Проблемные задания в вопросы по Истории Нового времени (XV — XVII вв.) для 7 класса

Проблемные задания в вопросы по Истории Нового времени
(XV - XVII вв.) для 7 класса

Тема
Проблемное задание, вопрос

От Средневековья к Новому времени
Определите, какие новые явления в обществе позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени. Согласны ли вы с их точкой зрения?

Подумайте, какие личные качества человека, развивающиеся в XVXVI вв., позволили сделать вывод о рождении нового типа человека  человека Нового времени. 

Эпоха Великих географических открытий

Проблемное задание: представьте себе, что вы принимаете участие в конференции, где обсуждается проблема, к какой эпохе относятся Великие географические открытия  к Средневековью или Новому времени. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее. 

Великие географические открытия устранили изоляцию двух миров, привели к созданию мирового рынка, но ценой этого достижения стало уничтожение древних государств с их высокой культурой и физическое уничтожение индейцев. Следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории развития общества?

Почему урок об открытии новых земель авторы учебника назвали «встреча миров», а не «открытие Америки»? Какое название, с вашей точки зрения, является более правильным и почему?

Европа: от Средневековья к Новому времени

Проблемное задание: абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны «всех против всех». В то же время в XVIIXVIII вв. происходят революции, одна из задач которых  уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма? 

Подумайте, какие изменения в экономической жизни служат доказательством разложения традиционного общества.

Согласны ли вы с утверждением, что развитие мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма? Свою точку зрения докажите.

Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества? Дайте оценку этим изменениям с позиции представителей каждой социальной группы.

Подумайте, какие изменения в составе населения, происходящие в XVIXVII вв., говорят о разрушении традиционного общества.

Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения

Известному историку культуры М. В. Алпатову принадлежит высказывание: «Античность, этот забытый мир, вновь является Возрождению, как древняя сказочная птица феникс». Прокомментируйте цитату. Как вы понимаете слова «забытый мир»? Согласитесь ли вы с тем, что «возвращение» античной культуры подобно фениксу (сказочной птице, которая возрождалась из пепла)?

Гуманисты создали стройную философскую систему, появление которой диктовалось особенностями своего времени. Как вы думаете, интересны ли их размышления о мире, природе, человеке людям начала III тысячелетия?

Литература Ренессанса ведет спор о Человеке. Писатели и поэты отстаивают новый (по сравнению с религиозными представлениями Средневековья) взгляд на его место в мире. Созвучно ли вам отношение поэтов и писателей Возрождения к личности человека? Возможно, вы захотели бы поговорить или даже поспорить с героями Т. Мора, У. Шекспира или М. Сервантеса. О чем? Поясните свою точку зрения.

Эпоха Возрождения знает много примеров того, как простой люд с неподдельным интересом следил за рождением живописных шедевров, а потом с ликованием носил их по улицам города, с глубоким волнением наблюдал за постройкой нового дворца или возведением грандиозного купола собора. Многие правители итальянских городов и даже папы являлись крупнейшими знатоками искусства и собирателями уникальных художественных коллекций. Являются ли эти факты свидетельством того, что искусство стало неотъемлемой частью жизни общества эпохи Возрождения? Как вам кажется, сохранилась (утрачена, изменилась) эта традиция в наше время? Каким, по-вашему, должно быть отношение современного человека к культурному наследию?

Художники Возрождения восхищались античной культурой. Как вы думаете, что именно привлекало их в эллинистическом искусстве, чему они «учились» у его творцов? Видите ли вы нечто общее (различное) в произведениях античного искусства и творениях мастеров Ренессанса?

Образы, созданные Брейгелем, Дюрером, Гольбейном, мало похожи на прекрасных мадонн и полубогов итальянских мастеров Ренессанса. Однако именно XVI  начало XVII в. называют эпохой Северного Возрождения в Европе. Можно ли согласиться с такой точкой зрения или опровергнуть ее? Какие аргументы вы приведете в доказательство своей позиции?

Памятники культуры Возрождения часто называют бессмертными. Что это значит? Поясните, как вы это понимаете. Вероятно, вам случалось в музеях (по телевизору) видеть залы, в которых экспонируются произведения мастеров Возрождения,  там всегда очень многолюдно. Что привлекает большое количество посетителей именно к этим картинам и скульптурам? 

Подумайте, почему бурное развитие науки происходит именно в XVIXVIII вв., почему именно в это время складывается новое представление о Вселенной и Человеке. Свой ответ аргументируйте.

Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире и человеке сохранились до настоящего времени.

Многие ученые, создававшие новую картину мира и поднявшие вопрос прав человека, были религиозными людьми. Подумайте, противоречили ли друг другу религия и новая наука. 

Реформация и контрреформация в Европе
 


Подумайте, почему движение за реформацию церкви началось в XVI в., а не в XIV и не в XV в. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои европейского населения?

Учеными-историками признано, что кальвинистское учение способствовало разрушению традиционного общества и активизации предпринимательской деятельности. В то же время французский мыслитель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Совместимы ли эти точки зрения?

Во время коронационной процессии в 1559 г. Елизавета I Тюдор пообещала своему народу, что будет о нем заботиться: «И пока вы просите меня, чтобы я оставалась вашей доброй госпожой и королевой, вы можете быть уверены, что я буду так стараться для вас, как никакая королева не старалась. У меня хватит воли и, я думаю, хватит власти. И верьте мне, что для безопасности и спокойствия вас всех я не пожалею, если надо, пролить свою кровь. Да отблагодарит Господь вас всех!» Подумайте, выполнила ли королева свое обещание. 

Католики-фанатики называли Генриха IV «сатаной», «тираном»; гугеноты были признательны ему за предоставление им религиозного и светского самоуправления; народ слагал о нем легенды, называл его «наш добрый король»; историки называют его первым королем Нового времени. Чем вызваны эти характеристики? Исключают ли они друг друга? Каким же был на самом деле Генрих IV?

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии

·

Одним из направлений борьбы жителей Нидерландов являлась борьба против католической церкви. Подумайте, почему авторы учебника поместили эту тему не в раздел, где рассказывается о Реформации в Европе, а в раздел о ранних буржуазных революциях. Согласны ли вы с этим? Свою точку зрения аргументируйте.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии.
Проанализируйте приведенный ниже текст и извлечения из документов в конце § 16 (Великая ремонстрация и Обвинение против короля) и сделайте вывод, в чем заключался корень противоречий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в. «Итак, монархия есть подобие божественной власти. Во-первых, ее основание заключено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королевства, и, в-третьих, она коренится в законе природы... Титул короля божественного происхождения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои дела», заявлял Карл I.

Сравните систему управления страной при Стюартах, в период диктатуры Кромвеля и в конце XVII в. Когда, по-вашему, в Англии был уничтожен абсолютизм? Подумайте, какие доказательства вам следует использовать, чтобы подтвердить крушение абсолютизма. 2. Вы познакомились с портретами политических деятелей эпохи Английской революции. Подумайте, какие черты характера этих людей повлияли на ход событий революции и ее результаты. Мог ли ход событий в Англии получить другое направление?

Международные отношения
Как вы считаете, была ли Тридцатилетняя война войной за «чистоту веры» или ее цели выходили за рамки чисто религиозных задач? Свою точку зрения аргументируйте.

Историки говорят, что Тридцатилетняя война «завершила собой целую эпоху». Как вы думаете, о какой эпохе идет речь? Прокомментируйте эту точку зрения.

Историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений. Что они имеют в виду? Прокомментируйте эту точку зрения. 

Западноевропейская культура XVIII в.

Подумайте, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XVXVI вв. и просветителей XVIII в. Если существует, то укажите ее.

Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению со взглядами гуманистов XVXVI вв. 3. Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему?

Мастера искусства Просвещения считали себя наследниками гуманистов Возрождения. Как вы думаете, что именно привлекало их в искусстве Ренессанса, чему просветители «учились» у его творцов?

 Не подлежит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую философию и культуру. И современники, и потомки высоко оценили этот вклад. Однако еще в XIX в. сформировалось мнение, что многие взгляды просветителей носили утопический характер, были всего лишь просветительскими иллюзиями. Насколько справедливым кажется вам такая оценка? Попробуйте обосновать свое отношение к просветительскому «наследству».

В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из деятелей культуры Просвещения вы могли бы назвать своим современником? В каких жизненных ситуациях произведения XVIII в. могут оказаться необходимыми сегодня?  

Промышленный переворот в Англии

Существует точка зрения, что промышленный переворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы, благодаря ее удачному географическому положению, способствовавшему в XVIIXVIII вв. развитию мореходства и морской торговли. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свое мнение аргументируйте.

Североамериканские колонии в борьбе за независимость
Как вы думаете, что дало основание крестьянину из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию: «Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с половиной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклонов перед каким бы то ни было господином»?

Как вы думаете, какие причины привели к колонизации Северной Америки европейцами и какие из этих причин вы укажете как главные? Свою точку зрения докажите.

Согласны ли вы с тем, что Войну за независимость называют американской революцией? Свою точку зрения аргументируйте.

Подумайте, почему республиканские настроения в английских колониях Северной Америки были значительно сильнее, чем в самой Англии. Свою точку зрения аргументируйте.

Великая французская революция XVIII в.




Подумайте, существовала ли возможность предотвратить революционный взрыв.
Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез». Как вы думаете, почему у графа была уверенность в возможности быстрого и бескровного решения всех противоречий? 

Авторы учебника считают, что диктатура якобинцев являлась нарушением Декларации прав человека и гражданина. Как думаете вы?

Среди историков существуют разные точки зрения: одни считают, что завершил революцию термидорианский переворот, другие утверждают, что ее концом стал государственный переворот 18 брюмера. Выскажите свою точку зрения на этот ответ и аргументируйте ее.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

До XIX в. Испания владела самыми обширными колониями в Новом Свете. За 300 лет своего господства она награбила в Америке золота и серебра на сумму 6 млрд долларов, вывезла много других богатств... Чем вы можете объяснить, что Испания так и осталась страной, которая в своем экономическом развитии отставала от Англии, Франции, Нидерландов?

В наше время между историками идет спор: многие латиноамериканские ученые заявляют, что коренным американцам встреча миров была совсем не нужна и навязана вопреки их воле, «открытие» Америки они считают «черным днем» в своей истории. Другие, в том числе и европейские, ученые утверждают, что открытие Америки привело к встрече миров, к экономическому и культурному сближению народов. Выскажите свою точку зрения. 

Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVIXVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в XXIII вв., в XIVXV вв., в XVIXVIII вв. Сделайте вывод о характере такого общества.

Подумайте, почему религии Востока называются «путем самоусовершенствования». Почему буддизм превратился в мировую религию? Почему он достаточно популярен и сегодня?

Проникновение европейцев в Индию началось еще в XVI в., но в колониальную зависимость она попадает только в XVIII в. Чем вы можете объяснить этот факт?



15