Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МОУ «Икейская СОШ» Тулунского района Иркутской области


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Буякова Елена Владимировна
(муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейская средняя общеобразовательная школа»,
село Икей Тулунского муниципального района Иркутской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства
в образовательной организации МОУ «Икейская СОШ»
Тулунского района Иркутской области
по программе повышения квалификации для руководителей
образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»

2015 год
Содержание
Введение …………………………………………………………….…. 3-4
Основная часть
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
1.1.Психологические особенности детей с ОВЗ…………………………5-10
1.2.Основные направления создания условий для детей с ОВЗ
в образовательной организации…………………………………………… 10 -11
Глава 2. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МОУ «Икейская СОШ»…………….…………………………………………………..…….… 11-21
Заключение ……………………………………………………….….. 21-23
Список литературы ……………………………………………….... 24
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблемы образования детей с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых важных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. В частности, в МОУ «Икейская средняя общеобразовательная школа» Тулунского муниципального района Иркутской области наблюдается ежегодное увеличение количества детей с ОВЗ (с 10,3% до 13,7% за последние 3 года). Кроме роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации; Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273–ФЗ "Об образовании в РФ"; федеральных законах: от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.
Цель работы: раскрыть особенности организации инклюзивного образовательного пространства в МОУ «Икейская СОШ».
Задачи: 1) изучить психологические особенности развития детей с ОВЗ;
2) проанализировать направления создания условий для детей с ОВЗ в образовательной организации;
3)проанализировать особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МОУ «Икейская СОШ».
Гипотеза: Я предполагаю, что если будут созданы условия для развития личности ребенка с ОВЗ в образовательной организации, то это окажет положительное влияние на успешную социализацию, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.
Методы: анализ, синтез, проектирование.
Практическая значимость работы: Данная работа является обобщением опыта организации интегрированного (инклюзивного) образовательного пространства в МОУ «Икейская СОШ». Практическая значимость состоит в возможности использования опыта для решения задач организации инклюзивного образовательного пространства на базе массовых школ. Кроме того, анализ работы может быть использован заместителями директора по УВР, педагогами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в других образовательных организациях.
Основная часть
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
1.1.Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др. Для того, чтобы организовать инклюзивное образовательное пространство для детей с ОВЗ, необходимо знать их психологические особенности. Дети-аутисты Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте. Похожие состояния, но более с мягкими признаками и симптомами, причисляют к синдрому Аспергера. Это, прежде всего, задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт – дефицит общения, ограниченность интересов, стереотипы, налицо проблема в развитии невербального общения (отказ смотреть в глаза и неприятие телесных объятий), неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; невосприятие таких чувств, как боли и грусти людей из своего окружения; неутомимое стремление упорядочивать предметы и наводить порядок.
Умственно отсталые дети
Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное, прежде всего, патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы. Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия. Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма.
Дети с задержкой психического развития
ЗПР – обратимое замедление темпа психического развития, обнаруживаемое при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью. Ребенок с ЗПР отличается от олигофрена сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей.
Особую категорию представляют собой дети с синдромом ДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), которые в силу определенных нарушений испытывают огромные трудности в плане социального приспособления с раннего возраста. Проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость и гиперактивность детей требуют повышенного внимания и напряжения.
Дети с недостатками речевого развития
Особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики. Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в отношениях. Нарушение речевого развития ребенка выступает как психотравмирующий фактор, снижающий возможности успешной адаптации его как в группе сверстников, так и при установлении отношений со значимыми взрослыми (учителями, воспитателями). Переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребенка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.
Дети с сенсорными нарушениями
Детей с сенсорными нарушениями подразделяют на глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих. Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.
Дети с недостатками слуха
Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии.
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов.
Дети с нарушениями зрения
Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными, главным образом, первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.
В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии - от греч. a - приставка со значением отрицания, sin - вместе и ergon - работа).
Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%. Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям, их заменяющим.
Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.
1.2. Основные направления создания инклюзивной образовательной среды для ребенка с ОВЗ в образовательной организации
Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.
Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в РФ» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ, подразделяются на следующие общие направления:
Организационное обеспечение,
Психолого-педагогическое обеспечение,
Кадровое обеспечение.
Глава 2. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МОУ «Икейская СОШ»
Общие сведения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейская СОШ» оказывает услуги на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в РФ» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На 01.04. 2015 года на закрепленной за МОУ «Икейская СОШ» территории зарегистрированы и проживают 23 ребенка с ОВЗ в возрасте от 8 до 16 лет. Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства. По этой причине в 2014-2015 учебном году в состав контингента обучающихся с ОВЗ входят: 12 человек – дети с диагнозом «легкая умственная отсталость», в том числе «инвалиды – соматики» - 4 человека; дети с умеренной умственной отсталостью – 6 человек; дети с нарушением психики – 3; дети-инвалиды по соматическому типу с сохранным интеллектом – 2 человека.
Цели и задачи образовательной политики МОУ «Икейская СОШ»
Цель: коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Для этого образовательная организация выполняет ряд задач:
1) обеспечивает условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) осуществляет формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;
3) обеспечивает условия для адаптации и социализации обучающихся к жизни в обществе;
4) осуществляет обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, местных условий;
5) осуществляет формирование здорового образа жизни;
6) создает условия для максимального развития обучающихся.
В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на психические особенности того или иного возраста, на зону ближайшего развития.
Задачи в развитии личности ребенка:
Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
Корректировать отклонения, имеющиеся в развитии и поведении.
Создавать положительную Я-концепцию, снимать «синдром неудачника».
Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
Способствовать адаптации в коллективе сверстников, умению включаться в социальные и внутриколлективные отношения.
Задача в социальной реабилитации: привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.
Педагогический коллектив учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование его личности возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью развития. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими ОВЗ.
Основные условия развития обучающихся:
Учет возрастных особенностей
Развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей
Создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно–урочная система, индивидуально-групповые занятия, организация внеурочной деятельности. Исходя из условий организовано индивидуальное обучение детей-инвалидов по интеллекту в разновозрастной группе. Организация учебного процесса выстроена с учетом охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-педагогической службы (учитель-логопед, психолог, классный руководитель, социальный педагог, учитель-предметник).
В школе ежегодно проходит медосмотр, на уроках и классных часах с приглашением специалистов проводятся беседы, имеется видеотека здоровьеохранной направленности. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Традицией стало проведение в школе Дня здоровья, спортивных соревнований, динамической паузы между уроками, физминуток во время учебных занятий. На протяжении многих лет работает летний лагерь дневного пребывания при школе, в который обязательно зачисляются дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ – члены спортивной команды школы по волейболу, лыжам, теннису, участники районного туристического слета.
В учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация, первичные средства тушения в коридорах и классных комнатах, охрана при входе осуществляется техническими работниками по графику. В местах общего доступа детей расположена информация о контактных телефонах Службы доверия, пожарной части (Службы МЧС). С учащимися с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, логопедические и психологические занятия.
Методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.
Кадровое обеспечение
В школе на 1 сентября 2014 года работают 24 человека, включая администрацию. 21 учитель непосредственно осуществляют учебно-воспитательный процесс с данной категорией детей. Среди них 1специалист, имеющий специальное образование учителя-логопеда.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы (адаптированной образовательной программы МОУ «Икейская СОШ»), коррекции недостатков их физического и психического развития введены в штатное расписание общеобразовательного учреждения включены ставки педагогических работников (психолог, учитель-логопед, социальный педагог). Все педагоги прошли курсовую подготовку по организации коррекционно-развивающего обучения.
Материально-техническое оснащение
В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет психолога, кабинет логопеда, игровая комната, имеется медицинский кабинет. Учебные кабинеты оснащены аудио- и видеоаппаратурой, имеются мультимедийные проекторы. Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса постоянно пополняется и обновляется.
Методическое обеспечение
В обучении детей с ОВЗ используются программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под ред.: В.В. Воронковой. Дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по Программе обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью, утвержденной на заседании кафедры КРО ИИПКРО от 25.05.2011 года. Программы VII вида максимально адаптированы к возможностям учащихся. Программы учитывают особенности познавательной деятельности с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства коррекции недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ОВЗ в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Педагоги, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, заполняют на них карты сопровождения. В начале учебного года проводится обследование речевого развития как вновь поступивших учащихся, так и уже посещающих логопедические занятия. Система специального обучения детей с ЗПР предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися, обозначенных в Учебном плане школы.
Цели занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная на подготовку к усвоению ими учебного материала. При проведении коррекционных занятий учителя учитывают интерес ребенка к учению, состояние психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), работоспособность, усидчивость, темп работы, умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач, принимать помощь учителя.
Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде.
Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Все содержание воспитательной программы, связанное с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.
Особого внимания требуют семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. В концепции семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии большое внимание уделяется вопросу максимального развития потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи, включение семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в социокультурные мероприятия образовательного учреждения. Вся воспитательная работа в школе проводится в несколько этапов. Первый этап – это работа на уровне класса, второй этап - это общешкольная работа и третий этап - это внешкольная работа. В воспитательно-образовательном процессе участвуют все: педагоги, учащиеся и родители.
Вся воспитательная работа строится в соответствии с принципами:
Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы и общества.
Творческое начало воспитания.
Сотворчество – совместный поиск истины.
Основные направления воспитательной работы:
- расширение запаса знаний и представлений у детей с ограниченными двигательными и сенсорными возможностями здоровья;
- комплексное воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, умственное, физическое;
- коррекционная работа в рамках развития продуктивной деятельности (ручной труд, изобразительное искусство).
На каждом этапе воспитательной работы ставятся задачи, от успешного решения которых зависит конечный результат. Так, на уровне класса главная задача – это формирование у учащихся знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, обучение детей жизненным навыкам самообслуживания, культуры общения и толерантного поведения, социальной независимости, а также сплочение детского коллектива и формирование коммуникативных навыков у младших школьников. На общешкольном уровне у учащихся закрепляются и обобщаются знания о явлениях, происходящих в окружающем мире: природе и обществе, а также формируются навыки общения в большем коллективе, умения выступать перед аудиторией (родители, педагоги, гости). На внешкольном уровне дети продолжают знакомиться с окружающим миром, социальной и культурной средой, историческим прошлым и настоящим России, своей области, своего села.
Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность корригировать нарушенное развитие учащихся. Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным направлениям, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ. Учащиеся получают дополнительное образование в МКУК «КДЦ села Икей». Занятия по программам дополнительного образования проводятся на базе школы. Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.
Вся воспитательная работа проводится по направлениям:
- гражданско-патриотическое воспитание
- трудовое воспитание
- нравственно-эстетическое воспитание
- охрана здоровья и физическое воспитание
Внеурочная деятельность проводится по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, общеэстетическое, спортивно–оздоровительное, духовно – нравственное, социальное.
Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
Начальное общее образование
Виды деятельности младшего школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность
- игровая деятельность
- творческая деятельность (конструирование),
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)
- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:
- научиться достигать поставленной цели;
- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
- овладеть различными видами игры;
- научиться доводить начатое (для VIII вида – простое) дело до конца;
- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами:
- реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)
- обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную- обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Основное общее образование
Виды деятельности школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность
- проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта
- социальная деятельность
- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание
- спортивная деятельность.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:
- научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом
- научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности
- выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности
- научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства
- научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами:
- реализовать образовательную программу основной школы в разнообразныхорганизационно-учебных формах- подготовить учащихся к выбору профессии
- организовать систему социальной жизнедеятельности
- создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.
Педагогические технологии,
применяемые в учебно–воспитательном процессе
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, педагоги используют следующие педагогические технологии: технология здоровьесбережения, технологию дифференциации, технологии активных форм и методов и др.
Заключение
Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Организация инклюзивного обучения в МОУ «Икейская СОШ» предполагает:
на 1-м этапе – создание условий и отработку принципов, подходов, форм и технологий инклюзивного обучения в общеобразовательном учреждении (Устранение барьеров архитектурной и физической недоступности. Создание образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обеспечение психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов).на 2-м этапе – распространение опыта по организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ на другие образовательные учреждения.
Предполагаемые результаты:
Создание образовательной модели инклюзивного образования, которая позволит успешно обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам;
Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью получат адекватные их потребностям образовательные услуги и психолого-педагогическую поддержку;
Методические рекомендации для педагогических работников (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель), сопровождающего по организации эффективной работы в инклюзивных классах.
Условия для успешной социализации личности;
Воспитывающая среда, основанная на толерантности, сотрудничестве и других морально-нравственных качествах.
Хочется отметить, что инклюзивное образование важно не только само по себе. Возможности и методики инклюзивного образования могут работать на всех детей. Образовательная среда инклюзивной школы должна формировать у всех детей убеждённость в ценности образования для достижения жизненного успеха, толерантное отношение к людям в чём-то отличающихся от большинства, умение сопереживать и помогать тому, кто рядом, кто в этом нуждается, проявлять лучшие свои человеческие качества в конкретной повседневной практической деятельности.
Список литературы
Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология: учебное пособие / Под общ. ред. Н.Н. Богдан. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005.
Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. –– M.: Владос – 332 с. , 2002.
Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с.
Электронный ресурс: http://www.inclusive-edu.ru// Институт проблем инклюзивного образования.
Лекции по программе повышения квалификации «Доступная среда».