Конспект по познанию мира на тему «Ты и твои друзья»


Познание мира.
Тема урока: « Ты и твои друзья».
Цель урока: Способствовать формированию общественных, социальных представлений у детей: правил культурного поведения, взаимоотношений с друзьями.
Задачи урока:
-формирование умений правильно воспринимать другого человека, правильно оценивать настроение собеседника. Способствовать привитию таких качеств как взаимоуважение, вежливость, понимание и тд.;
- развивать навыки общения между собой, а так же познавательную активность учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к своим товарищам.
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Буду четко отвечать!
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Ребята, о чем мы с вами беседовали на прошлом уроке? Верно, о школе как об образовательном учреждении, и о ваших обязанностях как учеников. Домашним заданием было подготовить устный пересказ по данной теме. Сейчас 2-3 минутки повторяем, после чего приступаем к пересказу.
- И так, с начала поработаем над вопросами в конце параграфа, а затем перейдем к пересказу.
3. Введение в тему.
Учитель: Послушайте внимательно притчу.
Обиды и Радости
Как-то, два друга много дней шли в пустыне.    Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.    Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".    Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.    Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".    Первый спросил его:    - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?    И друг ответил:    - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
- О чем эта притча?
- Почему один из друзей записывал плохие поступке на песке, а добрые высекал на камне?
- Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока?
4. Работа над новой темой.
Учитель: Верно, сегодня на уроке мы с вами поговорим о дружбе.
Если есть друзья на свете –Всё прекрасно, всё цветёт.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.Мы и в дождь, и в снег и в стужуБудем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живём на светеДля хороших славных дел.
- Расскажите о своем друге или подруге.
Работа с учебником.
Учитель: Открываем учебник на странице 87, давайте прочтем текст который предлагается нам в учебнике.(чтение по цепочке)
- Чему учил дедушка Марата?
- Повтори волшебное правило общения?
- Какие еще ты знаешь правила, помогающие доброму отношению с друзьями?
- С каким обычаем казахского народа мы познакомились?
- Чему учит этот обычай?
Физкультминутка.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Работа над закреплением.
Учитель: - Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Как вы понимаете следующие пословицы:
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
Дружба любит дело.
Скатерть со стола — и дружба сплыла.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
За дружбу дружбой платят.
Две кошки в мешке дружбы не заведут.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Чтение и обсуждение притчи.
Притча о настоящей дружбе   В одной далёкой стране жили два друга.    Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.    Любые решения они принимали сообща. А если не могли принять никакого решения, то неприятные последствия этого тоже делили поровну.    Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное – друзья ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.    Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили. А надо заметить, правитель этот, уже весьма убелённый сединами, окончательно потерял веру в настоящую дружбу.    И велел он привести к себе наших неразлучных героев.    – Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.    – Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.    – И вы готовы это доказать?    – Нам бы не хотелось ничего доказывать…    – Ваше желание не имеет никакого значения! Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.    С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого – в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.    Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".    Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если… Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.    Страшный эксперимент длился целый месяц. Повсюду только об этом и судачили. Народ, обуянный кривотолками и домыслами, нервно потирал потные ладошки в предвкушении драматичной развязки.    Вот-вот, ещё немного – и можно будет наконец лицемерно вздохнуть или притворно улыбнуться, - в зависимости от того, каким будет финал: трагедия или комедия…    Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.    А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил их на аудиенцию.    – Герои! – воскликнул он, как только двое бывших заключённых переступили порог величественных покоев. – Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства… Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.    – Вы не можете этого знать, – сказал один из друзей, невозмутимо глядя в глаза правителю.    – Почему не могу? – удивился тот. – В конце концов, есть множество свидетелей вашей стойкости и несгибаемой воли. Ведь вы же действительно не предали друг друга, хотя достаточно было единственного слова, чтобы прекратить мучения!    – Ошибаетесь, – отвечали друзья. – Мы сохранили верность лишь своим принципам. А друг друга мы бы предали в первый же день испытаний. Суровая правда жизни в том, что только во имя собственных принципов, но не ради друзей, человек в состоянии выдержать любые пытки.    – Вот как? – Ещё больше удивился правитель. – Тем не менее, вы считаете себя друзьями. В чём же, по-вашему, заключается настоящая дружба?    – В схожести принципов…
Давайте же с вами построим дом дружбы. (учитель показывает детали дети выбирают нужные и составляют)
Дом Дружбы

Подарок Счастье
Мир Радость
Любовь Доверие

Горе Злость
Жадность Гнев
(Лишни детали)
5. Домашнее задание.
Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание стр. 87-88 пересказ.
6. Итог урока.
Учитель:
- О чем же главном мы сегодня говорили на уроке? - Все ли мы сказали о дружбе людей? Мы об этом еще поговорим на следующем уроке.
- Что для вас показалось трудным?
- Кто и что вам помогало справиться с заданиями?
- Кто доволен своей работой на уроке?
На этом мы свой урок заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок.