Ю. Мориц «Крыша ехала домой» и А. Табылдиев «Снежный человек»


Дата: 09.01.2017
Класс: 3 «А»
Предмет: литературное чтение
Тема:  Ю. Мориц «Крыша ехала домой» и А. Табылдиев «Снежный человек»
Цель: Познакомить с произведениями Ю. Мориц, и А. Табылдиева; сформировать читательский интерес и знания о юмористическом произведении;  развивать навыки чтения, и анализа поэтического текста, осмысления его художественно-эстетического содержания. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Учебник литературное чтение 3 класс, портреты
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Повернитесь друг к другу. Коснитесь пальчиками своего соседа и произнесите (Желаю, удачи, всегда и во всем, здравствуй) Приветствуют учителя, настраивают на урок
2. Активизация знаний
- Вам нравятся веселые и смешные произведения? Чувство юмора помогает в жизни, в учебе. Мы убедимся, прочитав стихотворения. Ответы учащихся
3.Сообщение темы и цели урока - Прочитаем и оценим стихотворения Ю. Мориц «Крыша ехала домой», А. Табылдиева «Снежный челок».
создает проблемную ситуацию. размышляют над проблемой , опр. цель
4.Работа по новой теме Биография Юнона Мориц.
Юнна Петровна Мориц родилась 2 июня 1937 года. в городе Киеве в еврейской семье. Юнна (1941-45 г) с родителями жила в Челябинске, отец работал на военном заводе. В 4 года она сочинила свое первое стихотворение:
Ослик встал на табуретку.Ослик съел свою таблетку.Наконец-то горлоУ него продёрло.
Одним из самых любимых занятий в детстве было рисование – Юнна много рисовала с мамой и сестрой, которая во взрослой жизни стала архитектором.
Детские стихи Юнны Петровны — добрые, искренние, ироничные, юмористичные и парадоксальные
Её стихи переведены на многие языки мира (японский, турецкий, китайский).
Биография: Табылдиев Адибай ТабылдиевичДоктор педагогических наук, профессор, почетный работник образования Республики Казахстан, лауреат премии им. Алтынсарина, поэт, писатель, детский драматург.
Адибай Табылдиев родился 2 января 1926 года в селе Жанатурмыс, ныне Турара Рыскуловского района, Джамбылской области. Работал учителем, завучем, директором, работал заведующим редакцией языка и литературы главной редакции Казахской Советской энциклопедии при АН КазССР. Поэт – писатель (выпустил 45 книг для детей, был одним из основателей казахской детской литературы) имеет тесную связь со школами и высшими учебными заведениями, организует встречи, вечера, конференции по этнической педагогике и детской литературе. Его пьесы  «Ай да Ежик, молодец!» , «Самый главный великан»,  «Заяц – космонавт» и другие поставлены на сценах кукольных театров Казахстана. Его сатирические произведения широко используются на сценах театров Республики.
- В некоторых рассказах, сказках и стихотворениях встречаются смешные моменты и даже фантастические явления. Мы встречали их в произведениях Г.-Х. Андерсен, Е. Шварца, Н. Носова, в грустно- смешной сказке Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Многие произведения поэтессы, на первый взгляд, кажутся очень веселыми и беззаботными. Но и над многим они заставляют задуматься. Вот два ее стихотворения:
Чтоб летали мы все и росли
Не растёт в огороде сосиска, 
Бублик с маком, 
Башмак и портфель, 
А растут помидоры, 
Горох и редиска – 
Да и те замерзают в метель. 
Но зато и зимой, и весною, 
Даже если пурга на дворе, 
Могут крылья 
Прекрасно расти за спиною, 
Могут мысли Расти в голове! 
Разве можно достичь изобилья, 
Что-то новое 
Изобрести,
Если светлые мысли 
И сильные крылья 
У людей перестанут расти?
- Стихотворения очень смешные?
- Да, на первый взглядю. Конечно, смешно, что не растет в огороде сосиска, но зато могут расти крылья и мысли.
- А хорошо быть стариком?
- Нет, конечно! Автор подсмеивается над учениками, которые завидуют жизни стариков!
Чтение и анализ стихотворения «Крыша ехала домой».
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Беседа.
– Какие картины возникли в вашем воображении?
- Что реально и что волшебно в стихотворении?
(Крыша, которая едет на санках; дрова, которые мяукают; верблюды, которые почему- то моют блюдца. Зато звонок в квартиру и песня «когда все дома»- это реально. Можно предположить, что мама ждала сына и фантазировала.)Чтение и анализ стихотворения «Снежный человек».
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Беседа.
- Какие картины возникли в вашем воображении?
- Что реально и что волшебно в стихотворении?
Выполнение заданий учебника.
Слушают внимательно биографию
Слушают внимательно биографию
Хорошо быть стариком.
Старики не ходят в школу Хорошо быть стариком!                         
Никаких тебе диктантов,                       
Никаких тебе контрольных,                     
Никаких тебе задачек,                         
И уроков никаких.                             
Старики стихов не учат,                       
Их уроками не мучат,                           
За прогулы их не жучат,                      
Их не мучат, их не жучат,                     
И не надо на помойку
Бегать с мусорным ведром  A
Старики не ходят в школу -
Хорошо быть стариком!
Ответы учащихся по беседе.
5.Физкультминутка «Самолет» видеоролик
Учитель вып. Движ.совместно с учащ.
6. Закрепление по теме урока 1. Обобщите свои впечатления о стихах, отметьте главные особенности.
2. Сделайте рисунок к стихотворениям . «Крыша ехала домой». «Снежный человек» Домашнее задание Прочитать другие стихотворения Ю. Мориц.    Записывают в дневник.
Итог урока
Рефлексия - Мое настроение на уроке было прекрасным…
- Я добился успехов в выразительном чтении.
ЗУХ