Рабочая программа факультатива Развитие речи 6 класс


Ростовская область Багаевский район х. Красный.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красненская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Красненской СОШ_______________ Букша О.Н.
Приказ от ____________ № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Развитие речи»
Уровень общего образования (класс) основное общее 6 класс
Количество часов 210
Учитель Барышникова Татьяна Викторовна
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, разработанной в соответствии с государственными образовательными стандартами М., «Просвещение», 2011 г.; программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Пояснительная записка.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.
Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане.
Раздел 4. Содержание учебного предмета.
Раздел 5. Тематическое планирование.
Раздел 6. Календарно - тематическое планирование.
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Раздел 8. Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета и система их оценки.
Раздел1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании».
Областного Закона «Об образовании в Ростовской области».
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской федерации от 9 марта 2004 г. №1312 в редакции от 30.08.2010 г. №889.
Приказа Минобразования России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год».
Санитарных правил и норм. (Сан Пин 2.42.- 282110).
Учебного плана МБОУ Красненской СОШ – 2014 – 2015 учебный год.
8. Примерной программ основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Основное направление – усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. Содержание курса 6 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);
стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности – описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания, совершенствованием устного и письменного высказывания.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст, читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя. Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.
Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Вариантная часть учебного плана предусматривает изучение факультативного курса «Развитие речи» в количестве 0.5 ч в неделю. Всего 17 часов в год.
Программа предусматривает возможность проведения уроков, совпавших с праздничными днями, за счёт уплотнения программы и резерва.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
О языке.
Слово как основная единица языка.
Речь.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
Текст: способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочёт; сложный план.
Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.
Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятия.
Основные требования к выборочному изложению.
Основные умения:
Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чём говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося.
Формы контроля: тесты. сочинения-миниатюры.
Литература для учителя.
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. - М., 2001.
Букчина б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник.
- М., 2001. .
Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. - М;, 2001. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 2002.
Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. - М., 2002.
Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 2001.
Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. - М., 2001. Иванова В. Ф. Современная русская орфография. Л., 2002.
Иванов В. В., Потиха З. А Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 2001.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 2001.
Иванова В. А, Потиха З. А, Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. -Л., 2002.
Кзйдалова А И., Калинина И. К. Современная русская орфография. - М., 2002.
Калинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5-7 кл. - М., 2002.
Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 2001. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 2001.
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 КЛ.: Пособие для учителя. - М., 2002. Львова С. И. Язык в речевом общении. - М., 2001.
Львова С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. М., 2001
Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. - М., 2001.
Павлова В. П. Обучение конспектированию: Теория и практика. - М., 2002.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М., 2002.
Розенталь Д. Э. Вопросы русского пpоизношения и пpавописания. - М., 2001.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 2001.
Скобликова Г.П, Обобщающая работа по орфографии.
Абрамов В.П. Созвездия слов- М, 2001
Для учащихся:
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М;., 2001. Aшукин Н. С., Aшукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. - М., 2001.
Барашков В. Ф. А как У вас говорят? - М., 2002. Бессараб М. Владимир Даль. М., 2001.
Богатова Г. А. И. И. Срезневский (Люди науки). - М., 2001.
Будагов Р. А. Портреты языковедов 19 -20 вв. Из истории лингвистических учений. - М.; Л., 2002.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М., 2002.
Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М., 2002.
Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. -М., 2002.
Гольдин В. Е. Речь' и этикет. - М., 2001.
Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., 2001.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. - М., 2002.
Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 2002. Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М., 2001.
Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой. - М., 2001. Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. - М., 2002. Журавлев А. П. Звук и смысл. М., 2001.
Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. - М., 2001. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. - М., 2001. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 2002.
Крысин Л.Г. Жизнь и слово-М,2003
Сергеев В. Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 2001.
Скворцов Л. И. С. И. Ожегов (люди науки). - М., 2001
Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М.,2002,
Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 2001
Успенский Л. В. Культура речи: Размышления писателя. - М., 2002.
Успенский Л. В. Слово о словах. (Люди науки). - М., 2002
Франчук В. Ю. А. А. Потебня (Люди науки). - М., 2001.
Чуковский К.И. Живой как жизнь (Любое издание)
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. - м., 2002.
Виды универсальных учебных действий.
Личностные – жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия нравственно-этического оценивания (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умения выделять нравственный аспект поведения), а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные – действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности
( целеполагание, планирование, прогнозирование результатов деятельности, коррекция, оценка.)
Познавательные – общеучебные, включая специально-предметные действия, определяющиеся содержанием конкретной дисциплины (постановка и решение проблем и т. д.)
Коммуникативные – социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
- Владеть всеми видами речевой деятельности.
- Извлекать информацию из различных источников.
- Перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.
- Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности.
- Осуществлять речевой контроль.
- Оценивать речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. - Управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели, планирование последовательности, прогнозирование результатов деятельности).
- Контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности. - Самостоятельное формулирование познавательной цели.
- Применение методов информационного поиска.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
- Извлечение информации из прослушанного текста.
- Выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.- Выдвижение гипотез и их обоснование.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Развитие
речи» в 6 классе.
№ Тема урока. Вид деятельности обучающихся. Предметные умения. Универсальные
учебные действия. Дата
План Факт
1. Речь устная и письменная. Взаимо-проверка. Учащиеся должны знать:
Текст: способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочёт; сложный план.
Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.
Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятия.
Основные требования к выборочному изложению. Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и уметь преодолевать их.
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
05.09 2. Стили речи. Понятие о стилистически значимой речевой ситуации. Устный опрос. 12.09 3. Разграничение деловой и научной речи. Нахождение алгоритма.
19.09 4. Научный стиль, его характеристи-ка. Сочинение-миниатюра. Различать тексты разговорного характера, научные, публицисти-ческие, официально-деловые, тексты художественной литературы.
Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.
Создавать письменные и устные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. 26.09 5. Научное рассуждение. Составление рассказа. Учащиеся должны уметь:
Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебнонаучные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.
Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и уметь преодолевать их.
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Различать тексты разговорного характера, научные, публицисти-ческие, официально-деловые, тексты художественной литературы.
Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.
Создавать письменные и устные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. 03.10 6. Структура логического определения. Письменный ответ на вопрос. 10.10 7. Рассуждение-объяснение. Игра. 17.10 8. Официально-деловой стиль. Составление памятки. 24.10 9. Текст, его основные признаки. Составление таблицы. 31.10 10. Способы развития мысли в тексте или способы связи предложений. Взаимо-проверка и взаимо-контроль. 14.11 11. Употребление параллельной связи предложений в тексте. Рассказ на лингвистическую тему.
Игровой рассказ. 21.11
28.11 12. Типы речи. Повествование художественного и разговорного стилей. 13. Рассказ как один из жанров художественного повествования.
Игра. 05.12 14. Повествование делового и научного стилей. Составление памятки. Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы. 12.12 15. Описание места. Игра «Кто лучше?» Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
19.12 16. Описание состояния окружающей среды. Письменный ответ на вопрос. 26.12 17. Соединение различных типов описания о природе. Тест. 16.01 Контрольно-измерительные материалы.
Тест №1.
Часть1Прочитайте текст и выполните задания А1-А5, В1-В8
(I)Учёные выяснили, что на земном шаре существует кру-говорот воды. (2) Что же это за явление?
(3) Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды. (4) Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. (5) Когда пары поднимаются в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются. (6) Так из мельчайших капелек образуются облака.
(7) Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие. (8) Отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи. (9) Те, в свою очередь, дают начало рекам. (10) После короткого или долгого пути они достигают океана или моря.
(II)Часть выпавших осадков по трещинам и порам проникает в глубь земной коры. (12) Эти воды тоже устремляются к океану.
(13) Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный покров и ледники. (14) Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.
(15) Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова попадает в него. (16) Так замыкается круговорот воды в природе.
(По А. Муранову)
К каждому заданию А1-А5 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.
А1 Какую задачу в тексте поставил перед собой автор?
Дать описание круговорота воды в природе
Раскрыть сущность явления, называемого круговоротом воды в природе
Сообщить сведения о круговороте воды в природе
Выразить своё отношение к описываемому природному явлению.
А2. Укажите тему прочитанного вами текста
Испарение воды с поверхности планеты.
Исследования учёных в области круговорота воды в природе.
Образование ледников.
Круговорот воды в природе.
А3. Укажите, какое продолжение предложения является неправильным.
Особенностью данного текста является
точность
обобщённость
эмоциональность
популярность изложения материала
А4. Укажите, какое продолжение предложения является правильным.
Для передачи постоянно повторяющихся действий автор использует
глаголы будущего времени
глаголы прошедшего времени
глаголы настоящего времени
глаголы сослагательного наклонения
А5. Укажите номер ответа, в котором правильно названо средство художественной выразительности, используемое автором в тексте
эпитеты
термины
сравнения
метафоры
Ответы на задания В1-В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятым
В1. Напишите название стиля речи, который использовал автор при создании данного текста.
В2. Определите тип речи, использованный автором в тексте. Напишите название этого типа речи.
В3. Определите, сколько абзацев имеется в тексте. Укажите их количество цифрой.
В4. Определите, сколько микротем можно выделить в данном тексте. Укажите их количество цифрой.
В5. Укажите номера абзацев, в которых дана информация о том, как вода возвращается в океан.
В6. Определите, с помощью какого слова в предложениях 3-6 подчёркивается, что всё предыдущее было объяснением того, как образуются облака.
Напишите это слово.
В7. Из предложений 4-6 выпишите термины
В8. Определите, с помощью какого слова вывод связывается с аргументами. Напишите это слово.
Часть 2.
Напишите изложение по прочитанному тексту.
Тест 2.
Часть 1
Прочтите текст и выполните задания А1—А5, Bl—В8.
(I)На бузине сидели бок о бок два молодых воробья.(2) Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев.
(3) Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. (4) Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. (5) Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. (6) Клюв был разинут от жажды. (7) Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв. (8) Захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. (9) Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. (10) Он поглядывал на брата и звал его.
(II)Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. (12) Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края — и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. (13) А тотопять стал его звать.
(14) И добился наконец. (15) Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. (16) Оба улетели.
(По В.В. Вересаеву)
К каждому заданию Al—А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.
А1. Какую задачу в тексте поставил перед собой автор?
дать описание воробьёв
сообщить научные сведения о воробьях
передать характеры воробьёв и своё отношение к увиденному4) рассказать о жизни воробьёв
А2. Укажите тему прочитанного вами текста
Боязливый воробей.
Храбрый воробей.
Как воробьи пьют воду.
Как воробей помог братишке преодолеть страх.
А3. Укажите, какие предложения имеют описательный характер.
предложения 1,23) предложения 11,12
предложения 7, 84) предложения 15, 16
А4.Какое продолжение предложения является правильным?
Для второго и третьего абзацев текста характерным является
использование терминов
параллельная связь предложений
последовательная связь предложений
наличие сравнений
А5. На какой вопрос в тексте нет ответа?
Ответы на задания В1—В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
Где сидели воробьи?
Как выглядели воробьи?
Как воробей помог преодолеть братишке страх?
Когда происходит описываемое событие?
В1. Напишите название стиля речи, который использовал автор при создании данного текста.
В2. Определите тип речи, использованный автором в тексте. Напишите название этого типа речи.
В3. Определите, сколько в тексте имеется абзацев, Напишите это количество цифрой.
В4. Определите количество микротем текста. Напишите это количество цифрой.
В5. Определите, в каком абзаце микротему текста можно выразить словами «Преодолел страх». Напишите номер этого абзаца.
В6. Среди предложений 3-10 найдите предложение, имеющее описательный характер. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 9-13 найдите эмоционально-оценочное слово, характеризующее отношение автора к герою. Напишите это слово.
В8. Среди предложений 3-8 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Часть 2
Напишите изложение по прочитанному тексту