Конспект урока по окружающему миру Дикие и домашние животные (1 класс)


Дата__________
Урок №
Тема. Дикие и домашние животные
Задачи: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей.
  Планируемые достижения учащихся: усвоить, в чем состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы.
Оборудование: рисунки с изображениями диких и домашних животных, рассказ Н. Сладкова «Угадай: кто я?», карточки для работы в парах, презентации; чучело белки
Ход урока
ОргмоментВведение в тему урока:
На доске: животные
Вы должны посмотреть на экран и запомнить животных, которых вы увидите (презентация 1)
(заяц, волк, лошадь, белка, медведь, собака, кошка, петух, корова)
После просмотра дети называют животных – на доске вывешиваются картинки с их изображением)- На какие две группы можно разделить животных? (дикие и домашние)
-Кто догадался, какая сегодня будет тема урока?
-Какие цели поставим перед собой?
Игра «Назови детеныша»
- я называю животное, а вы должны назвать его детеныша:
Корова                                   телёнок
Свинья          поросёнок
Лошадь                                  жеребёнок
Олень                                     оленёнок
волк                                        волчонок        
Овца        ягнёнок
Коза        козлёнок
Собака        щенок
Кошка                                    котёнок
белка                                      бельчонок                                        
Курица        цыплёнок
Индюшка        индюшонок
утка        утёнок
3. Работа над новым материалом
Инсценировка рассказа
Послушайте рассказ Н. Сладкова «Угадай: кто я?».
«– Угадай: кто я? А ем я муравьев и жуков.
– Скорее всего, ты – жукоед-дятел!
– Вот и не угадал! А еще я ем гусениц и личинок.
– Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд.
– Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.
– Тогда ты – грызун: мышь или полевка!
– Я сама ем мышей!
– Тогда ты, конечно, кошка!
– Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу.
– Может, ты цапля или журавль?
– Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнезд.
– Похоже, что ты куница!
– Не говори мне про куницу, куница – мой старый враг! А еще я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья.
– Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты – одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Сдаешься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась…
- Ребята, вы догадались, кто появилась? белка! ( показ чучела белки)
- Что нового вы узнали про белку?
– Где живет белка?
– Чем питается белка?
– Отгадайте загадку:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
На доске появляется изображение медведя.
– Расскажите, что вы знаете о медведе. (Медведь питается медом и малиной. Это животное ест также клубни растений, муравьев, червей, личинок, мышей, рыб.)Я чабан, овец пасу.
С буквой «к» – живу в лесу. (Кабан.)
– Расскажите, что вы знаете о жизни кабана?
– А о ком говорится в этой загадке?
Зимой – белый,
Летом – серый (Заяц)
-Что общего у всех этих животных: у медведя, белки, зайца? (Это дикие животные, потому что они сами добывают себе пищу, находят или строят себе жилище, заботятся о своем потомстве.)
4.закрепление изученного материала.
Работа в парах - И г р а «Найди домик».
– Соедините стрелками название животного и название его жилища: (Приложение 1)

лиса



5. Физминутка
Игра-тренинг
Мы все сейчас превратимся в животных (произношу  «волшебные слова»:- Улыбнитесь, как хитрая лисичка,
- рассердитесь, как медведь, которого не пустили в теремок,
- испугайтесь, как заяц, который увидел волка.
6.Рассказ подготовленного ученика о появлении домашних животных. (презентация 2)
1.Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей.
2. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
3. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.
4. Потом человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.
5. Таким же образом человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца.
- Почему этих животных называют “домашними”?
Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают за ними, строят им жилища, заботятся о потомстве, оказывают медицинскую помощь.
6. Работа в группах
1 группа – работает по учебнику с. 14-15 – рассказ –Как семья Ивановых заботится о животных
2 группа – работает по учебнику с. 14 -15 – рассказывает, что случилось с кошкой
3 группа – нарисовать знак для обозначения домашних и диких животных
4 группа – описать дикое животное, а другие дети должны догадаться о ком идет речь
5 группа – описать домашнее животное, а другие дети должны догадаться о ком идет речь
6 группа - сделает вывод, чем отличается жизнь диких животных от домашних
7. Рефлексия настроения
«Солнышко и тучка»
сравнить свое настроение с тучкой или солнышком: если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.