Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс. УМК Школа России.Моро М.И.


1) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы школы г.п. Лесной, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, предназначена для учащихся начальных классов общеобразовательной школы и ориентирована на УМК «Школа России».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
2) Общая характеристика курса
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
3) Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
В КТП возможны изменения по объективным причинам.
4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5) Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
6) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 КЛАСС (132 ч)
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … .
Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше),= (равно). Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). Проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины. Единица массы: килограмм. Единица вместимости: литр.
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание. Проекты: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Контрольные работы: Итоговая контрольная работа за курс 1 класса.
Итоговое повторение (6 ч)
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.
2 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)
Новая счетная единица – десяток.. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (70 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание.Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (11 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов.
3 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (10 ч)
4 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые не больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил¬лионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (12 ч)

7) Тематическое планирование уроков математики в 1 классе (132 часа)
№ Название раздела Кол-во часов по теме
1 Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. 8
2 Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. 28
3 Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. 58
4 Числа от 1 до 20. Нумерация. 14
5 Сложение и вычитание. 24
Итого: 132 часа
2 КЛАСС (136 ЧАСОВ)
№ Название раздела Количество часов
1 Числа от 1 до 100. Нумерация 16
2 Сложение и вычитание 70
3 Умножение и деление 39
4 Повторение изученного 10
5 Проверка знаний 1
Итого: 136
3 класс (136 часов)
№ Название раздела Количество часов
1 Числа от 1-100. Сложение и вычитание 8
2 Табличное умножение и деление 56
3 Внетабличное умножение и деление 27
4 Числа от 1-1000. Нумерация. 13
5 Сложение и вычитание 10
6 Умножение и деление 16
7 Повторение изученного 6
4 класс (136 часов)
№ Название раздела Количество часов
1 Числа от 1-1000. Повторение. 13
2 Нумерация. 11
3 Величины. 18
4 Сложение и вычитание 11
5 Умножение и деление 71
6 Итоговое повторение. 12
Итого: 136 часов
8) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения).
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и НРФ от 06.10 2009 № 373
Учебный план МБОУ
Учебник «Математика 1 класс», 2 части, М.И.Моро, М.А.Бантова и др, М: Просвещение, 2013г.
2. «Рабочая тетрадь по математике 1 класс» 2 части, М.И.Моро, С.И.Волкова, М:Просвещение,2015г
«Проверочные работы к учебнику «Математика 1 класс» , С.И.Волкова, М:Просвещение, 2015г.
«Тесты» к учебнику «Математика 1 класс» УМК М.И.Моро, 2 части, Т.Н.Рудницкая, В: Экзамен, 2015г.
«Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро 1 класс», Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, М: ВАКО, 2015г,
CD-ROM. Математика. 3 класс. Электронное приложение к учебнику, Моро М.И.
Контрольные измерительные материалы. Математика. 1класс. К учебнику Моро М.И. "Математика. 1класс"Ситникова Т.Н. «ВАКО».2013г.
9) Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса        ^ Обучающиеся должны знать:- названия и последовательность чисел от 0 до 20;- названия и обозначение действий сложения и вычитания;- названия компонентов и результата действий сложения и вычитания (слагаемое, слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность);- таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.        ^ Обучающиеся должны уметь:- считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;- находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок);- решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 классаПо разделу "Изучение чисел"Иметь представление:- об основных принципах построения десятичной системы счисле-ния и образовании количественных числительных;- о числовом луче как геометрической интерпретации ряда целых неотрицательных чисел.Уметь:- прочитать и записать любое натуральное число в пределах трех-значных чисел;- определить место каждого изученного натурального числа в нату-ральном ряду;- установить отношения между любыми изученными натуральными числами и записать эти отношения при помощи математических знаков.По разделу "Изучение действий"Иметь представление:- о законах сложения (переместительном и сочетательном), свойствах вычитания (вычитании числа из суммы, суммы из числа, сум-мы из суммы) и переместительном законе умножения;- о зависимости между изменениями компонентов арифметических действий и результатов этих действий (случай увеличений или уменьшения одного из слагаемых на несколько единиц, увеличения или уменьшения уменьшаемого или вычитаемого на несколько единиц, увеличения или уменьшения одного множителя на несколько единиц);- об использовании таблицы сложения при выполнении действий сложения и вычитания в любом разряде;- о математическом смысле действий умножения и деления;- о связи между умножением и делением;- о роли скобок в выражениях, содержащих несколько действий.Знать:- таблицы сложения и умножения однозначных чисел в полном объеме;- знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления (знаки (o), (х), (:), термины - произведение, - значение произведения, множители, частное, значение "частного, делимое, делитель);- особые случаи арифметических действий.Уметь:- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку и в столбик;- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе знания таблицы умножения;- находить значения сложных выражений, содержащих 2-4 действия.- решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.По разделу "Изучение элементов геометрии"Иметь представление:- о видах треугольников по углам и по соотношению сторон;- о длине ломаной и периметре произвольного многоугольника;- о признаках сходства и различия между объемными телами одного вида и разных видов.Знать:- названия видов треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, разносторонние, равнобедренные, равносторонние;- термин "периметр" и обозначение периметра - Р;- термины: основание, грань, ребро, вершина в применении к объемным телам.Уметь:- определять вид треугольника;- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;- находить основания, грани, ребра и вершины объемных тел.По разделу "Величины и их изменение"Иметь представление:- об измерении массы и вместимости как операции сравнения с выбранной меркой;- о происхождении единиц измерения времени - сутки, год;- об особенностях года и месяца как единиц измерения времени.Знать:- единицы длины - миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения 10 мм = 1 см, 10 см = 1дм, 10 дм = 1м, 100 мм = 1дм, 100 см = 1м;- единицу измерения массы -килограмм и вместимости - литр;- единицы измерения времени - минута, час, сутки, неделя, месяц, год и соотношениях 60 мин = 1ч, 24ч = 1 сут., 7 сут. = 1нед., 12 мес. = 1год.Уметь:- определять массу при помощи весов и гирь;- определять время суток по часам;- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.По разделу "Работа с задачами"Иметь представление:- об особенностях и признаках задачи как особого вида математического задания;- о краткой записи задачи;- о возможности формулировать задачу разными способами;- об обратных задачах и о связи между ними;- о задачах с недостающими данными.Знать:- термины - условие, вопрос, данные, искомое (искомые);- условные знаки, используемые в краткой записи задачи.Уметь:- выделить в задаче условие, вопрос, данные, искомое, установить их отсутствие;- дополнить текст до задачи;- выполнить краткую запись задачи, используя условные знаки;- составить задачи, обратные данной;- выбрать и обосновать выбор действия для решения простой задачи на любое из четырех арифметических действий;- выбрать действия, установить их порядок и обосновать этот выбор для решения составных задач в 2-3 действия.Минимальный базовый уровеньНазывать, приводить примеры:- компонентов умножения и деления (произведение, множители; частное, делимое, делитель);Различать:- математические выражения "произведение" и "частное";- многоугольники по числу углов.Воспроизводить по памяти:- результаты всех табличных случаев сложения и вычитания.Решать практические задачи:- читать и записывать в десятичной системе счисления однозначные и двузначные числа и называть их в порядке возрастания и убывания;- сравнивать однозначные и двузначные целые неотрицательные числа;- сравнивать длину отрезков, массу и время;- выполнять устно несложные случаи сложения и вычитания в пределах двузначных чисел;- выполнять письменно все случаи сложения и вычитания двузначных чисел;- соотносить единицы измерения величин: длины - 1м = 10 дм = 100 см, 1 см = 10 мм; времени - 1ч = 60 мин, 1сут. = 24 ч, 1 год = 12 мес.;- решать простые текстовые задачи;- вычислять периметр прямоугольника.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса
Уметь:на автоматизированном уровне складывать и вычитать числа в пределах 20, выполнять табличное умножение и сложение.
читать, записывать и сравнивать многозначные числа, знать их десятичный состав и порядок следования в натуральном ряду.
выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное.
устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 и выполнять действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. применять правило порядка действий в выражениях, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них).
использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойство сложения и умножения для упрощения вычислений.
Знать:названия компонентов действий.
Уметь:читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.
Знать:формулу пути ($ = v • (), формулу стоимости (С = а • п), формулу работы (А = v I), площади и периметра прямоугольника (51 = а • Ь; Р = (а + Ь) • 2), уметь их использовать для решения текстовых задач.
единицы измерения длины, площади, объема, массы и времени.
Уметь:выполнять перевод из одних единиц измерения в другие, действия с именованными числами. Знать названия месяцев и дней недели. Уметь определять время по часам.
Уметь:решать задачи в 2-3 действия всех изученных видов и проводить их самостоятельный анализ.
решать простые уравнения основных видов (а + х = Ь, а -х = Ь,х- а = Ь, а • х = Ь, а : х = Ь, х : а = Ь) с комментированием по компонентам действий.
устанавливать принадлежность множеству его элементов, включение множеств.
обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств.
чертить с помощью циркуля и линейки отрезок, прямую, луч, окружность, находить их пересечение.
измерять длину отрезка и строить отрезок по его длине.
находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений.
строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, вычислять площадь прямоугольника и площадь фигур, составленных из прямоугольников.
выполнять простейшие преобразования фигур на клетчатой бумаге (перенос на данное число клеток в данном направлении, симметрия).
Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса
По разделу «Работа с задачами»1) иметь представление:-    о различных способах краткой записи задачи;-    о различных способах оформления решения задачи;-    о рациональных и нерациональных способах решения задачи;-    об алгебраическом способе решения задачи;-    о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям;-    о задачах, имеющих не одно решение;2) знать:-  структуру текстовой задачи;-   условные обозначения, используемые в краткой записи задач;3) уметь:-   определять, является ли текст задачей;-   преобразовывать текст, не являющийся задачей, в задачу;-   выделять составляющие задачу элементы независимо отсложности ее построения;-    устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой;-    проанализировать задачу, начиная от ее вопроса, установить количество и порядок действий, необходимых для ее решения, обосновать выбор действий;-    записывать решение задачи по действиям с вопросами или комментариями, а также сложным выражением. По разделу «Изучение величин»:1) иметь представление:-    о связи метрических мер измерения величин с десятичной системой счисления;-    об особенностях построения системы мер времени;2) знать:-  единицы измерения длины, площади, массы, времени и соотношения между ними;- формулы определения площади прямоугольника: S =  а·в,треугольника  S  = 1/2а·в;   объема   четырехугольной   призмы V = а · в · hи произвольной прямой призмы V= S0CH · h;3) уметь:-    чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита;-    измерить длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;-    находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях;-    определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;-    определять объем прямой четырехугольной призмы, произвольной прямой призмы;-    определять объем прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующую формулу;-    выражать изученные величины, используя разные меры их измерения.^ По разделу «Изучение элементов алгебры»1)     иметь представление об основных свойствах равенств;2)  уметь решать уравнения, требующие 1-4 тождественных преобразований. По разделу «Изучение элементов геометрии»1)     иметь представление об объеме, способах его определения и единицах измерения;2)  знать:- свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая - квадрата;-    свойство радиусов одной окружности и соотношение между радиусом и диаметром;3) уметь чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита.^ По разделу «Изучение действий»1)   иметь представление об умножении дроби на натуральное число;2) знать:-   названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, законы и свойства изученных действий;-   таблицы сложения и умножения;-   особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;- порядок выполнения .действий в сложных выражениях без скобок и со скобками;-    изменение результатов действий при изменении их компонентов;3) уметь:-    выполнить сложение и вычитание многозначных чисел;-    выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное и   многозначное число;-    находить значение сложных выражений, содержащих 3-5 действий;-    выполнять изученные действия с величинами. По разделу «Изучение чисел»1) иметь представление:- о  принципах построения десятичной позиционной системы счисления;-    о точных и приближенных числах и источниках их возникновения;-    о целых числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и расположении этих чисел на координатной прямой;2)  уметь:-    читать и записывать любое натуральное число в пределах класса миллионов;-    определять место каждого из них в натуральном ряду;-    устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения при помощи знаков;-    читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;-    сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями и с равными числителями, но различными знаменателями.
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе (132 часа)
№ Тема урока Формирование УУД по теме Дата по плану Дата по факту
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч)
1 Счёт предметов. Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8–10 отдельных предметов). Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. 2 Пространственные представления: вверху, внизу, слева, справа. Наличие мотивации к творческому труду и работе на результат. Применять знания и способы действий в изменённых условиях 3 Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. Научить ориентироваться во временных отношениях. Наличие мотивации к творческому труду и работе на результат. 4 Столько же, больше, меньше. Научить выявлять в какой группе предметов больше, меньше. 5 На сколько больше? На сколько меньше? Научить сравнивать две группы предметов. Способность использовать знаково-символические средства. 6 На сколько больше? На сколько меньше? Научить сравнивать две группы предметов. Способность использовать знаково-символические средства. 7 Странички для любознательных. Научить применять полученные ранее знания. Заинтересованность в приобретении знаний. 8 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. Заинтересованность в приобретении знаний. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. 28 ч
9 Много. Один. Письмо цифры 1. Научиться записывать цифрой число 1. Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. 10 Число и цифра 2.Письмо цифры 2. Научиться записывать цифрой число 2. 11 Число и цифра 3.Письмо цифры 3. Научиться записывать цифрой число 3. Способность использовать знаково-символические средства. 12 Знаки «+», «- «, «=». Научиться обозначать действия знаками. 13 Число и цифра 4.Письмо цифры 4. Научиться записывать цифрой число 4. 14 Длиннее, короче. Научиться сравнивать длины отрезков на глаз. 15 Число и цифра 5.Письмо цифры 5. Научиться записывать цифрой число 5. Способность использовать знаково-символические средства. 16 Числа от 1 до 5. Состав числа 5. Научиться составлять число 5 из двух слагаемых. 17 Странички для любознательных. Научить применять полученные ранее знания. 18 Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Научиться различать понятия. Заинтересованность в приобретении знаний. 19 Ломаная линия. Научиться пользоваться линейкой. 20 Закрепление изученного материала. Научиться пользоваться приобретёнными знаниями. 21 Знаки «больше», «меньше», «=». Научиться сравнивать числа первого десятка. Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 22 Равенство. Неравенство. Научиться читать равенства и неравенства. 23 Многоугольники Научиться показывать стороны и вершины многоугольника. 24 Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. Научиться записывать цифрой число 6. Способность использовать знаково-символические средства. 25 Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. Научиться записывать цифрой число 7. Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 26 Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. Научиться записывать цифрой число 8. 27 Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. Научиться записывать цифрой число 9. 28 Число 10. Запись числа 10. Научиться записывать цифрой число 10. 29 Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». Научиться применять на практике навыки счёта. 30 Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». Научить рассказывать о числах. Способность использовать знаково-символические средства. 31 Сантиметр. Научиться измерять длину заданного отрезка. 32 Увеличить на… Уменьшить на… Использовать данные понятия при записи числовых выражений. 33 Число 0. Научить записывать цифрой число 0. 34 Сложение и вычитание с числом 0. Научить решать примеры с числом 0. Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. 35 Странички для любознательных. Научить применять полученные ранее знания. 36
Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. 58 ч. 37 Защита проектов. Научиться составлять презентацию проекта. 38 Сложение и вычитание вида ..+1,…-1. Научиться пользоваться математическими терминами. 39 Сложение и вычитание вида ..+1+1,…-1-1. Наличие мотивации к творческому труду. 40 Сложение и вычитание вида ..2,…-2. Научиться решать примеры вида …+2,…-2. Наличие мотивации к творческому труду. 41 Слагаемые. Сумма. Научиться называть компоненты при сложении. 42 Задача. Научиться называть компоненты текстовых задач. 43 Составление задач по рисунку. Научиться составлять задачи по рисунку. 44 Таблицы сложения и вычитания с числом 2. Научить применять знания. Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 45 Присчитывание и отсчитывание по 2. Научиться использовать математические знания. 46 Задачи на увеличение(уменьшение)на несколько единиц. Научиться распознавать задачи на увеличение и уменьшение. 47 Странички для любознательных. Научить применять полученные ранее знания. 48 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. Наличие мотивации к творческому труду. 49 Странички для любознательных. Научить применять полученные ранее знания. 50 Сложение и вычитание вида ..+3,…-3. Научиться пользоваться математическими терминами 51 Прибавление и вычитание числа 3. Научиться решать примеры вида …+3,…-3. 52 Закрепление изученного материала. Сравнение длин отрезков. Научиться измерять и сравнивать отрезки. Умение анализировать свои действия и управлять ими. 53 Таблицы сложения и вычитания с числом 3. Научить применять знания о прибавлении и вычитании. 54 Присчитывание и отсчитывание по 3. Научить решать примеры. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками 55 Присчитывание и отсчитывание по 3. Закрепление изученного материала. Научить применять знания в практической деятельности. 56 Решение задач. Научиться анализировать текстовые задачи. 57 Решение задач. Научиться анализировать текстовые задачи. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками 58 Странички для любознательных. Научить применять полученные ранее знания. 59 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. Умение анализировать свои действия и управлять ими. 60 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. 61 Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. Научить применять знания в практической деятельности. 62 Проверим себя и оценим свои достижения. Научиться читать, понимать и выполнять задачи. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками 63 Закрепление изученного материала. Научить применять знания в практической деятельности. 64 Прибавить и вычесть числа 1,2,3. Решение задач. Научить применять знания в практической деятельности. 65 Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Научиться решать задачи на увеличение числа. 66 Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Научиться решать задачи на уменьшение числа. Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
67 Сложение и вычитание вида ..+4,…-4. Научиться решать примеры вида …+3,…-3. 68 Закрепление изученного материала. Научить применять знания в практической деятельности. Наличие мотивации к творческому труду. 69 На сколько больше? На сколько меньше? Научиться создавать схемы для решения задач. 70 Решение задач. Научиться анализировать текстовые задачи. Умение анализировать свои действия и управлять ими. 71 Таблицы сложения и вычитания с числом 4. Прибавление и вычитание числа 4. Выполнять правила работы в группе, в паре.
Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем 72 Решение задач. Научиться пользоваться переместительным свойством сложения. Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 73 Перестановка слагаемых. Научиться пользоваться переместительным свойством сложения. 74 Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+ 5,6.7,8,9. Применять знания о прибавлении и вычитании. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками 75 Применение переместительного свойства сложения для случаев вида …+ 5,6.7,8,9. Применять знания о прибавлении и вычитании. Наличие мотивации к творческому труду. 76 Состав чисел в пределах 10. Научиться выполнять вычисления в пределах 10. 77 Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала. Применять знания о прибавлении и вычитании. 78 Закрепление изученного материала. Странички для любознательных. Применять знания о прибавлении и вычитании. Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 79 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. 80 Закрепление изученного материала Применять знания о прибавлении и вычитании. 81 Связь между суммой и слагаемыми. Учиться решать примеры на вычитание. Умение анализировать свои действия и управлять ими. 82 Связь между суммой и слагаемыми. Учиться решать примеры на вычитание. 83 Решение задач. Применять знания о прибавлении и вычитании. 84 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Научить называть компоненты при вычитании. 85 Вычитание вида 6-…, 7-… . Научить решать примеры вида 6-…, 7-… Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 86 Закрепление приёма вычислений вида 6-…, 7-… Решение задач. Применять знания о прибавлении и вычитании. 87 Вычитание вида 8 -…, 9 -… . Научить решать примеры вида 8 -…, 9 -… 88 Закрепление приёма вычислений вида 8 -…, 9 -… Решение задач Научить решать примеры вида 10 - … . Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками 89 Вычитание вида 10 - … . Применять знания о прибавлении и вычитании. 90 Закрепление изученного материала. Решение задач. Применять знания о прибавлении и вычитании. Выполнять правила работы в группе, в паре.
Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем 91 Килограмм Научить сравнивать предметы по массе. Наличие мотивации к творческому труду. 92 Литр Научить сравнивать сосуды по вместимости. 93 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. 94 Проверим себя и оценим свои достижения. Научиться читать, понимать и выполнять задачи. Числа от 1 до 20. Нумерация. 14 ч
95 Названия и последовательность чисел от 11 до 20. Научить называть порядок следования чисел от 11 до 20. 96 Образование чисел второго десятка. Научить называть порядок следования чисел от 11 до 20. 97 Запись и чтение чисел второго десятка. Научить записывать числа от 11 до 20. 98 Дециметр. Научить переводить одни единицы длины в другие. 99 Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7,17-10. Формирование умения к самооценке. 100 Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7,17-10. Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 101 Странички для любознательных. Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 102 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. 103 Числа от 1 до 20. Нумерация. Научить называть порядок следования чисел от 11 до 20. Выполнять правила работы в группе, в паре.
Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем 104 Закрепление изученного материала. Научить проектировать индивидуальный маршрут. Наличие мотивации к творческому труду. 105 Подготовка к решению задач в два действия. Научить выполнять краткую запись задачи. 106 Подготовка к решению задач в два действия. Научить называть порядок следования чисел от 11 до 20. 107 Составная задача. Научить решать текстовые задачи в два действия. 108 Составная задача. Научить решать текстовые задачи в два действия. Сложение и вычитание. 24 ч
109 Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Научить приёму сложения. 110 Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида …+2, …+3 Выполнять правила работы в группе, в паре.
Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем 111 Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида …+4. Научить приёму сложения 112 Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида …+5. Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 113 Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида …+6. Развитая мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний 114 Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида …+7. Умение анализировать свои действия и управлять ими. 115 Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида …+8,…+9. Развитая мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний 116 Таблица сложения. Странички для любознательных. Научить применять полученные ранее знания. Наличие мотивации к творческому труду. 117 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. 118 Общие приёмы вычисления с переходом через десяток. Развитая мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний 119 Вычитание вида 11-… . Научить приёму вычитания с переходом через десяток. 120 Вычитание вида 12-… . Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 121 Вычитание вида 13-… . Умение анализировать свои действия и управлять ими. 122 Вычитание вида 14-… . Умение анализировать свои действия и управлять ими. 123 Вычитание вида 15-…. 16 -… . Развитая мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний 124 Вычитание вида 17-…. 18 -… . Умение анализировать свои действия и управлять ими. 125 Табличное вычитание в пределах 20. Закрепление изученного материала. Странички для любознательных. Научить применять полученные ранее знания. 126 Что узнали. Чему научились. Научить применять знания в практической деятельности. 127 Проверим себя и свои достижения. Научить применять полученные ранее знания. 128 Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер. Цвет. Узоры и орнаменты». Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. 129 Итоговая контрольная работа. Научить выполнять предложенные задачи. 130 Что узнали. Чему научились в 1 классе. Научить применять знания в практической деятельности. 131 Проверим себя и оценим свои достижения. Научить применять полученные ранее знания. Развитая мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний 132 Повторение. Защита проектов. Научить составлять рассказ-презентацию своего проекта. Наличие мотивации к творческому труду.