Социально-педагогическая программа как способ реализации модели профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы


Социально-педагогическая программа как способ реализации модели профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблемы делинквентного поведения детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций подростков, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.
Социально-педагогическая помощь детям с отклоняющимся от нормы поведением включает в себя различные направления. В первую очередь - это социально-педагогическая профилактика.
На основе изучения теоретического материала по проблеме исследования, анализа практического зарубежного и отечественного опыта работы педагогов-практиков по данной проблеме разработана социально-педагогическая программа «Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы».
Цель социально-педагогической программы: повышение правовой грамотности подростков и формирование законопослушной личности подростка.
В ходе реализации социально-педагогической программы решаются следующие задачи:
1) повышение уровня информированности родителей, педагогов о проблеме совершения правонарушений среди подростков;
2) формирование гармоничных детско-родительских отношений;
3) организация детского и подросткового досуга, их занятости школьников в каникулярное время (вовлечение трудных подростков в деятельность трудовых формирований при школе, другие виды общественно-полезной деятельности, оплата их труда, обучение умениям организовывать интересный и содержательный досуг для себя и своих товарищей);
4) ознакомление подростков с духовно-нравственными ценностями;
5) предупреждение правонарушений;
6)формирование законопослушного гражданина.
Социально-педагогическая программа построена на основе следующих принципов:
- принцип гуманизма;
-принцип учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей подростка;
-личностно-ориентированный и деятельностный подход в профилактической работе;
- принцип оптимистического подхода к работе;
- учет эмоциональной сложности материала;
- принцип системности;
- принцип доступности.
Для оценки результативности программы выделены следующие критерии:
- противоправные действия подростков;
- склонность обучающихся к совершению правонарушений в подростковом возрасте;
- детско-родительские отношения;
- занятость подростков в свободное время.
Диагностический инструментарий: методика «Социальный паспорт класса», методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС), адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».
Социально-педагогическая программа предполагает следующие направления работы:
социально-педагогическая диагностика;
информационно-просветительская работа;
социально-профилактическая работа.
Блоки социально-педагогической программы:
работа с обучающимися;
работа с родителями.
Работа с родителями и семьей представляет собой важный, сложный и необходимый для профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности социального педагога, а также специальных психолого-педагогических служб и институтов. Как отмечалось, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по профилактике этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.
Формы работы социального педагога с подростками, склонными к совершению правонарушений:
совет профилактики школы;
родительские собрания;
уроки-лекции, беседа, тренинги;
индивидуальные и групповые консультации.
Методы работы социального педагога с подростками, склонными к совершению правонарушений:
тестирование;
наблюдение;
опрос;
беседа;
рефлексия;
убеждение;
метод дилемм (обсуждение ситуаций);
тренинг
дискуссия.
Структура социально-педагогической программы: социально-педагогическая программа состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Диагностический этап, анализ информации, проведение беседы с родителями, проведение мероприятий, встреча с инспектором по делам несовершеннолетних, консультации с психологом, встреча подростка с социальным педагогом, выявление интересов подростка, подведение итогов.
Исполнители социально-педагогической программы:
- социальные педагоги;
- классные руководители;
- школьные психологи, психолог центра профилактики «Семья»;
- инспектор по делам несовершеннолетних;
- специалисты по работе с семьей.
Социально-педагогическая программа рассчитана на подростковый возраст, детей в возрасте от 12 лет до 15 лет.
Срок реализации социально-педагогической программы: 8-9 месяцев (учебный год)
Ожидаемые результаты: реализация социально-педагогической программы поможет предотвратить совершение правонарушений среди подростков. Выявить подростков, склонных к совершению правонарушений. Проинформировать родителей о проблеме совершения подростками правонарушений. Повысить самооценку подростка.
Социально-педагогическая работа проводится по следующему плану, который более подробно представлен в таблице 1 «Содержание работы социального педагога с обучающимися подросткового возраста, склонными к совершению правонарушений» Таблица 1
Содержание работы социального педагога с обучающимися подросткового возраста, склонными к совершению правонарушений
№ этапа Сроки реализации Мероприятие Задачи мероприятия Отвественный1этап Социально-педагогическая диагностика
Сентябрь Первичная социально-педагогическая диагностика Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.
Социальный педагог, классный руководитель
2 этап Информационно-просветительская работа:
Октябрь - с родителями
Цель- профилактика, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании.
Социальный педагог, психолог
Октябрь- Ноябрь -с обучающимися
Цель - работа педагогов построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Социальный педагог, классный руководитель
Декабрь Проведение блока классного часа
Классный час «Правонарушения – дорога в пропасть»
Анкета «Правила культуры поведения»
Классный час «Правонарушения и ответственность»
Опросник «Закон и я»
Цель - сформировать представление у подростков о правонарушениях. Классный руководитель
Январь Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних Цель - воздействие на систему ценностных ориентаций подростка, информирование подростка о юридической ответственности за совершение правонарушений. Социальный педагог, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних
3 этап Социально-профилактическая работа
Октябрь-Февраль Встреча подростка с социальным педагогом (консультация)
Цель- информирование подростка о правовых последствиях совершения правонарушений. Социальный педагог
4 этап Конец октябрь, конец декабря, конец марта, конец мая «Совет профилактики» Совет по профилактике правонарушений в образовательном учреждении организуется с целью оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора по УВР и ВР
5 этап Февраль Организация досуга подростка Цель - выявление интересов и склонностей подростков, склонных к совершению правонарушений с последующим определением их в детские организации. Социальный педагог, классный руководитель, психолог
6 этап Подведение итогов и результативность
Конец мая-начало июнь Конечная социально-педагогическая диагностика Проводится повторное анкетирование самих подростков и их родителей, и сравниваются результаты. Составляется сравнительная таблица. Социальный педагог, классный руководитель, психолог
Взаимосвязь МАОУ ООШ№27 г. Томска с социальными партнерами
В целях повышения эффективности профилактической работы, школа тесно сотрудничает с инспекторами ОДН ОП№2 МВД г. Томска, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Ленинского района, отделами комитета по вопросам образования, центром занятости населения, отделом по делам молодежи, органами опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения, учреждениями дополнительного образования, правоохранительными органами.Взаимодействие с внешними для школы структурами происходит по согласованному в начале года плану, профилактическую работу в школе курируют специалисты учреждений.
Таблица 2
Темы выступлений сотрудников ОДН г. Томска перед учащимися школы на учебный год:
№ Темы выступлений Классы Сроки
1. Административно-правовое регулирование общественных отношений 6-7 кл. сентябрь
2 Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних 6-7 кл. октябрь
3. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних 6-9 кл..ноябрь
4. Профилактика наркомании и токсикомании. Недопущение правонарушений 6-9 кл. декабрь
5. Профилактика правонарушений. Уголовная и административная ответственность.
Профилактика наркомании. Видеофильм «Право на Жизнь». 6-9кл. февраль
6. Профилактика правонарушений. Неформальные объединения. Терроризм 6-9кл. март
7. Как защититься от преступных посягательств (основы виктимологической профилактики) 6-9кл. апрель
Этапы реализации социально-педагогической программы:
Первый этап реализации программы социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.
Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.
Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.
Второй этап реализации социально-педагогической программы информационно-просветительская работа – одна из форм профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей.
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.
Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медицинских работников, юристов и др.).
Информационно-просветительская работа с обучающимися. Именно в школе такая форма работы может оказаться наиболее действенной и эффективной. Воспитательная и внеклассная работа педагогов построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении.
Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
социально-педагогические истоки возникновения отклонений в поведении;
правовые аспекты последствий отклоняющегося от нормы поведения;
социальные последствия аномальных привычек.
На каждом из этих направлений социальный педагог привлекает для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).
Сами педагоги осуществляют профилактическую работу на внеклассных мероприятиях. В этой связи важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, не соблюдениям общепринятых норм поведения.
Одно из мероприятий информационно-просветительской работы проведение классного часа. Цель: сформировать представление у подростков о правонарушениях. Выявить отрицательные моменты жизни подростков склонных к совершению правонарушений. Классный час будет проходить по сценарию «Правонарушения – дорога в пропасть" (Приложение 1).
Цель классного часа:
расширение знаний ребят о понятиях «мелкое хулиганство», «преступление», «административное правонарушение». 
Вторым мероприятием является проведение анкетирования. Анкетирование проводиться для того, что бы узнать о культурном уровне подростков. С помощью анкетирования можно узнать с кем нужно проводить индивидуальные беседы и кто из детей может совершить правонарушения (Приложение 2).
Третьим мероприятием является классный час «Правонарушения и ответственность» (Приложение 3).
Цель: познакомить учащихся с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление», «ответственность», с их значением в жизни человека.
Заключительным мероприятием является проведение опросника «Закон и я».
Следующее мероприятие встреча с инспектором по делам несовершеннолетних, во время которой проводится беседа с подростками о понятиях добра и зла, что такое ответственность. Присутствие социальных педагогов и психологов при этом желательно. Цель этого мероприятия — воздействие на систему ценностных ориентаций, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу мировоззрения, к системе социальных норма, принятых в обществе, отношения индивида к окружающему миру, к другим людям и самому себе, ядро мотивационной жизненной активности, жизненной концепции.
На третьем этапе реализации программы социально-профилактическая работа, включающая комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий.
Предполагается встреча подростка с социальным педагогом, который проводит с ним работу (беседа, тест, анкетирование и т.д.).
Одним из основных методов педагогического воздействия на этом этапе является убеждение. При проведении метода убеждения специалист совместно с подростком выясняет основные вопросы.
Так же социальный педагог назначает дни консультаций. В эти дни подросток вместе с родителями может посетить социально педагога, рассказать о взаимоотношениях в семье и о своих проблемах.
При разработке социально-профилактических мероприятий социальный педагог учитывает:
особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;
уровень общей осведомленности ребенка о последствиях проступка или девиации;
степень выраженности аномально-личностных проявлений.
На четвертом этапе реализации программы происходит взаимодействие с «Советом профилактики школы». Совет профилактики школы как основная форма работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Актуальность Совета профилактики обусловлена возросшим социальным заказом и его усложнение вызывает необходимость создание обновленной структуры и содержания социально-педагогического сопровождения образовательного процесса [52].
Совет занимает ведущее место в системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и включает всех участников педагогической ситуации: детей, родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, а также общественных представителей.
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании". Международной Конвенцией о правах ребенка, приказами органов управления образования города и округа. Уставом школы.
Инициатива, а также функция координатора и организатора заседания Совета принадлежит социальному педагогу.
Цели и задачи Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Совет по профилактике правонарушений в образовательном учреждении организуется с целью оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Главными задачами Совета профилактики являются:
организация взаимодействия социально-педагогических и прочих структур в решении проблем несовершеннолетних;
создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних, раскрытие их творческого потенциала и жизненного самоопределения;
организация социального патронажа детей и подростков и (или) их семей, рассматриваемых на заседании Совета;
обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность детей и подростков микроучастка образовательного учреждения [52].
На пятом этапе предполагается выявление интересов и способностей подростков, совершающих правонарушения с последующим определением их либо в спортивные секции, либо в клубы по интересам по месту жительства, в детские объединения различных направленностей.
Заключительный шестой этап включает в себя подведение итогов и результативность. Проводится повторное анкетирование самих подростков и их родителей, и сравниваются результаты. Составляется сравнительная таблица. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка методических рекомендаций.
Содержания разработанной социально-педагогической программы будет достаточно для того, чтобы подростки узнали о проблеме совершения подростками правонарушений. Представленные направления и формы работы социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения школьников должны проводится ежегодно, а не только по факту появления отклонений в поведении детей. Работа направлена на выявление подростков склонных к воровству, на самих подростков и их родителей. Для исполнения программы привлечены социальные педагоги, классные руководители, школьные психологи, специалисты по работе с семьей. Помощь в допрофессиональной подготовке подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребенка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности.