Программа и тематическое планирование факультатива Истоки



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»
143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.7
тел.: (498) 500-40-06, (498) 500-40-07, e-mail: bal.school30@yandex.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИНН 5001096382 КПП 500101001 ОГРН 1135001006238



.



«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Школа № 30»
___________ /С. А. Кузьмина/
«____»_____________2016 г
Приказ №____ от __________

Рабочая программа факультатива
«Истоки»
6 класс
(2016-2017 уч. год)

Составлена на основе программы для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы «Истоки. (5-11 классы)» авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки»,



Учитель: Аксёнова Вероника Павловна
(учитель высшей квалификационной категории)


г. Балашиха
2016-2017уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу истоки для 6 класса разработана на основе:
- требований компонента федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- основной общеобразовательной программы начального общего образования Учреждения;
- программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Программа разработана с учетом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- учебного плана Учреждения (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ), утвержденного приказом директора;
- годового учебного календарного графика Учреждения на 2016-2017 учебный год;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий
Цели изучения курса «Истоки»
«Истоки» интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Общая характеристика предмета
Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.)., а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.
Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный  процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.
Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.
Ценностные ориентиры содержания
В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: обучащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.
В 6 – м классе («Слово и образ Отечества») учащиеся уясняют «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и ритмы времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.
Научная основа курса
Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании. Это:
а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;
б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные ценности разных народов;
в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.
«Истоки»также обращаются к достижениям современной социо- и микроистории, религиоведения, экологии и географии культуры.
Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.
В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):
1)     универсалии духовного мира;
2)     универсалии нравственности;
3)     универсалии деятельности;
4)     универсалии социума;
5)     универсалии природно – культурного пространства.
Методология курса
Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, что позволяет:
- объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
- обеспечить естественное гармоничное духовно – нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;
- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;
- использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;
- развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.
Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного  процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.
Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и  другие аспекты.
Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень.
Задача духовно – нравственного развития, освоения социокультурных категорий и ценностей не может быть решена путём транслирования содержания учащимися. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия.
В основе преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в четвёрке, метод номинальной группы, активный экзамен, проект).
Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
управленческий – развитие управленческих способностей;
психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
социокультурный  осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.
Описание места курса «Истоки» в учебном плане
Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс. На изучение курса в 6 классе отводится 1 час при 34 недельной работе. За год на изучение предмета отводится 34 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся,
осваивающих программу учебного курса
Учащиеся получат возможность для:
в образовательном отношении – совершения важного шага в освоении социокультурного и  духовного контекста пространства и времени феноменов российской цивилизации;
в воспитательном отношении – осознания и ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности к наследию предков;
в личностно – развивающем отношении – укрепления социокультурного стержня личности, обогащения духовного опыта и освоения инструментария Истоковедения.

Учебно – тематический план курса
Содержание учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.


Наименование
разделов
Количество часов
Активные формы обучения (ресурсный круг)
Активные формы обучения (активное занятие)
Активные формы обучения (оценивающее занятие)
Активный экзамен

Слово и образ Отечества
10
2
6
2


Слово и образ малой Родины
12
3
6
3


Слово и образ времени
10
4
5
1


Активный экзамен
2
1


1


34
10
17
6
1


Содержание учебного курса
Содержание учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.
«Слово и образ России».
Слово и образ Отечества (10часов)
Отечество (2 часа)
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Признаки единства – вера, язык, культура, образ жизни, общая история, столица, иепархия земель и городов, святые и памятные места. Образы земледельца и ремесленника, князя и воина, мудреца и монаха.
Святая Русь как обобщённый идеал земного устроения.
Святая Русь – хранительница Православной веры.
Цвета Родины - белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли (6 часов)
Стольный град Москва. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва - «третий Рим». Москва – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Лен и прялка. Кружево. Тихие протяжные песни Севера. Северное сияние. Полярная ночь.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России.
Сибирь «златокипящая государева вотчина». Путь «встречь Солнцу». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Остроги. Сибирские морозы и сибирский характер.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Волга – матушка. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин).
Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы (2 часа)
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город Архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встречь Солнцу». Огнедышащая Камчатка. Русская Америка.
Легенды о запредельном - о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы Беловодья в памяти народной.
Слово и образ малой Родины (12 часов)
Город (6 часов)
Семья русских городов.
Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.
Назначение города - торгово – ремесленный, оборонный, промышленный, информационный и коммуникационный центр, творец и хранитель отечественной культуры., хранитель веры.
Городская среда.
Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общественное значение Кремля.
Посад: концы и слободы, малые миры большого города.
Собор: собор людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иордань».
Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная.
Храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др.
Православная топонимия русского народа.
Улица: правила застройки, названия улиц, мир улицы, соседи. Переулки и дворы, дворовое братство.
Памятные места: набережная, мосты, сады, Поклонная гора и др.
Города легендарные – град Китеж.
Деревня (3 часа)
Образы деревни, села, починка, погоста, Торжка, слободы, хутора. Поселения приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные.
Деревенские угодья. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам.
Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образы сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста.
Мир – триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств».
Памятные и приметные места (3 часа)
Гора. Горы в Библии и истории. Гора как место молитвы и духовного прозрения. Горы – памятники.
Дерево. Древо жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре, искусстве. Священные рощи.
Камень. Камни – следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем.
Родник. Легенды о родниках. Святой источник.
Остров. Остров как знак иного мира. Острова мёртвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.
Озеро. Великие озёра. Святое озеро.
Излучина. Лука. Лукоморье.
Слово и образ времени (10 часов)
Жизненный круг времени (4 часа)
Век вечность. Век - жизнь. Жизненный круг.
Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крестные родители. Любовь и нежность близких. Колыбельные песни. Познание родного очага.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Покаяние и чаша.
Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское благословение и венчание. Свадьба.
Семилетия зрелости. Новая родня и новые заботы. Отцовство и материнство. Мастерство. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Забота о ближнем.
Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хранители устоев и семейного очага. Сила духа в немощи совершается. Наказы стариков.
Годичный круг времени (4 часа)
Год и лето. Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ – Образ Христа – Спасителя. Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения; центральный образ – Образ Богородицы – Заступницы. Год мартовский от весны до весны, центральный образ – образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.
Зима: «умирание» природы. Рождество как символ выхода из тьмы «застывшего» мира, Рождественская ёлка; Новый год, святки – детский характер праздников; Крещение и великое водосвятие – время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.
Весна: пробуждение природы и Масленица; распускающаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пасха и ликование весны духовной.
Лето: полнота возрождённой природы; молодая берёзка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.
Осень: угасание природы. Рождество Богородицы и Воздвижение Креста - знаки надежды на новое возрождение; Покров как символ защиты и покровительства.
Всему своё время. У Бога живы все – дни поминовения предков. Каждому времени своя пища: будничная и праздничная, постная и скоромная, ритуальная.
Малые круги: седмица и день (2 часа)

Символика седмичного круга: воскресенье и будни, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
День и час. День красный, чёрный, белый, пёстрый. Полдень и полночь. Час и мгновенье.

Активный экзамен (2 часа)
Тематическое планирование 6 класс
№ урока
дата
Тема урока
Цели задачи
Оборудование. Электронные образовательные ресурсы
Активные формы обучения
Социокультурный ряд

Слово и образ Отечества (10 ч)

Отечество (2 ч)

1.

Отечество (вводный урок)
Мотивация учащихся на дальнейшее изучение предмета. Формирование у учащихся социокультурного представления о Родине, образе Отечества. Обогащение духовного опыта учащихся. Формирование образа Отечества как единства разнообразия веры, языка, культуры, образа жизни, общей истории.
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Отечество»
АФО РК «Слово о Родине»

Отечество
Родина
Отчизна
Соотечественник
Самобытность
Необъятное пространство
Единство
Образ

2.

Святая Русь
Подвести учащихся к восприятию и усвоению мысли, что Отечество-Святая Русь. Помочь учащимся осознать, что Святая Русь - это идеал земного устроения, хранительница православной веры. Формирование образа Отечества через визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие (цвета, символы, звуки).

АФО АЗ «Святая Русь»
Святая Русь
Добродетель
Норма жизни
Духовно-нравственный идеал
Цвета Отечества
Звуки Отечества

Столица, края и земли (6 часов)

3.

Столица
Формирование представления о столице нашей Родины, как центра, собора земель русских. «третьего Рима».
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Москва – столица России»
АФО АЗ «Москва-столица православия»
Стольный – столица
Собор земли Русской
Святыня
Образ небесного града
Вселенское пространство

4.

Стольный град Москва
Формирование представления о столице нашей Родины как центра мирового православия, преемницы Рима и Константинополя (концепция «третьего Рима»).

АФО АЗ «Стольный град Москва» (мнемотехника)


5.

Ядро земли Русской
Формирование образного представления о междуречье Волги и Оки - как ядре земли русской и о единстве трёх образов России: воина-заступника, молитвенника, мудреца.

АФО ОЗ «Три великих образа»
Края
Земли
Ядро земли Русской
Воин-заступник
Великий молитвенник
Мудрец

6.

Северная Фиваида
Формирование образа Северной Фиваиды как духовного центра русского монашества, основанного на духовных ценностях: безмолвие, нестяжание, уединённое богомыслие.
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Монастыри Вологодского края»
АФО АЗ «Чудесный мир иноческий»
Безмолвие
Нестяжание
Уединение
Богомыслие

7.

Поморье. Земля Новгородская.
Формирование у учащихся образа своеобразия, неповторимости Поморья и Новгородской земли, как заповедника русской народной культуры. Подвести к осознанию социокультурных ценностей, пониманию духовных идеалов соединяющихся с земными делами и устремлениями людей.

АФО АЗ «Поморье и земля Новгородская»
Народное самоуправление
Общее дело Сообщество
Государственность
Соборность
Мудрость
Открытость

8.

Поволжье. Сибирь
Формирование у учащихся образов Поволжья и Сибири как особых пространств Отечества (многоликих, разноязычных). Подвести учащихся к пониманию духовно-нравственных идеалов, которые объединили людей, живущих в разных краях русской земли. Обобщить знания по теме «Края и земли»

АФО ОЗ «Края и земли»
Многоликость
Разноязычность
«подрайская землица»
Вольница
Сибирский характер
Многотрудная страна

Рубежи и пределы (2 ч)

9.

Рубежи и пределы.
Формирование представления о рубежах и пределах, о духовно-нравственных идеалах русского народа, их ценности для государства.

АФО АЗ «Рубежи нашего Отечества»
Ценности
Образ Отечества

10.

Образ Отечества
Закрепление категорий раздела «Слово и образ Отечества». Обобщить представления учащихся об особом образе устроения пространства российской цивилизации, увидеть этот целостный образ Отечества, услышать его Слово и почувствовать свою ответственность за сохранение традиций.

АФО РК «Образ Отечества»
Ценности
Образ Отечества

Слово и образ малой Родины (12 ч)

Город (6 ч)

11.

Город. Семейство городов русских.
Формирование у учащихся представления об образных, историко-культурных характеристиках городов, как центров. Способствовать освоению учащимися новой формы работы (номинальная группа).

АФО АЗ «Семейство городов русских»
Княжеские уездные города- заповедники
Святые покровители
Оборонительные сооружения
Хранители культуры

12.

С чего начинается город. Кремль. Посад.
Формирование представлений учащихся о городе как обжитой среде, имеющей свой замысел и иерархию ценностей; значении городского Кремля как центра духовного, военного и политического. Способствовать выходу учащихся на уровень целостного восприятия образа города, его центра и окраин (посадов).
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «С чего начинается город»
АФО РК «В Кремле»
Кремль- детинец
Крепость Божья
Посад
Слобода Конец
Братчина

13.

Духовная жизнь города. Собор. Площадь.
Формирование у учащихся образа города, как центра духовной жизни. Способствовать созданию учащимися образов торговой, сенной, соборной площадей

АФО ОЗ «Торговая площадь»
Собор
Соборность
Епархия площади
Торговая, Соборная, Сенная, Парадная

14.

Храмы города.
Формирование у учащихся представлений о православной топонимии города через знакомство с архитектурой города.
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Храмы Череповца»
АФО АЗ «Храмы города»
Духовный центр

15.

Образ города
Формирование у учащихся целостного образа города на основе аудиального, визуального и кинестетического восприятия.

АФО АЗ «Образ города» (мнемотехника)


16.

Улицы, дворы. Поклонная гора. Жизнь и быт горожан.
Формировать представление, образ социокультурного мира, внутреннего порядка города, его улиц, переулков. Подвести учащихся к осознанию значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города.

АФО РК «Жизнь горожан»
Мир улиц
Дворовое братство
Памятные места
Поклонная гора

Деревня. Памятные и приметные места (6 ч)

17.

Деревня.
Углубление образного представления учащихся о деревне и других типах сельских поселений. Способствовать осмыслению учащимися объединяющих начал сельских поселений, особенностей жизни в деревне.
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Сельские поселения»
АФО ОЗ «Сельские поселения»
Деревня
Село Погост
Починок
Заимка
Торжок
Слобода
Сельский храм и часовня

18.

Памятные и приметные места. Гора.
Способствовать осознанию учащимися значимости отдельных памятников и приметных мест малой Родины. Формирование у учащихся представления о символическом, духовном смысле горы как места важнейших событий в Священной истории.
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Москва – столица России»
АФО АЗ «Гора - место важнейших событий в Священной истории».
Памятные и приметные места
Гора

19.

Дерево. Камень. Родник.
Формирование у учащихся представления об образах дерева, камня, родника как символов духовной истории малой Родины; способствовать осознанию их значимости в истории малой Родины.

АФО АЗ «Образ камня в Библии»
Дерево
Камень
Камень – следовик
Камень преткновения
Камень основания
Родник Источник

20.

Остров. Озеро.
Формирование у учащихся представления о символическом значении острова, озера и излучины в истории малой Родины.
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Остров. Озеро»
АФО ОЗ «Остров и озеро»
Остров – иной мир
Остров Буян
Прообраз новой земли и нового неба
Озеро Святые озёра
Излучина Лукоморье

21.

Образ деревни.
Формирование образного представления о ритмах жизни деревни: трудовых буднях, праздниках, скорби. Развитие целостного представления о сельском образе жизни.

АФО АЗ «Образ деревни» (мнемотехника)


22.

Слово и образ Малой родины.
Закрепление категорий раздела «Слово и образ малой Родины». Обобщить представления учащихся об особом образе устроения пространства российской цивилизации, увидеть этот целостный образ малой родины, услышать его Слово и почувствовать свою ответственность за сохранение традиций.

АФО РК «Слово и образ малой родины»


Слово и образ времени (10 ч)

Жизненный круг времени (4 ч)

23.

Младенчество и детство.
Формирование у учащихся представления о времени как социокультурной категории; об образе младенчества и детства и их основных событиях (имянаречение, крещение, крестины).

АФО АЗ «Главные события детства»
Семилетие
Имянаречение
Крещение
Крёстные родители

24.

Отрочество и юность.
Формирование у учащихся социокультурного представления об образе отрочества и юности и их основных событиях (обучение грамоте, покаяние, исповедь, причастие, обручение, венчание, брак).

АФО РК «Отрочество и юность»
Отрочество
Обучение грамоте
Книжная мудрость
Покаяние
Исповедь причастие
Юность Обручение
Венчание Брак

25.

Зрелость. Пожилые и старые.
Формирование у учащихся социокультурного представления об образе зрелости и старости и их основных событиях (отцовство, материнство, молитва о ближних, передача опыта).

АФО АЗ «Пожилые и старые»
Зрелость Отцовство
Материнство
Мастерство
Пожилые Старые
Старцы Молитвенники
Хранители устоев

26.

Жизненный круг
Подвести учащихся к прочувствованию и осознанию значимости временного пространства. Способствовать формированию представления учащимся каждого этапа жизненного круга.

АФО АЗ «Жизненный круг»
Век
Жизненный круг

Годичный круг времени (4 ч)

27.

Год и лето. Годичный круг.
Подвести учащихся к осознанию «ритмов» времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы), прочувствованию и осознанию значимости временного пространства.

АФО ОЗ «Годичный круг православных праздников»
Год Лета
Новая эра
Господские, Богородичные праздники
Возрождение природы
Месяцеслов

28.

Зима, весна, лето, осень.
Подвести учащихся к осознанию «ритмов» времени (духовное и метафорическое прочтение времени). Приобщение учащихся к осознанию смысла времени через призму православной антропологии и православного понимания прошлого, настоящего и будущего.
Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Ритмы времени»
АФО АЗ «Образ праздника»
Духовное начало мира
Святки
Духовное очищение
Великое водосвятие
Масленица
Великое обновление
Великий пост Пасха
Полнота возрожденной жизни

29.

Самый светлый праздник
Формирование представления Пасхе как Празднике праздников нашего Отечества.

АФО РК «Самый светлый праздник»
Панихида
Родительская суббота
Радоница
Пища: будничная, праздничная, ритуальная, постная, скоромная.

Малые круги: седмица и день (2 ч)

30.

Седмица и день
Формирование социокультурного представления об образе времени. Познакомить учащихся с этимологией названия дней недели, раскрыть духовный смысл дней недели, который определяет устремления человека, труд души, делает дни более осмысленными.

АФО РК «Духовный смысл дней недели»
Седмица
День
Час
Мгновение

31

Слово и образ времени
Закрепление социокультурных категорий раздела «Слово и образ времени». Обобщить представления учащихся об устойчивом порядке жизненного, годичного и седмичного кругов.

АФО АЗ «Особые дни годичного круга»
День
Час
Мгновение


32
33

Наше Отечество
Обобщение и расширение знаний по курсу 6 класса «Слово и образ России».

Активный экзамен «Наше Отечество»
АФО РК «Наше Отечество»
Повторение категорий всего курса за 6 класс.

34.

Слово и образ России
Обобщение знаний по курсу 6 класса «Слово и образ России».

АФО РК «Слово и образ России»


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
За год предусмотрено 6 оценивающих активных занятий 1 активный экзамен. Система оценивания каждого активного занятия индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 6 класс. Активные формы обучения».

Перечень учебно-методического обеспечения
Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:
Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).
Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2013).
«Истоки»-6. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 8, 2009, с.265-316).

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Истоки»



«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
___________ / О.Г.Азарова /
Протокол №___от «___»____2016 г.



Лист коррекции дат в календарно – тематическом планировании по курсу «Истоки. 6 класс» на 2016-2017 уч.г.
Учитель Аксёнова В.П.


Класс
Дата план.
Дата факт.
Изменения

Причины





























































«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________ / М.Н.Лукьянчук /
«____»_____________2016 г.












Заголовок 115