Конспект урока по окружающему миру на тему «Тело человека» 4 класс


План урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин)
Актуализация знаний (5 мин)
Постановка учебной задачи (2 мин)
Открытие нового знания (20 мин)
Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин)
Рефлексия (итог урока). Вывод по уроку. Оценка учителем достижений учащихся
(4 мин)
Домашнее задание (1мин)
Тема: «Тело человека»Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала о значении скелета и свойствах костей, о позвоночнике и черепе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
Планируемые результаты:
Предметные:
- научить называть части скелета;
- научить выделять свойства костей;
- научить объяснять строение позвоночника;
- научить объяснять строение черепа.
Метапредметные:
- развивать бережное отношение к себе;
- развивать интерес к чтению познавательной литературы.
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Образовательные ресурсы урока: презентация, учебник по окружающему миру 4 класс часть 1.
Учебные пособия: окружающий мир 4 класс, авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин.)
1.Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте настроимся на хорошую работу. Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь нашим гостям.
Сегодня к вам на урок пришел Незнайка. Он расскажет вам новую тему и будет задавать вопросы, но сначала проверит, как вы выполнили домашнее задание.
II. Актуализация знаний (5 мин.)
В Средние века сразу можно было отличить знатного человека – рыцаря от горожан и крестьян. И не только по платью. Если одеть князя или графа в крестьянскую одежду всё равно всякий скажет, что это не простой человек.
- Как вы думаете, в чём дело? (ответ на стр. 36)
- Как определить правильная осанка у человека или нет? (ответ на стр. 37)
- На что влияет осанка? (на внешний вид человека, на работу внутренних органов)
Откройте рабочую тетрадь на странице 12 № 19.
III. Постановка учебной задачи ( 2 мин.)
1.Введение в тему урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.
- Сегодня мы поговорим о новой увлекательной теме, но какой выскажете мне сами.
Вы видели когда- нибудь, как строят дом?
Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они прежде всего сооружают каркас - громадную стольную клетку. А потом уже укрепляют на этом каркасе бетонные плиты стен, потолков и полов. На прочной стальной основе держится здание.
Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Он составлен из больших и маленьких частей, прочно и подвижно скрепленных между собой.
Как вы думаете, что же составляет каркас в теле человека? (скелет)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Мы сегодня поговорим о строении тела, о том, что является опорой и защитой тела, познакомимся с особенностями позвоночника и черепа, с их строением.
Откройте учебник на странице 38, прочитайте тему нашего урока.
- Давайте подумаем и определим, какова будет цель нашего урока?
Цель урока:
- научиться называть части скелета;
- научиться выделять свойства костей;
- научиться объяснять строение позвоночника;
- научиться объяснять строение черепа.
IV. Открытие нового знания (20 мин.)
Работа по учебнику.
В первые месяцы после рождения вы могли только лежать, но при этом непрерывно двигать руками и ногами, затем вы учились ползать и к году учились ходить. Освоить движения человеку помогает опорно - двигательная система или как её еще называют костно – мышечная система. Образована эта система скелетом и мышцами.
Рассмотрите слайд. Что на нем изображено? (скелет человека или по-другому костная система).
Дети называют части, из которых состоит скелет человека. (4части: черепной отдел, грудной отдел, кости верхних конечностей, кости нижних конечностей)
- А кто знает, что такое скелет? (ответы детей). Найдите определение скелета в учебнике на стр. 38.
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 39. Давайте сначала рассмотрим строение костной системы – правая часть рисунка (дети перечисляют название костей). Теперь давайте рассмотрим мышечную систему – левая часть рисунка.
Подвигайте своими руками, наклоните голову. Вы почувствовали, что кости соединены по- разному?
- Как вы думаете, от чего это зависит?
Прочитаем в учебнике, от чего же это зависит (стр.38).
- Могут ли кости двигаться сами? (нет).
Кости приводятся в движение мышцами.
Как вы думаете, сколько костей в скелете? (более 200)
Откройте учебник на странице 40. Дети читают текст.
- Итак, что составляет опору в человеческом организме? (скелет)
- Что же придает прочность костям? (клетки костной ткани, которые имеют выступы и отростки, которые обеспечивают прочное соединение клеток друг с другом. Особый состав )- Что входит в состав костей? (органического вещества, минеральных веществ и воды)
Органические вещества придают костям упругость, а минеральные – твердость, а вмести они, придают прочность костям. (бедренная кость выдерживает нагрузку больше 1 т.)
- Какого вещества больше в детских костях? (органических веществ)
Важной составляющей в организме человека является позвоночник.
Позвоночник - это сила, защита, опора организма. К нему крепятся многочисленные мышцы, что формирует наш корпус - вместилище наших внутренних органов. Рассмотрите строение позвоночника (слайд).
- Из скольких областей состоит позвоночник? Перечислите их.
Осанка человека во многом зависит от того, как развивался с детства его скелет. Если не правильно сидеть за столом во время работы, это может привести к искривлению позвоночника. (слайд)
Физкультминутка
Руки на пояс. Наклон вправо, наклон влево, вперед, назад, потянулись.
- какие части скелета задействованы?
Откройте учебник на стр. 41, прочитаем второй абзац.
Сколько позвонков у человека? (33)
Что между ними находится? (хрящевые прослойки- диски.)
Что находится на верхнем конце позвоночника? (череп)
Рассмотрите строение черепа (слайд).
- Из каких костей он состоит?
- Сколько костей получилось?
Откройте страницу 43.Читаем текст.
- Какая единственная подвижная кость черепа? (нижняя челюсть)подвигайте.
- Зачем нужен череп? (для защиты мозга, органов чувств)
Сравните череп обезьяны и современного человека. Какие различия вы увидели? (у человека лобная кость уже, глазные впадины меньше, носовая кость расположена ближе к глазным впадинам, изменилось строение челюсти)
V. Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин.)
Закрепление изученного материала после каждого этапа.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7мин.)
- какое значение имеет скелет для человека? (он создает опору, придает телу размер, форму, защищает, поддерживает внутренние органы).
- Для чего служат кости скелета? (кости служат опорой для мышц и вместе с ними участвуют в движении).
- в каком виде спорта требуется гибкость позвоночника? (в гимнастике)
- Сколько отделов позвоночника в теле человека? (5 отделов)
- Назовите эти отделы? (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый)
- Какие органы защищает череп? (головной мозг)
- сколько костей в черепе человека? (8 костей)
Как вы думаете, смогли мы сегодня на уроке преодолеть лень и плодотворно потрудиться. Вспомним, какова была цель урока? Достигли ли мы этой цели? (Цель урока: научить называть части скелета; научить выделять свойства костей; научить объяснять строение позвоночника; научить объяснять строение черепа.)
Вывод: тело человека имеет опору – скелет. Скелет состоит из костей
VI I. Рефлексия (итог урока). Оценка учителем достижений учащихся
(3 мин.)
Дополните предложения:
На уроке мне было …
Я узнал …
VIII. Домашнее задание (1 мин.)
Краткий пересказ стр. 38-41.
Рабочая тетрадь № 16 стр.11