаются и систематизируются как теоретический материал, так и приёмы решения задач, принимаются во внимание цели подготовки к ЕНТ.

























Рецензент: Юшкова Л. И
Программа прикладного курса

«Методы решения физических задач»
(68час)

Пояснительная записка

Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
Развитие интереса к физике и физических задач
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
Формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач;
Подготовка учащихся к сдаче ЕНТ.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приёмы составления задач, уметь классифицировать задачу по трём-четырём основаниям. в первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 10 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приёмы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ЕНТ. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики. Значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др. При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь
классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трёх компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приёмы; в-третьих, даны указания по организации определённой деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего,
использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приёмами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.









































·

Содержание курса
(10 кл. -34ч. 11кл.-34ч.)

Физическая задача.
Классификация задач.(4 ч.)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приёмы решения задач.(7 ч.)

Общие требования при решении задач. Этапы решения задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. Выполнение плана решения. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения.

Динамика и статика.(7ч.)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности.

Законы сохранения.(8 ч.)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение мощности и работы, на закон сохранения и превращения механической энергии.
Составление задач на заданные объекты или явления.

Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. (12ч.)

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, сила упругости
Качественные и количественные задачи.


Основы термодинамики. (5ч.)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Постоянный электрический ток. (7ч.)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.
Решение задач на расчет цепи, имеющей ЭДС, на закон электролиза.


Электрическое и магнитное поле.(7ч.)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов,энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

ЭМ колебания и переменный ток.(2ч.)

Решение задач на явление резонанса в цепи переменного тока.
Задачи на определение характеристик ЭМ колебательного контура.


Оптика и элементы СТО.(4ч.)

Решение задач на явление интерференции, дифракции, дисперсии и поляризации света
Задачи на геометрическую оптику.
Решение задач на следствия СТО и релятивистскую динамику.


Квантовая физика. (5ч.)

Решение задач на фотоэффект и теорию Бора.
Задачи на нахождение энергии связи ядра,энергетического выхода ядерной реакции, радиоактивного распада,


Постоянный электрический ток. (4ч.)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.
Решение задач на расчет цепи, имеющей ЭДС, на закон электролиза.


Обобщение курса физики. (3ч.)

Решение тестов ЕНТ и разбор основных вопросов.


Литература для учащихся
1.Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения.М.:Просвещение,1983.
2.Всероссийские олимпиады по физике.1992-2001/Под ред. С, М. Козела, В. П. Слободянина. М.:Вербум-М,2002.
3.Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады.М.:Наука,1985.
4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А.,Зильберман А.Р. Задачи по физике.М.:Дрофа,2002.
5.Козел С. М.,Коровин В, А., Орлов В. А. И др. ФИЗИКА.10-11КЛ.:Сборник задач с ответами и решениями.М.:Мнемозина,2004.
6.Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.М.:Наука,1985.
7.Меледин Г.В. Физика в задачах:Экзаменационные задачи с решениями.М.:Наука,1985.
8.Слободецкий И.Ш.,Орлов В.А.Всесоюзные олимпиады по физике.М.:Просвещение,1982.

Литература для учителя

1.Аганов А. В, и др.Физика вокруг нас:Качественные задачи по физике.М. Дом педагогики,1998.
2.Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике.10-11 кл.М.:Просвещение,1998.
3.Каменский С. Е.,Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе.М.:Просвещение,1987.
4.Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях.М.:Просвещение,1983.
5.Новодворская Е. М.,Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе.М.:Высшая школа,1981.
6.Орлов В. А.,Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика.М., Просвещение,2004.








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315