Рабочая програма по биологии Общая биология 10-11 класс Д.И. Трайтак, Н.Д.Андреева


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МОУ СОШ №5 И.Н. Лопатина
Приказ № 43 /01 от 01 .09.2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
« Общая биология» 10 –а класс
Составлено на основе курса Общая биология 10 класс, для основной средней школы, под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г. Автор программы для 10-11 класса: «Общая биология» Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака.
Составитель:
учитель биологии: Нижальская Оксана Валерьевна.

Егорьевск 2014г.
Пояснительная записка

по биологии в 10 классах
За основу создания рабочей программы по биологии в 10-11-м классах взят сборник программ для общеобразовательных учреждений – Биология. 5-11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; Программа рассчитанная на:
34 нед, 68 час в год , 2 час в нед согласно базисному плану по системе триместров.
Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д.Андреевой /авторы – составители: А.Е.Андреева, Н.Д. Андреева, Т.М. Ефимова, В.С. Рохлов, С.В. Суматохин, Д.И,
Д.И. Трайтак, С.Б. Трофимов, Р.Н. Хрыпова/, Издательство – М.: Мнемозина, 2008г.
Учебник – Биология. 10-11 классы, для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Автор учебника – Н.Д.Андреева, Издательство – М.: Мнемозина, 2010г.
Обучение на ступени основного общего образования в 5-9-х классах осуществлялось по УМК В.В. Пасечника, а для обучения на ступени среднего (полного) общего образования выбран УМК Д.И. Трайтака. Данный выбор обусловлен тем, что:
УМК В.В. Пасечника хотя и является завершенной линией, которая соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года (Приказ МО РФ №№ 1235, 1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99), но не соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089). При подготовке материалов для итоговой аттестации выпускников средней школы составители ориентируются, прежде всего, на содержание федерального компонента государственного стандарта образования 2004 года (цели изучения предмета, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников).
авторский коллектив В.В. Пасечника прекратил работу над совершенствованием компонентов УМК, учебные пособия переиздаются с 2000-2001 года без изменений. А стандартами образования по биологии должны руководствоваться авторы всех УМК, рекомендованных Министерством образования РФ.
Данная линия наиболее перспективная, находящаяся на этапе доработки и совершенствования и может использоваться любыми образовательными учреждениями. Имеются учебники 10-11 класса базового и профильного уровней, пособия по исследовательской работе, пособия по подготовке к ЕГЭ. Такой выбор был сделан в целях экономии бюджетных средств, выделяемых на приобретение учебников школой.
линия В.В. Пасечника ставит перед педагогами следующую проблему: наличие раздела, посвященного изучению экологии в учебнике для 10—11 класса, и отсутствие данного раздела в программе.
обучающиеся основной школы закончили изучение курса биологии на ступени основного общего образования изучением основ общей биологии по программе В.В. Пасечника, а на старшей ступени в 10-11-м классах осуществляется изучение также общей биологии только на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии по программе Д.И. Трайтака. Согласно базисному плану количество часов в неделю, отведённое на изучение общей биологии в 10 классе увеличено на 1час. В связи с этим производится увеличение часов на изучение отдельных тем. Прежде всего, больше внимания уделяется темам – Уровни организации живых систем, Наследственность и изменчивость, Происхождение и эволюция жизни. Таким образом, увеличение часов на изучение общей биологии в 10-11-м классах даёт возможность сформировать знания об основных положениях биологических теорий (клеточной, эволюционной теории Ч. Дарвина, хромосомной), сущности законов Г. Менделя, закономерностях изменчивости, строении биологических объектов – клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура) и сущности биологических процессов – размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, а также совершенствовать умения использовать биологическую терминологию, решать генетические и цитологические задачи, практико-ориентированные задания, что позволит лучше подготовить выпускников к сдаче экзамена по биологии в форме ЕГЭ.
Рабочая программа по общей биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, в оценку необходимо включать действия по сохранению и улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций. Основные идеи обновления общего образования: усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций: обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. На завершающей ступени общего образования (10—11 классы) решаются задачи обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации и гражданского самоопределения учащихся. В связи с этим, внимание акцентируется на развитии личности ученика, осознающего свои гражданские права и обязанности, имеющие независимый стиль мышления и представляющего потенциальные возможности и способы выбора собственного жизненного пути. Основой для становления новых идей общего образования выступают мировоззренческие идеи и ценности, целостности единстве природы, ее системной организации, единства человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.
Обучающие цели курса:
изучение биологических теорий, концепций, законов и закономерностей в целях объяснения природных процессов и явлений и обоснования практических рекомендаций в основных областях применения биологических званий;
формирование у учащихся знаний научно-практического характера с позиций экологической этики, норм и правил рационального природопользования;
развитие ценностно-смысловой деятельности на основе понимания ценностей природы и жизни.
Развивающие цели курса:
интеллектуальное развитие личности ученика;
приобретение коммуникативных и исследовательских умений;
развитие познавательных интересов и потребностей, способностей к проявлению эколого- гуманистической позиции в общении с природой и людьми.
Воспитательные цели курса:
формирование у учащихся научного мировоззрения;
становление ценностных ориентаций, базирующихся на осознании универсальной ценности природы и абсолютной ценности жизни;
развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.

Учебно-тематический план:

Тема Количество часов
10 класс
Введение 3 1. Уровни организации живых систем 62 Основные свойства живой природы 2 Молекулярный уровень 10 Клеточный уровень 27 Организменный уровень 23 Резервное время 2
Всего
в 10-м классе: 68

График контроля за уровнем сформированности предметных навыков:
Критерии Тема Форма Сроки
Знание строения и функций органоидов, органов, систем органов, организмов, надорганизменных систем.
Умение устанавливать соответствие между:
строением и функциями органоидов клетки, органов, систем органов;
биологических объектов и их характеристик; организмов и систематических таксонов. Клеточный уровень организации Проверочная работа
Январь
Организменный уровень организации Проверочная работа
Май


Календарно-тематическое планирование 10 класс

урока Тема урока Формы контроля Дата проведения Домашнее
задание
планир Фактич. 10 класс Введение – 3 часа 1(1) Биология как часть культуры. Становление и развитие биологии. 2.09 Стр.4-6
2(2) Методы биологической науки. Система биологических наук. 5.09 Стр. 6-9
3(3) Значение биологии в жизни общества и каждого человека 9.09 Стр. 9-10 доп лит-ра
Раздел №1: Уровни организации живых систем – 42 часа
Тема 1.1. Основные свойства живой природы – 2 часа
4(1) Основные свойства живой природы 12.09 §1,стр.12-14
5(2) Уровни организации живого 16.09 §1,стр.14-15 доп лит-ра
Тема 1.2. Молекулярный уровень –10 часов
6(1) Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клеток 19.09 §2
7(2) Органические вещества клетки: углеводы 26.09 §3,стр.17-18
8(3) Органические вещества клетки: липиды 30.09 §3,стр.18-19
9(4) Органические вещества клетки: белки, состав и структура 03.10 §4,стр.19-20
10(5) Свойства и функции белков 07.10 §4,стр.20-23
11(6) Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений» Лаб.раб№1 10.10 12(7) Органические вещества клетки: ДНК, строение и функции 14.10 §5,стр. 23-26
13(8) Органические вещества клетки: РНК строение и функции. 17.10 §5,стр. 27-29
14(9) Строение и функции.АТФ 21.10
§5,стр. 27-29
15(10) Контроль знаний по теме «Молекулярный уровень» Контрольная работа№1 24.10 Тема 1.3. Клеточный уровень – 27 часов 16(1) Клеточная теория. §6 доп лит-ра
17(2) Методы цитологии §6 доп лит-ра
18(3) Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат клетки §7
19(4) Функции поверхностного аппарата С.27-39
20 (5) Цитоплазма: синтетический аппарат клетки §8,стр. 39-41
21(6) «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках
Лабор.раб №2 22(7) Цитоплазма: аппарат внутриклеточного переваривания. Включения цитоплазмы §8,стр. 41-42
23(8) Клеточные включения растительной клетки Лаборат. раб №3 24(9) Цитоплазма: энергетический аппарат §9
25(10) Опорно-сократительный аппарат клетки С.45-46
26(11) Строение клетки: ядерный аппарат §10
27(12) «Строение растительной, животной и грибной клеток Лаборат. раб №4 28(13) Хромосомы $10 c. 48-50
29(14) Прокариоты – доядерные организмы §11
30(15) Бактерии. Значение в природе и жизни человека §11 доп лит-ра
31(16) Вирусы – неклеточная форма жизни §12
32(17) Вирусы человека, животных и растений. ВИЧ. §12 доп лит-ра
33(18) Обмен веществ и энергии в клетке. 13 доп. Лит-ра
34(19) Энергетический обмен 13 .
35(20) Фотосинтез – процесс пластического и энергетического обмена. §14
36(21) Значение фотосинтеза. Хемосинтез 14 с.64-66 доп лит-ра
37(21) Ген и генетический код §15
38(22) Свойства генетического кода 15 с.68-69
39(23) Биосинтез белков.Транскрипция §16
40(24) Биосинтез белков Трансляция. тест 16 с.71-72.
41(25) Клеточный цикл и его периоды Интерфаза. Митоз. §17
42(26) Мейоз §18
43(27) «Клеточный уровень организации Контр. раб №2 Тема 1.4. Организменный уровень – 21 часов
44(1) Организм как биологическая система §19
45(2) Типы питания организмов. Автотрофы.Гетеротрофы §20 доп лит-ра
46(3) Типы питания организмов. Минеральное питание §20 доп лит-ра
47(4) Дыхание организмов. Газообмен.Газообмен у растений 21
48(5) Дыхание организмов. Газообмен.Газообмен у животных 21
49(6) Экскреция как процесс саморегуляции организмов §22 доп лит-ра
50(7) Размножение организмов Бесполое размножение. §23
51(8) Размножение организмов Половое размножение §23
52(9) Гаметогенез §24
53(10) Оплодотворение у животных. §24
54(11) Оплодотворение у растений. §24 доп лит-ра
55(12) Двойное олодотворение у покрытосемянных тест §24
56(13) Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриональное развитие.. §25
57(14) Онтогенез. Органогенез. §25
58(15) Онтогенез Постэмбриональное развитие. §25
59(16) Организм и среда. Факторы среды. §26 доп лит-ра
60(17) Организм и среда. Абитические факторы §26 доп лит-ра
61(18) Организм и среда. Биотические факторы. §26 доп лит-ра
62(19) Организм и среда. Антропогенные факторы §26 доп лит-ра
63(20) Влияние живых организмов на среду. §26 доп лит-ра
64(21) «Организменный уровень организации» Конт.раб№3 Резервное время – 2 часа
Список литературы:
Андреева Н.Д. «Биология» 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) – М.: «Мнемозина» 2010г. – 327с.
Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы./Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова. – 3-е изд. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 816 с.
Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы: Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.- 432 с.
Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / МН.: Юнипресс, 2010.- 674 с.
Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.- 320 с.
Программа для общеобразовательных учреждений – Биология. 5 -11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г.
Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразовательных учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002. – 187 с.
Федеральный государственный стандарт.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МОУ СОШ №5 И.Н. Лопатина
Приказ № 43/02 от 01 .09.2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
« Общая биология» 11 –а класс
Составлено на основе курса Общая биология 11 класс, для основной средней школы, под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г. Автор программы для 10-11 класса: «Общая биология» Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака.
Составитель:
учитель биологии: Нижальская Оксана Валерьев

Егорьевск 2014г.

Пояснительная записка

по биологии в 11-м классе
За основу создания рабочей программы по биологии в 10-11-м классах взят сборник программ для общеобразовательных учреждений – Биология. 5-11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; Программа рассчитанная на: 33нед. 66 час в год, 2 часа в нед – 11 класс в неделю, согласно базисному плану по системе триместров.
Название издания: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д.Андреевой /авторы – составители: А.Е.Андреева, Н.Д. Андреева, Т.М. Ефимова, В.С. Рохлов, С.В. Суматохин, Д.И,
Д.И. Трайтак, С.Б. Трофимов, Р.Н. Хрыпова/, Издательство – М.: Мнемозина, 2008г.
Учебник – Биология. 10-11 классы, для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Автор учебника – Н.Д.Андреева, Издательство – М.: Мнемозина, 2010г.
Обучение на ступени основного общего образования в 5-9-х классах осуществлялось по УМК В.В. Пасечника, а для обучения на ступени среднего (полного) общего образования выбран УМК Д.И. Трайтака. Данный выбор обусловлен тем, что:
УМК В.В. Пасечника хотя и является завершенной линией, которая соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года (Приказ МО РФ №№ 1235, 1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99), но не соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089). При подготовке материалов для итоговой аттестации выпускников средней школы составители ориентируются, прежде всего, на содержание федерального компонента государственного стандарта образования 2004 года (цели изучения предмета, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников).
авторский коллектив В.В. Пасечника прекратил работу над совершенствованием компонентов УМК, учебные пособия переиздаются с 2000-2001 года без изменений. А стандартами образования по биологии должны руководствоваться авторы всех УМК, рекомендованных Министерством образования РФ.
Данная линия наиболее перспективная, находящаяся на этапе доработки и совершенствования и может использоваться любыми образовательными учреждениями. Имеются учебники 10-11 класса базового и профильного уровней, пособия по исследовательской работе, пособия по подготовке к ЕГЭ. Такой выбор был сделан в целях экономии бюджетных средств, выделяемых на приобретение учебников школой.
линия В.В. Пасечника ставит перед педагогами следующую проблему: наличие раздела, посвященного изучению экологии в учебнике для 10—11 класса, и отсутствие данного раздела в программе.
обучающиеся основной школы закончили изучение курса биологии на ступени основного общего образования изучением основ общей биологии по программе В.В. Пасечника, а на старшей ступени в 10-11-м классах осуществляется изучение также общей биологии только на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии по программе Д.И. Трайтака. Согласно базисному плану количество часов в неделю, отведённое на изучение общей биологии в 10 и 11-м классе увеличено на 1час. В связи с этим производится увеличение часов на изучение отдельных тем. Прежде всего, больше внимания уделяется темам – Уровни организации живых систем, Наследственность и изменчивость, Происхождение и эволюция жизни. Таким образом, увеличение часов на изучение общей биологии в 10-11-м классах даёт возможность сформировать знания об основных положениях биологических теорий (клеточной, эволюционной теории Ч. Дарвина, хромосомной), сущности законов Г. Менделя, закономерностях изменчивости, строении биологических объектов – клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура) и сущности биологических процессов – размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, а также совершенствовать умения использовать биологическую терминологию, решать генетические и цитологические задачи, практико-ориентированные задания, что позволит лучше подготовить выпускников к сдаче экзамена по биологии в форме ЕГЭ.
Рабочая программа по общей биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, в оценку необходимо включать действия по сохранению и улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций. Основные идеи обновления общего образования: усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций: обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. На завершающей ступени общего образования (10—11 классы) решаются задачи обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации и гражданского самоопределения учащихся. В связи с этим, внимание акцентируется на развитии личности ученика, осознающего свои гражданские права и обязанности, имеющие независимый стиль мышления и представляющего потенциальные возможности и способы выбора собственного жизненного пути. Основой для становления новых идей общего образования выступают мировоззренческие идеи и ценности, целостности единстве природы, ее системной организации, единства человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.
Обучающие цели курса:
изучение биологических теорий, концепций, законов и закономерностей в целях объяснения природных процессов и явлений и обоснования практических рекомендаций в основных областях применения биологических званий;
формирование у учащихся знаний научно-практического характера с позиций экологической этики, норм и правил рационального природопользования;
развитие ценностно-смысловой деятельности на основе понимания ценностей природы и жизни.
Развивающие цели курса:
интеллектуальное развитие личности ученика;
приобретение коммуникативных и исследовательских умений;
развитие познавательных интересов и потребностей, способностей к проявлению эколого- гуманистической позиции в общении с природой и людьми.
Воспитательные цели курса:
формирование у учащихся научного мировоззрения;
становление ценностных ориентаций, базирующихся на осознании универсальной ценности природы и абсолютной ценности жизни;
развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.

Учебно-тематический план:

Тема Количество часов

11 класс
Уровни организации живых систем 11
(продолжение)
Популяционно-видовой уровень 3
Биогеоценотический уровень 5
Биосферный уровень 3
2. Наследственность и изменчивость: 27
Закономерности наследственности 14
Закономерности изменчивости 4
Генетика человека 4
Генетика и селекция 5
3. Происхождение и эволюция жизни: 27
Представления о возникновении жизни на Земле 3
Эволюция органического мира 3
СТЭ 7
Микро- и макроэволюция 7
Происхождение человека 5
Человек и природа 2
Резервное время 1
Всего
в 11-м классе: 66
Требования у уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
мировоззренческую значимость биологии;
основные положения клеточной теории;
основные свойства и уровни организации живой материи;
химический состав клетки, роль основных органических и неорганических веществ в клетке;
основные свойства нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), АТФ;
иметь представления о науке молекулярной биологии, о цитологии как науке, о клетке как структурной и функциональной, единице жизни;
меры профилактики вирусных заболеваний;
способы и биологическое значение размножения организмов;
значение митоза, мейоза, гаметогенеза и оплодотворения;
основные периоды онтогенеза и влияние условий среды на онтогенез;
определение вида и его критерии;
характеристики биогеоценотического уровня организации живой природы;
о неоднозначном характере влияния человека на природные и антропогенные экосистемы;
основные положения хромосомной теории наследственности;
основные закономерности изменчивости и закон гомологических рядов;
причины мутации и их биологическое значение; знать основные виды мутагенов;
этапы и движущие силы антропогенеза;
современные экологические проблемы и возможные пути экологического кризиса;

Обучающиеся должны уметь:
определять связь строения и функций органоидов клетки;
приводить определения основных цитологических понятий;
сравнивать строение и функции растительных и животных клеток;
давать сравнительные характеристики прокариотическим и эукариотическим клеткам;
характеризовать вирусы как неклеточные формы жизни;
обосновывать живой организм как открытую, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся систему;
классифицировать организмы по способам питания (по источнику углерода) и способам дыхания;
определять связь строения и функций органов;
объяснять связь организма и окружающей его среды;
понимать многообразие биологических видов как результат эволюции;
объяснять различие природных (естественных) и антропогенных (искусственных) экосистем;
понимать характер влияния факторов окружающей среды на митоз и мейоз;
понимать сущность, значение и взаимосвязи энергетического и пластического обмена;
понимать сущность процесса биосинтеза белка и его биологическое значение;
понимать роль биологического разнообразия в обеспечении устойчивости жизни на Земле;
давать определения основных генетических понятий; понимать основные закономерности наследования;
понимать сущность и причины наследственных болезней человека;
понимать мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении жизни на Земле;
приводить определения основных эволюционных понятий (с точки зрения современной теории эволюции);
определять движущие силы эволюции;
определять место человека в системе органического мира;
устанавливать сходство и различия человека и животных;
относиться к природе, жизни, здоровью человека как к наивысшим ценностям;
понимать личностную и социальную значимость биологической науки и биологического образования.
Обучающиеся должны иметь представление:
об органическом мире как сложной иерархической системе;
о популяции как структурной единице вида и элементарной единице эволюции;
о биосфере как открытой и саморегулирующейся глобальной системе;
о генетике как науке;
о генотипе как целостной системе;
о селекции как науке и ее практическом значении;
об истории развития взглядов на проблему о возникновении жизни на Земле и о современных гипотезах;
о становлении и развитии эволюционного учения, их предпосылках;
о микроэволюции и макроэволюции;
о человеческих расах как совокупности популяций биологического вида Человек разумный;
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков:
Критерии Тема Форма Сроки
Знание строения и функций органоидов, органов, систем органов, организмов, надорганизменных систем.
Умение устанавливать соответствие между:
строением и функциями органоидов клетки, органов, систем органов;
биологических объектов и их характеристик; организмов и систематических таксонов.
Закономерности наследственности и изменчивости
Проверочная работа
Ноябрь
Происхождение и эволюция жизни Проверочная работа
Май
Список литературы:
Андреева Н.Д. «Биология» 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) – М.: «Мнемозина» 2010г. – 327с.
Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы./Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова. – 3-е изд. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 816 с.
Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы: Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.- 432 с.
Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / МН.: Юнипресс, 2010.- 674 с.
Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.- 320 с.
Программа для общеобразовательных учреждений – Биология. 5 -11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г.
Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразовательных учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002. – 187 с.
Федеральный государственный стандарт

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока Тема Форма контроля Дата планир. Дата фактич. Дом.зад.
Раздел №1: Уровни организации живых систем – 42 часа 11-а 11-а Тема 1.5. Популяционно-видовой уровень – 3 часа
1(1) Вид и его критерии Критерии биологического вида Лаб.раб. № 1 §27
2(2) Популяция – элементарная единица вида §28
3(3) Разнообразие биологических видов §29
Тема 1.6. Биогеоценотический уровень – 5 часов
4(1) Биогеоценоз, его состав и структура §30
5(2) Функционирование биогеоценозов §31
6(3) Развитие биогеоценозов §32
7(4) Антропогенные системы §33
8(5) Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия §34
Тема 1.7. Биосферный уровень –3 часа
9(1) Биосфера как глобальная экосистема §35
10(2) Биосферные функции живого вещества §36
11(3) Гомеостаз биосферы §37
Раздел №2: Наследственность и изменчивость – 27 часов
Тема 2.1. Закономерности наследственности – 14 часов
12(1) Генетика как наука §38
13(2) Основные генетические понятия Зап в тетр
14(3) Закономерности наследования при моногибридном скрещивании §39,стр.179-180
15(4) Цитологические основы закона расщепления. Гипотеза чистоты гамет §39,стр.180-181
16(5) Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования §40
17(6) Решение генетических задач В тетради
18(7) Доминирование. Анализирующее скрещивание §41
19(8) Сцепленное наследование §42,стр.190-192
20(9) Хромосомная теория наследственности §42,стр.192-194
21(10) Генетика пола. §43,стр.194-196
22(11) Наследование, сцепленное с полом §43,стр.197-198
23(12) Генотип – целостная система. Взаимодействие аллельных генов §44,стр.199
24(13) Генотип – целостная система. Типы взаимодействия неаллельных генов §44,стр.199-200
25(14) Решение генетических задач «Закономерности наследственности Сам.раб В тетради
Тема 2.2. Закономерности изменчивости – 4 часа
26(1) Модификационная изменчивость §45
27(2) Наследственная генетическая изменчивость. Комбинативная изменчивость Записи в тетради
28(3) Мутационная изменчивость. Виды мутаций §46,стр.205-208
29(4) Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости §46, с.209
Тема 2.3. Генетика человека – 4 часа
30(1) Генетика человека как наука §47,стр.211-213
31(2) Методы генетики человека §47,стр.213-214
32(3) Наследственные болезни человека §48
33(4) Заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование §49
Тема 2.4. Генетика и селекция –5 часов
34(1) Основы селекции как науки §50
35(2) Методы селекции растений «Описание фенотипов местных сортов культурных растений» Лаб.раб
№ 2 §51,стр.226-227
36(3) Методы селекции животных §51,стр.227-229
37(4) Селекция микроорганизмов §51,стр.229-231
38(5) Биотехнология как наука §52
Раздел №3: Происхождение и эволюция жизни – 27 часов
Тема 3.1. Представления о возникновении жизни на Земле – 3 часа
39(1) Становление и развитие представлений о происхождении жизни §53,стр.240-241
40(2) Основные гипотезы возникновения жизни на Земле §53,стр.241-244
41(3) Современные научные представления о возникновении жизни на Земле §53,стр.244-246
Тема 3.2. Эволюция органического мира – 3 часа
42(1) История развития эволюционных идей §54
43(2) Предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина §54,стр.248
§55,стр.250
44(3) Основные положения учения Ч. Дарвина §55,стр.251-255
Тема 3.3. Синтетическая теория эволюции – 7 часов
45(1) Развитие классического дарвинизма, его кризис §56, с.256-257
46(2) Формирование СТЭ §56, с.257
47(3) Популяция – элементарная единица эволюции §57, с.259-260
48(4) Движущие силы эволюции §57, с.260
49(5) Естественный отбор – направляющий фактор эволюции §58
50(6) Формы естественного отбора §58,стр.265
51(7) Адаптации как результат действия естественного. «Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер» отбора» Лаб.раб №3 §59
Тема 3.4. Микроэволюция и макроэволюция – 7 часов
52(1) Видообразование как результат микроэволюции §60
53(2) Формы видообразования §60,стр.275
54(3) Макроэволюция как процесс формирования надвидовых таксонов §61,стр.277
55(4) Основные направления эволюции §61,стр.278-279
56(5) Пути достижения биологического прогресса §61,стр.277-279
57(6) Доказательства макроэволюции §62
58(7) Основные закономерности эволюции Записи в тетр.
Тема 3.5. Происхождение человека – антропогенез – 5 часов
59(1) Антропогенез с точки зрения эволюции §63,стр.289-290
60(2) Место человека в системе органического мира §63,стр.289
61(3) Этапы антропогенеза §63,стр.290
62(4) Движущие силы антропогенеза §63
63(5) Особенности и единство современных рас человека Происхождение и эволюция жизни» тест §64
Тема 3.6. Человек и природа – 2 часа
64(1) Современный экологический кризис «Определение признаков негативного антропогенного воздействия на почву» Лаб.раб. № 4
§65
65(2) Пути преодоления современного экологического кризиса §66
Резервное время – 1 час

.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МОУ СОШ №5 И.Н. Лопатина
Приказ № от .08.2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
« Общая биология» 10 -11 класс
Составлено на основе курса Общая биология 10-11класс, для основной средней школы, под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г. Автор программы для 10-11 класса: «Общая биология» Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака.
Составитель:
учитель биологии: Нижальская Оксана Валерьевна.

Егорьевск 2014г.
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 6 класса линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В.В. Пасечника.
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образова ния. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно –познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2011.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) био логические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются в качестве домашнего задания.
Учебное содержание курса биологии в 6 классе включает 68 часов, 2 час в неделю
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися.
Изучение биологии в 6 классе обуславливает достижение следующих
личностных результатов:
1)формирование ответственного отношения к обучению;
2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
3)развитие навыков обучения;
4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;
5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности
6)осознание значения семьи в жизни человека;
7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметные результаты освоения биологии в 6 классе должны отражать:
1)организовывать свою учебную деятельность;
2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
3)составлять план работы;
4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
5)осуществлять поиск дополнительной информации;
6)работать с текстом параграфа и его компонентами;
7)составлять план ответа;
8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;
10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметными результатами освоения учащимися 6класса программы по биологии являются:
1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;5)
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
6)исследовать строение отдельных органов организмов;
7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
изучения курса «Живые организмы»
Выпускник научится:
● характеризовать особенности строения и процессов жизнедея тельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
● применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
● владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи;
● ориентировать в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
● соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
● использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений,
выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
●выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
●осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
●ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе (признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-
ценностное отношение к объектам живой природы);
●находить информацию о растениях и животных в научно-
популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать еѐ и переводить из одной формы в другую;
●выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебник: В.В.Пасечник «Биология. 5-6 классы»; М. «Просвещение», 2012.-160 с. (Академический школьный учебник) (Линия жизни)
2. Электронное приложение к учебнику «Биология. 5-6 классы». «Линия жизни»
3. В.В.Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс
4. В.В.Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки.5-6 класс (пособие для учителя).