Противоречивость общественно-политической жизни страны после войны. Апогей культа личности.

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
г. Павлово













Урок история России 11 класс
по теме: «Противоречивость общественно-политической жизни страны после войны. Апогей культа личности».


























2010г.



Тема:
Тема: Противоречивость общественно-политической жизни
страны после войны. Апогей культа личности.

Форма урока: семинар-обобщение, с элементами изучения нового материала.
Дидактические задачи:
Образовательные: продолжить формирование у учащихся целостного
представления об атмосфере послевоенного времени;
- выяснить возможности демократической альтернативы и факторы, воспрепятствовавшие реализации этих возможностей;
- расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в общественно-политической жизни страны
Развивающие: - продолжить формирование умений анализировать источники, извлекать из них максимум информации, сравнивать исторические факты и явления, аргументировать собственную точку зрения.
Воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, к совместной работе в группе.
Характер учебной деятельности: интерактивное обучение.
Форма занятия: семинар-практикум
Виды деятельности: работа с документами, текстами, сообщения, просмотр видеофрагмента.
Основные блоки урока: 1. Организационный.
2.Вводный (актуализация,мотивация,инструктаж).
3. Семинар-практикум.
4. Обобщение. Подведение итогов.

Вопросы к семинару (опережающее задание):
Как повлияла Великая Отечественная война на самосознание советских людей?
2. Что такое «демократический импульс» войны?
Какие изменения в морально-психологическом состоянии советских людей произошли за годы войны? Гордый от сознания своей победы человек, привыкший за это время самостоятельно принимать решения и отвечать за них... Впишется ли он в концепцию «человек-винтик»?
3. Каким было материальное положение и условия жизни советских людей в первые послевоенные годы.
4. Какие события первых послевоенных лет давали повод современникам ощущать эти годы как облегчение жизни?
5. Объясните, почему политический режим в СССР в конце 40-х –начале 50-х г.г. называют репрессивным. Чем можно объяснить новый виток репрессий?
6. Объясните смысл понятий: «паспортный режим», «трудодень», «работать за палочки», «госзаем», «карточная система».

На уроке использованы компьютерная презентация (см. приложение); фрагменты компьютерного (мультимедиа) учебника авт. Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России:XX век» часть 3, М.: Клио Софт, 2002.;
рабочая тетрадь А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной История России XX век. М.: ВЛАДОС, 1996г.
I.Введение.
Объявление темы. Весной сорок пятого года люди – не без основания - считали себя гигантами. С этим настроением фронтовики вошли в мирную жизнь, оставив – как им казалось – за порогом войны самое страшное и тяжелое.
«В армии мы часто говорили о том, что будет после войны, - вспоминал журналист Б.Галин, - как мы будем жить на другой день после победы, - и чем ближе было окончание войны, тем больше мы об этом думали, и многое нам рисовалось в радужном свете. Мы не всегда представляли себе размер разрушений, масштабы работ, которые придется провести, чтобы залечить нанесенные немцами раны».
«Жизнь после войны казалась праздником, для начала которого нужно только одно – последний выстрел», - как бы продолжал эту мысль К.Симонов.
Иных представлений трудно было ждать от людей, четыре года находившихся под психологическим прессом чрезвычайной военной обстановки, сплошь и рядом состоявшей из нестандартных ситуаций.
С чего же начинались послевоенные годы? С победы, с пафоса восстановления. С огромных трудностей и лишений. Все так. Но, прежде всего они начинались с Надежды. Ожиданием перемен была пропитана вся послевоенная атмосфера.
Задание: внимательно прочитайте высказывание русского философа Г.П.Федотова, относящееся к 1945 году.
«Если же солнце свободы, в противоположность астрономическому светилу, восходит с Запада, то все мы должны серьезно задуматься о путях и возможностях его проникновения в Россию».
О каком возможном варианте развития России говорит он?
(Федотов говорил о возможности демократического обновления советского режима)
Познакомьтесь с высказыванием писателя-фронтовика Ф.А.Абрамова – «Опьяненные победой, зазнавшиеся, мы решили, что наша система идеальная, и не только не стали улучшать ее, а, наоборот, стали еще больше догматизировать ее».
Какой вариант развития страны в послевоенное время очень четко сформулировал Абрамов?
(В послевоенное время происходило укрепление сталинского режима)
Возможность Укрепление сталинского
демократического режима
обновления страны
Итак, в ходе урока нам предстоит выяснить, насколько реальной была демократическая альтернатива развития общества в послевоенное время; выявить факторы, воспрепятствовавшие реализации этих возможностей; проследить тенденции общественно-политического развития страны.

Общие тенденции общественно-политического развития страны в первые послевоенные годы.
Почему послевоенный период называют временем несбывшихся надежд?
Какие факторы воспрепятствовали реализации демократического обновления страны?


II. Семинар-практикум.
1. Самосознание советских людей после войны.
а) Учащиеся отвечают на вопрос №1, который был домашним заданием:
- Как повлияла Великая Отечественная война на самосознание советских людей?
б) Обобщение: Война породила два типа личности. Первый тип – это люди неординарные, способные идти на риск, принимать самостоятельные решения. Часто, особенно в публицистике, таких фронтовиков называют «неодекабристами», имея в виду тот потенциал свободы, который несли в себе победители. Именно война научила их критически мыслить, заменив привычные восклицательные знаки на вопросительные. Это один из нравственно-психологических итогов войны.
С другой стороны война способствовала укоренению другого типа личности с преобладанием исполнительского синдрома.


2. «Демократический импульс»
а) ответы учащихся по вопросам №2, 3, 4 (домашнее задание).
б) обобщение: Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции – на ослабление политического диктата, у населения союзных республик - на изменение национальной политики. Даже в среде партийно-государственной номенклатуры, обновившейся за годы войны, зрело понимание неизбежности и необходимости перемен. В 1946-1947 гг., в ходе закрытого обсуждения проектов новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б), были высказаны предложения направленные на относительную демократизацию режима: о ликвидации специальных судов военного времени, освобождения партии от функции хозяйственного управления, ограничении срока пребывания на руководящей партийной и советской работе, об альтернативных выборах и т.д.
« Демократический импульс» войны проявился и в возникновении целого ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Недовольство выражали и те офицеры, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, оказались после ее окончания все теми же «винтиками» в сталинской системе.
Власть была обеспокоена подобными настроениями. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум направлениям:
декоративная, видимая демократизация,
усиление борьбы с вольнодумством, укрепление тоталитарного режима.
3. Изменения в структурах власти.
а) рассказ учителя об изменениях в структуре власти (фото выборов Москва 1946г.);
б) схема изменения в структуре власти;
в) задание:
Предлагается несколько суждений о выборах в Верховный Совет (см. презентацию к уроку).
Вопрос. Как вы думаете, кто мог так судить о происходящем. Какая категория населения так критично воспринимала действительность? Ответ обоснуйте.

4. Новый виток репрессий.
а) просмотр видеофрагментов ГУЛАГ, Озерлаг, восстания;
г) вопрос: вспомните судебные процессы того времени. В отношении кого они проводились и с какой целью?

5. Восстановление «железного занавеса».
А) рассказ учителя (или видеолекция);
Б) работа в группах по 4-5 человек:
1 группа - задание по документу из доклада А.А.Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»
2 группа - знакомится со стихотворением А.Ахматовой.
Согласны ли вы с оценкой ее творчества в постановлении ЦК ВКП(б)?
3 группа – почему М.Зощенко называли литературным хулиганом? На примере одного из рассказов Зощенко оцените «безыдейность» его творчества.
4 группа - прочитайте отрывок из «Воспоминаний» Галины Вишневской и выделите всевозможные факторы малопосещаемости театров после войны (см рабочую тетрадь А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XX век. М.: ВЛАДОС, 1996, с. 60).
5 группа - познакомьтесь с учебником для 10 класса средней школы «История СССР» Ответьте на вопросы:
1. Как использовали школьные учебники для идеологического давления? Подтвердите это текстом.
2. Прочитайте последнюю часть документа. Насколько далеки от реальности строки, написанные в документе?
В) Обобщение. Назовите факторы, негативно воздействовавшие на культуру послевоенного периода? Каков позитивный итог развития культуры послевоенного времени?
Государство контролировало культуру, проводило свои установки, боролась с течениями, направлениями в искусстве, если они не отвечали партийным требованиям. Тем не менее, несмотря на идейный диктат, и в дозволенных рамках литераторы могли создавать яркие произведения, формирующие у читателя высокие нравственные качества.

III. Обобщение по теме урока.
Итак, в ходе урока мы с вами пытались проследить общие тенденции общественно-политического развития СССР в 1945-1952гг.
Какую оценку общественно-политическому развитию вы могли бы дать одной-двумя фразами?
Репрессивный режим; апогей сталинизма; усиление сталинского режима; упрочение тоталитаризма и т.д.
Почему послевоенный период называют временем несбывшихся надежд?
После войны ожидали демократического обновления страны, но вместо этого усилился репрессивный характер режима.
Какие факторы воспрепятствовали реализации демократическому обновлению страны?
Какие факторы способствовали укреплению сталинского режима?
Чтобы ответить на эти вопросы познакомьтесь с документом «Власть и фронтовики».
Как автор документа объясняет то, что общественно-политический потенциал фронтовиков не был реализован?
Документ
Власть и фронтовики (размышление ветерана Великой Отечественной войны академика РАН П.В.Волобуева)
«Сталин – и это мое давнее убеждение – боялся фронтовиков и не только из-за опасения, что из их среды выйдут советские «декабристы»Он знал, что они представляли наиболее активную часть народа, способную к тому же к объединению по законам «фронтового братства». не случайно их после Победы перестали жаловать, немало фронтовиков оказалось за решеткой ГУЛАГа. Обращает на себя внимание, что Сталин, равно как и его преемники, не допустили фронтовиков в высшие эшелоны власти. Именно по вине «верхов» общественно-политический потенциал фронтовиков был не только не реализован, но, по сути, задавлен господствующим режимом».
Рефлексия.
Какие вопросы мы рассмотрели сегодня на уроке?
Какой проблемный вопрос стоял перед нами?
К какому выводу мы пришли?
Приложения
Презентация

Слайд 2.
«Если же солнце свободы, в противоположность астрономическому светилу, восходит с Запада, то все мы должны серьезно задуматься о путях и возможностях его проникновения в Россию».
русский философ
Г.П.Федотов
1945г.
«Опьяненные победой, зазнавшиеся, мы решили, что наша система идеальная, и не только не стали улучшать ее, а, наоборот, стали еще больше догматизировать ее»

писатель-фронтовик
Ф.А.Абрамов

Слайд 3.
План изучения темы:
«Демократический импульс» войны
Изменения в структурах власти
Новый виток репрессий
Восстановление «железного занавеса»

Какие факторы воспрепятствовали реализации демократического обновления страны?

Слайд4.
«Государство напрасно тратит средства на выборы, все равно оно проведет тех, кого захочет».
«Предстоящие выборы нам ничего не дадут, вот если бы они проводились, как в других странах, то это было бы другое дело».
Для меня эти выборы не радостные, так как война кончилась, а перемен к лучшему почти никаких нет, как были трудности в военное время так они и остались».
Миллионы наших солдат, побывавших в других странах, видели, как там живут, и все говорят, что хуже, чем в нашей стране, нигде не живут».

(из книги «Наше отечество: Опыт политической истории)
Слайд 5..

Почему послевоенный период называют временем несбывшихся надежд?

Какие факторы воспрепятствовали реализации демократическому обновлению страны?


Какие факторы способствовали укреплению сталинского режима?




«Демократический импульс»
«Железный занавес»
Космополитизм

15