План-конспект урока информатики и ИКТ в 10 классе Запись чисел в различных системах счисления

Тема урока: Запись чисел в различных системах счисления
Цели:
Проверка уровня усвоения материала по теме «Кодирование информации»
Актуализация и обобщение знаний по теме «Системы счисления»
Обучение решению задач с использованием записи чисел в различных системах счисления
Учить использовать представление чисел в различных системах счисления для решения практических задач из различных областей
Стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету «Информатика и ИКТ».
Формировать чувства здорового соперничества, умение отстаивать свои взгляды.
Развивать умственную деятельность, память, умение логически мыслить.

Этап урока
Время, мин.
Приёмы и методы
Содержание деятельности

Организация начала урока
2
Словесный
Приветствие
Организация рабочего места

Мотивация учебной деятельности
2
Словесно-наглядный
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, обобщим знания по теме «Системы счисления», познакомимся с записью чисел в различных системах, научимся определять основание системы счисления, в которой произведена запись , узнаем, как и что современные Европейские государства еще 40 лет назад считали не в десятичной системе, узнаем , какие народы и стары использовали «странные» системы счисления, заглянем в календарь Майя, в котором декабрь 2012 года – вовсе не конец света.

Проверка домашнего задания
7
Тест по ДЗ
My test
+карточки
Но сначала проверим, как вы справились с домашним заданием. Те, кто сидит за компьютером, открывают тест по вариантам. Время – 7 минут. Остальные получают карточки с заданиями. Завершившие тест присоединятся к решению задач. Обсудим ваши варианты.
Содержание карточек : Для кодирования нотной записи используется 7 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения, состоящего из 180 нот?
Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением. Запись длится 4 минуты, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Определить размер файла в Мегабайтах.
Объем видеопамяти равен 1Мбайт. Разрешающая способность дисплея – 800 х 600. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что видеопамять делится на две страницы?

Обсуждение полученных решений.
5
Решение на доске
1. Для кодирования нотной записи используется 7 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения, состоящего из 180 нот?
Решение:
Каждая нота кодируется 3 битами (2^2=4<7<2^3=8). Информационный объем сообщения равен 180 х 3 = 540 бит. Ответ: 540 бит.
2. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением. Запись длится 4 минуты, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Определить размер файла в Мегабайтах.
Дано:
n = 1
K = 16кГц=16000Гц(1/c)
i = 32 бит
t = 4мин = 240с
Найти:
I - ? (Мбайт)

I = K ( i ( t(n
I = 16000(32(240(1(1/c (бит(с) = 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415


Ответ: 15Мбайт

3. Объем видеопамяти равен 1Мбайт. Разрешающая способность дисплея – 800 х 600. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что видеопамять делится на две страницы?
Дано: I = 1 Мбайт = 1024 Кбайт = 1048576 байт = 8388608 бит
К = 800(600 I = K ( i = 800 ( 600 ( i ( 2 = 8388608
I = 1 Мбайт i = 8388608 / 960000 ( 9 бит
Найти: 2i = N
N - ? Ответ: 512 цветов.

Актуализация опорных знаний
3
беседа
Учитель задаёт вопросы:
Где мы раньше сталкивались с понятием « системы счисления»?
Какие виды систем счисления мы знаем?
Какая система счисления называется позиционной, какая непозиционной?
Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте попытаемся ответить на ряд вопросов:
- Какая система счисления из рассмотренных нами используется повсеместно в наше время?
- Сколько цифр в 10 системе счисления?
- Какие это цифры?
- Что является основанием 10-ой системы счисления?
- Какая система счисления используется в компьютере?

Изучение нового материала

Презентация
А теперь давайте рассмотрим, в каких странах какие используются системы счисления, где используются 12-ти и 2-ые системы счисления.


Первичное закрепление знаний

Практический
Решение задач
Этот случай вполне мог иметь место во время «золотой лихорадки». На одном из приисков старатели были возмущены действиями Джо Макдональда – хозяина салуна, принимавшего от них в уплату золотой песок. Очень уж необычными были гири, с помощью которых тот взвешивал золото: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 грамма. Джо утверждал, что с помощью такого набора гирь он может взвесить с точностью до грамма любую порцию золотого песка, вес которой не превышает 100 граммов. Прав ли Джо Макдональд? Какой наибольший вес могут «взять» такие гири? Как с помощью названных гирь набрать вес: 25 г, 48 г, 72, 105 г?
Каким наименьшим числом гирь можно взвесить груз от 1 до 63 кг с точностью до 1 кг, помещая гири только на одну чашку весов?
Можно ли с помощью трех гирь (1, 3 и 9 кг) взвесить с точностью до 1 кг любой груз до 13 кг включительно, если гири можно располагать на обеих чашах весов, в том числе и на чаше с грузом?
В пробирку посадили некоторое одноклеточное животное, которое размножается делением пополам каждую секунду. Через 16 секунд пробирка оказалась полной. Определить сколько времени понадобилось, чтобы заполнить половину пробирки. Сколько «жителей» было в пробирке через 7 секунд?
Решение: Для заполнения половины пробирки понадобится t – 1 секунда, при условии удвоения особей, то есть 15 секунд. Через 7 секунд в пробирке было 27 особей. То есть 128 штук. Ответ: 15 секунд, 128 штук.
Запишите наибольшее двузначное число и определите его десятичный эквивалент для следующих систем счисления:
восьмеричной системы счисления;
пятеричной системы счисления;
троичной системы счисления;
двоичной системы счисления.
За праздничным столом собрались 4 поколения одной семьи: дед, отец, сын и внук. Их возраст в различных системах счисления записывается так 88 лет, 66 лет, 44 года и 11 лет. Сколько им лет в десятичной системе счисления, если через год их возраст в тех системах счисления можно будет записать как 100.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Словесный эмоциональный
Мы с вами уже знакомились с написанием синквейна. Я напомню вам правила. Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка-это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка-это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строчка-это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка-это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Предлагаются карточки-подсказки
1 строчка
Одно слово - существительное


2 строчка
Два слова – прилагательные или причастия (к первой строчке)


3 строчка
Три слова – глаголы (к первой строчке)


4 строчка
Четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение к первой строчке)


5 строчка
Одно слово – ассоциация, синоним, повторяющий суть первой строчки




Информация о д. задании

Домашнее задание
2.6-2.7, задание после параграфа










13PAGE \* MERGEFORMAT14515



МБОУ лицей №6, г. Ессентуки




Запись чисел в различных системах счисления
План-конспект урока информатики и ИКТ в 10 классе
Учитель : КАЩЕНКО Л. В.




Root Entry