Изоритмика (Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей)


подготовила:
учитель-логопед
Астраханцева А.М.
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
Я работаю учителем-логопедом. Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в мою логопедическую группу, редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно.
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.
Я абсолютно уверенна в том, что чем более уверенно работают детские пальчики, тем лучше развита речь ребёнка. Очень эффективными в этом направлении является игровые упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.
Использование в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:
у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;
закрепляются знания о цвете, форме, величине;
появляется свободная ориентировка на листе бумаги;
подготавливается рука к письму;
формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;
развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.

Изоритмические игровые упражнения можно использовать не только в рамках образовательной деятельности, но и на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле. Так приятно со стороны наблюдать за ребятишками! Рисуя, дети шевелят губами, проговаривая стихи. Они сосредоточенные, серьёзные и такие смешные.
Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая каждое движение руки. Если рисунок не получается, то одно движение руки и маркерная доска снова чистая. Рисунок можно начинать снова.Вот самый простой предмет:

«Ёлочка»Сверху вниз ведём отрезок,Ставим, ставим точечки.И от точек влево, вправо Мы проводим чёрточки.

«Облачко»Вот твоя рука в тетрадкеПлавно линию ведет,Закругляет, поднимает.Раз – и облачко плывёт!

«Солнце»Круг рисуем, раз, два, три.Очень круглый, погляди.А от круга, а от кругаМного линий проведёшь.Их лучами называют.Что получилось – узнаёшь?

«Кошелёк»Вот квадрат у нас готов, Он красивый, нету слов. Вверх ведём полуовал.Вот и кошелёчек стал!
Затем рисуем более сложные предметы, например:

«Кораблик»Мы волну рисуем смело,Потом две линии умело.Палубу для корабля,Ну и мачта, чтоб была. Паруса – вот тут и там.Мчит кораблик по волнам.

«Дом»Стены, крышу и окно Не рисовали мы давно.Карандаш сейчас возьмём, Домик рисовать начнём. Вниз, направо, вверх, налево Карандаш ведём мы смело.Два отрезка – вот и крыша,Внутри окно - и домик вышел.

«Грибок»Нарисуем пол кружочка - Это шляпа у грибочка.И овал внизу для ножки.Гриб наш вырос у дорожки

«Шарик»Чтобы шарик очень круглый Никуда не улетел:Ниточку к нему рисуем, Сами на него подуем.

«Цветок»Пять рисуем мы овалов,А кружок у нас внутри. Стебелёк спускаем ниже.Вот цветочек наш – смотри!

«Поросенок»Мы рисуем круг большой,И внутри он не пустой.Мордашка поросенка там Он хвостиком помашет нам.