Базы данных и системы управления базами данных.

Класс: 9 .
Форма проведения: Объяснение нового материала.
Тема: Базы данных и системы управления базами данных.
Цель: Сформировать у учащихся знания о базах данных и системах управления базами данных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать у учащихся представление о базах данных и системах управления базами данных, их применение.
Воспитательные: Продолжать воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость.
Развивающие: Развитие знания у учащихся в области информационных технологий.
Методы: словесный (рассказ, объяснение, диалог), наглядный.
Оборудование: Презентация.


План урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.








Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Успокоились. Достали все тетради, книги, ручки и дневники. Садитесь.
(проверка отсутствующих).
Здравствуйте.


2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы проходили тему: «Информационные модели управления объектами». Повторим некоторые моменты.
Значит, информацию из внешнего мира мы получаем с помощью органов чувств, затем эту информацию обрабатываем и используем. Так?

Что же такое управление?






Какие в процессе управления вы знаете объекты?

Приведите мне примеры управления.



Какие каналы связи вы знаете?


Нарисуйте их схему на доске.

Что такое обратная связь в процессе управления?




Что вы можете сказать о линейной последовательности команд?




А какой можете привести пример?





А что вы можете мне сказать про систему обратной связи?







А что вы можете сказать о примере с милиционером-регулировщиком?

А теперь приведите мне примеры с прямым и обратным каналами связи.












Да.

Управление – это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.


Управляющий, управляемый.


Человек-телевизор.
Хозяин-собака.
Светофор-автомобиль.

Прямой и обратный каналы связи.

Рисуют.


Обратная связь – процесс передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему.


В управлении без обратной связи алгоритм представляет собой линейную последовательность команд.

Огни светофора горят постоянно в линейной последовательности: красный, желтый, зеленый, желтый, красный.


Любую систему с обратной связью можно рассматривать как симметричную систему. То есть наличие обратной связи приводит к тому, что субъект и объект управления меняются местами.


Объяснение его работы.



Приводят примеры и объясняют их.

























































3. Объяснение нового материала.

Молодцы! Все хорошо потрудились. Приступаем к новой теме. Открываем тетради и пишем тему сегодняшнего урока: «Базы данных и системы управления базами данных». Для чего они нужны?

Для обработки и хранения больших объемов информации используются базы данных. Например,
Телефонный справочник- БД, в которой хранится информация об организациях (адрес, телефон).
Записная книжка- БД, в нее мы записываем информацию о людях (фамилия, имя, адрес, телефон).
Библиотечный каталог – БД, которая хранит информацию о книгах (название, автор, год издания).

Из этих примеров, что вы можете сказать об информации, которая хранится в каждой базе?
Да, каждая база данных хранит информацию о большом количестве объектов одинакового типа (организациях, людях, книгах).

Запишем определение:
БД позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Раньше вся информация хранилась на бумаге, но это бывает не всегда удобно, поэтому современным средством хранения и обработки баз данных является компьютер.
Рассмотрим классификацию баз данных:
по содержанию хранимой информации:
Фактографические БД - содержат данные, представленные в краткой форме. (БД книжного фонда библиотеки).
Документальные БД – содержат обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую. (архивы судебных дел, архив исторических документов).
По способу хранения данных:
Централизованные БД – БД хранится на одном компьютере.
Распределенные БД – информация хранится частями на разных компьютерах.
По структуре модели данных:
Иерархическая БД
Сетевая БД
Табличная БД.

Рассмотрим табличную форму представления баз данных.
В чем же их преимущество?

Да, правильно. С табличной информацией мы имеем дело каждый день. Что это может быть?

Дневник является табличной БД?

Дневник, является базой данных, журнал тоже, ведь это все таблицы.
Запишем:
В табличных БД строка таблицы называется записью, а столбец - полем.




Запишем:
Ключевое поле – это поле, значения которого однозначно определяют запись в таблице.
Рассмотрим пример БД «Книжный фонд библиотеки».
В библиотеке очень много книг. Разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания. Например, в библиотеке много книг Угриновича «Информатика», как определить что это не одна книга, а то что их много?

Да, инвентарный номер у каждой книги свой. Он то и является ключом.
С каждым полем связано еще одно очень важное свойство: тип поля.
Запишем:
Тип определяет множество значений, которое может принимать данное поле в различных записях.
В табличных БД используются 4 основных типа полей:
1. числовой
2. символьный
3. дата
4. логический.
А сейчас, рассмотрим примеры таких таблиц, и вы мне назовете каждый тип.

Значит, от типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими нельзя.
Перейдем к формам в БД.
Записи в БД можно редактировать и просматривать в виде таблицы, но порой, при больших таблицах, это неудобно. В таких то случаях и используют формы.
Форма отображает 1 запись в удобном для пользователя виде.

Создание БД, а также операция поиска и сортировки данных выполняется специальными программами – системами управления базами данных.
Запишем: ПО предназначенное для работы с БД, называется СУБД.

Создание БД с использованием СУБД начинается с создания полей БД, установки типов и ввода имен полей. Затем в режиме таблица или форма производится ввод, просмотр и редактирование записей БД.






Думают.
















Одинаковая.












Записывают.
































Записывают для себя в тетради.



Удобно. Понятно. Быстро.



Молчание.

Возникает спор.






Записывают. Рассматривают и объясняют на примерах.















По номеру.




















Отвечают.















Записывают.







Пишут.









Представлена презентация, по которой они работают.


















































































Рассматривают примеры, представленные в презентации.











4. Подведение итогов.

Все поняли данную тему? Есть ко мне вопросы?



5. Домашнее задание

В таком случае открываем дневники и пишем домашнее задание:
§4.1, читать конспекты.
Урок окончен. До свидания.



Записывают домашнее задание.

До свидания.





15