Программа элективного курса Трудные вопросы орфографии 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края

«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
________________ Квак М.А.
Протокол № __1___ от
«__22__»августа_2016 г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
______________ Шевченко З.В.
Приказ № __43___ от
« 29 »августа__2016 г.

программа
основного общего образования
по элективному курсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
9 класс


Составитель Степанова М.Ю.
Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

















Воздвиженка2016




Пояснительная записка

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ и помогает выпускникам основной школы подготовиться к сдаче письменного и устного экзамена.
Программа основана на программах по русскому языку, рекомендованных МО РФ, что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс русского языка за курс основной школы.
В процессе занятий обучающиеся совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность.
Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволяют реализовать интеграцию обучения, широко применять задания по комплексному анализу текста.
Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть прежде всего грамотными людьми, свободно владеть родным языком.
Цель курса: повысить уровень речевой и письменной грамотности, подготовить обучающихся к успешной сдаче письменного и устного экзамена.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы;
- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.
Курс составляет 34 часа в год, состоит из двух модулей. 1 модуль «Трудные вопросы орфографии » содержит 3 теоретических и 14 практических занятий. 2 модуль «Трудные вопросы пунктуации» содержит 5 теоретических и 12 практических занятий. Формы занятий разнообразны: беседы, практикумы, семинары и т.д.
Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся.
В ходе работы элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
знать орфографические и пунктуационные правила;
уметь применять данные правила в практике;
уметь различать изученные виды простых и сложных предложений, правильно ставить знаки препинания;
уметь создавать устные и письменные высказывания на предложенную тему;
пользоваться справочной литературой и словарями;
находить нужную информацию по заданной теме;
организовывать личную, самостоятельную и исследовательскую деятельность.








Учебно-тематический план

№п\п
наименование разделов
всего
часов


1 модуль. Трудные вопросы орфографии



1
Введение
1

2
Система орфограмм данного раздела орфографии

12

3
Слитные, дефисные и раздельные написания
3

4
Работа с орфографическим словарем
1


2 модуль. Трудные вопросы пунктуации.
.


5
Знаки препинания внутри простого предложения
.
9

6
Знаки препинания между частями сложного предложения

6

7
Знаки препинания при передаче чужой речи

2


Всего часов
34


























Содержание программы
9 класс (34 часа, их них 8 часов теории, 26 часов практики)

1 модуль. Трудные вопросы орфографии
Введение. Морфема как минимальная значимая часть слова (1 час)
Система орфограмм данного раздела орфографии (12 ч.)
Правописание гласных корня: безударные, чередующиеся гласные.
Правописание согласных корня.
Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными.
Правописание приставок на з(с), пре-, при-.
Правописание суффиксов. Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях.
Правописание окончаний глаголов 1и 2спряжений, -тся и -ться.
О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и в окончании.
Ь знак после шипящих в словах разных частей речи.
Слитные, дефисные и раздельные написания (3ч.)
НЕ с разными частями речи.
НЕ и НИ с местоимениями.
Употребление дефиса в словах разных частей речи.
Работа с орфографическим словарем (1ч.)

2 модуль. Трудные вопросы пунктуации.
Знаки препинания внутри простого предложения (9ч.)
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Вводные слова. Обращения. Междметия.
Знаки препинания между частями сложного предложения (6ч.)
Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Выбор знаков препинания в бессоюзном сложном предложении на основе семантико-интонационного анализа.
Знаки препинания при передаче чужой речи (2ч.)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.














Примерное тематическое планирование (34 часа)


п/п
Тема занятия
Кол.
часов
Форма
проведения
Образовательный
продукт
Дата
План
Дата
Факт



Всего
Теория
Практ
ика





1
Орфография.Морфема-значимая часть слова
1
1

Беседа
Мини-сочинение
«Состав слова»
3.09


2
Безударные гласные в корне
1
1

Практикум
Составление слов.
Диктант по данной орфограмме
10.09


3-4
Группы корней с чередованием гласных (зависимость от последующего согласного, от глагольного суффикса, от ударения)
2

2
Практикум,
работа с таблицей
Составление
опорной схемы
17.09


5
Правописание согласных корня.
Чередование согласных в корне.
1

1
Практическая
работа
Составление
тренировочного
опросника
24.09


6
Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными. Правописание иноязычных словообразовательных элементов
(лог,фил,гео,фон,агро,био и т.п.)
1

1
Практикум, работа со словарями
Составление словаря трудных слов,
словаря иностранных слов,
составление тестовых заданий
1.10


7
Правописание приставок на з(с),
пре-,при-
1

1
Практикум, работа со словарем
Составление
таблицы,
сообщения о происхождении слов
8.10


8
Правописание суффиксов разных частей речи
1

1
Семинар-практикум
Словообразова
тельный анализ слов, составление
таблицы
15.10


9
Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях
1

1
Практикум
Составление
алгоритма Н и НН в словах разных частей речи
22.10


10
Правописание окончаний глаголов
I иIIспряжения, -тся и -ться
1

1
Тренинг
Составление опорной схемы для самоконтроля
29.10


11
Гласные О-Е после шипящих и Ц в корнях слов, в окончаниях и суффиксахразных частей речи
1

1
Практикум, работа с опорной таблицей, со словарем
Составление словарного диктанта, составление рифмованных упражнений
12.10


12
Ь после шипящих в словах разных частей речи
1

1
Тренинг с опорой на таблицу
Проверочная тестовая работа,
составление словаря трудных написаний
19.10


13
Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов и союзов
1

1
Лабораторная
работа
Сочинение учащихся на лингвистическуютему
26.10


14-15
Правописание НЕ с разными частями речи.
НЕ и НИ с местоимениями
2
1
1
Семинар-практикум
Сообщения учащихся с подбором примеров из художественной литературы, создание рифмованных упражнений, мини-текстов

3.12
10.12


16
Употребление дефиса в словах разных частей речи
1
1

Консультация
Составление словаря трудных написаний
17.12


17
Работа с орфографическим словарем
1

1
Практикум
Составление словарного диктанта из трудных для запоминания слов.
Сочинения учащихся: «О чем может рассказать словарь»
24.12


18
Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения
1

1
Беседа, практикум
Комплексный анализ текста, составление микротекстов
14.01


19
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире а неполном предложении (интонационные особенности этих предложений)
1

1
Практикум
Составление опорных схем, конструирование по ним предложений
21.01


20-21
Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщающее слово при однородных членах предложения
2
1
1
Семинар-практикум
Составление схем рядов однородных членов, конструирование по ним предложений,
создание сочинения-миниатюры
28.01
4.02


22-23
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
2
1
1
Семинар-практикум
Сообщения учащихся по теме занятия, составление обобщающей таблицы, узнавание пунктограмм в текстах
11.02
18.02


24
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

1

1
Практикум
Создание сочинения-миниатюры
25.02


25
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Отличие их от членов предложения
1

1
Практическая работа
Составление устного ответа на тему: «Назначение вводных слов и их роль в предложении»
3.03


26
Знаки препинания при обращении. Пунктуационное выделение междометий
1

1
Беседа, практикум
Создание сочинения-рассуждения о роли в поэтическом тексте риторического обращения
10.03


27
Виды сложных предложений
1

1
Исследование
Пунктуационный
анализ текста
17.03


28
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
1

1
Тренинг
Создание конспекта: «Знаки в ССП»
7.04


29-30
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
2
1
1
Групповой практикум
Создание тренинга элементарной пунктуации двух уровней
14.04
21.04


31-32
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
2
1
1
Групповой практикум
Составление опорного конспекта, подбор примеров из художественной литературы
28.04
5.05


33
Знаки препинания при прямой и косвенной речи, диалог
1

1
Практикум
Составление микротекстов, диалогов, их запись
12.05


34
Цитирование. Способы оформления цитат в письменной речи
1
1

Лекция, практикум
Составление схемы «Правила цитирования»,
сочинения-миниатюры с включением цитаты
19.05










Приложение
Примерные темы сообщений для учащихся на школьной научно-практической конференции:
Корень главная морфема слова.
Языковые средства выражения отрицания.
Риторический вопрос и вопросно-ответная форма предложений как средство выразительности русской речи.
Особенности интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Вводные слова как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
Синонимия нераспространенных и распространенных предложений.
Синонимия вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами.
Синонимия сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Список литературы
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.,Просвещение, 1987.
Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. - М., Просвещение,1979.
Бабайцева В.В.,Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - М., Просвещение,1987.
Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. - М.,Просвещение,1996.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М.,1983.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов, - М., Вербум-М,2002.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М.,Просвещение,1982.
Малюшкин В.Г. Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по русскому языку 9 класс. -М.,ТЦ Сфера,2001.
Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому для поступающих в ВУЗы. -М., Просвещение,1990.
10. Тихонова В.В. и др. Тесты. Русский язык, 8-9 классы. -М.,Дрофа,1998
11. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного
изучения русского языка. -М.,Просвещение,1997.
Список литературы для обучающихся
Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория 5-9 кл. -М., Дрофа,2002.
Бархударов С.Г. и др. Русский язык. 9 класс. -М., Просвещение,2002.
Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. -М.,Просвещение,1986.
Греков В.Ф., Крючков С.Е.,Чешко Л.А. -М., Просвещение,2001.
Панов М.В. А все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. -М., Просвещение,1964.
Панов В.Ф. Занимательная орфография. -М., Просвещение,1984.
Пичугова Ю.С. Сборник задач и упражнений по русскому языку. Учебное пособие для 9 кл. -М., Просвещение,1999.
Постникова И.И. и др. Это непростое предложение. -М., Просвещение,1985.
Словари и справочники
1.Ефимова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей
русского языка. -М., Просвещение,1986.
2. Орфографический словарь русского языка/Под ред. Лопатина В.В.
-М., 1996.
3. Современный словарь иностранных слов. -М.,1998.
4. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х томах. -М., 1990.
5. Ушаков Т.Ф., Крючков С.Е. Орфографический словарь. А-Я. -М.,
«Просвещение», 2000.
Образовательные электронные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Изложения для 5-11 классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.

СD диски:
Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия;
Сдаем единый экзамен.


15