Урок по информатике Организация ввода и вывода данных


Урок 35. Организация ввода и вывода данных
Планируемые образовательные результаты:
предметные – умение применять операторы ввода-вывода данных;
метапредметные– умения записи простых последовательностейдействия на формальном языке;
личностные – представление о программировании как сферевозможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомиться с правилами записи оператора вывода и примерамиработы с ним;
2) познакомиться с правилами записи оператора ввода и примерамиработы с ним;
3) научиться вводить, отлаживать и выполнять в среде программированияПаскаль простейшие программы.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
оператор вывода writer;
формат вывода;
оператор ввода read.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийныйпроектор, экран;
ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
презентация «Организация ввода и вывода данных» изэлектронного приложения к учебнику;
демонстрация к лекции на тему «Команды ввода и вывода»(sc.edu.ru);
конспект урока на тему «Операторы ввода, вывода, присваиванияна языке Pascal» (http://metod-kopilka.ru/page-2-2-5-1.html).
Особенности изложения содержания темы урока
Перед началом изложения нового материала можно с помощьюанимации «Команды ввода и вывода» можно показать суть выполненияэтих команд. Новый материал излагается в сопровождении презентации«Организация ввода и вывода данных» из электронного приложения кучебнику.
Варианты организации вывода
Вариант организации вывода Оператор вывода Результат
Без разделителей write (1, 20, 300). 120300
Добавить разделители – запятые write (1, ’,’, 20, ’,’, 300) 1, 20, 300
Добавить разделители – пробелы write (1, ‘ ‘, 2, ‘ ‘, 3) 1 20 300
Формат вывода
Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной.

Оператор вывода Результат выполнения оператора
write (‘s=‘, s:2:0); s=15
write (‘s=‘, s:3:1); s=15.0
write (‘s=‘, s:5:1); s= 15.0
writeln - вывод c новой строки!
Перваяпрограмма
program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
beginr:=5.4;
c :=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln ('c =', c :6:4);
writeln ('s=', s:6:4)
end.
Ввод данных с клавиатуры
Ввод в оперативную память значений переменных :
Выполнение оператора read:
компьютер переходит в режим ожидания данных:
пользователь вводит данные с клавиатуры:
несколько значений переменныхчисловых типов могут вводиться через пробел или через запятую;
при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить их нельзя;
пользователь нажимает клавишу Enter.
Ввод данных с клавиатуры
Типывводимых значений должны соответствоватьтипам переменных, указанных в разделе описания переменных.


После выполнения оператора readln курсор переходит на новую строку.
Улучшеннаяпрограмма
program n_1;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
beginwriteln('Вычисление длины окружности и площади круга');
write('Введите r>>');
readln(r);
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln ('c =', с:6:4);
writeln ('s=', s:6:4)
end.
Практическая часть
Задание 1. Составьте программу, вычисляющую периметр P и площадь S прямоугольника, если известны две его стороны a, b. Вывод на экран оформить следующим образом:
введите две стороны прямоугольника в см:
13.5
47.25
периметр прямоугольника равен 121.5 см
площадь прямоугольника равна 637.875 кв. см.
Задание 2. Составьте программу, вычисляющую объем V куба и площадь S полной поверхности, если известна длина ребра a куба.
Вывод на экран оформить следующим образом:
введите длину ребра куба в см:
2.5
объем куба равен 15.625 куб. см.
площадь полной поверхности куба равна 37.5 кв. см.
Задание 3. Составить программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы:
Введите исходные данные:
Цена тетради (руб.): 2.75
Количество тетрадей: 5
Цена карандаша: 0.85
Количество карандашей: 2
Стоимость покупки: 15.45 руб.
Домашнее задание. §4.2; вопросы и задания 1–10 к параграфу.
Задание 1. Определите количество строк, которое будет выведено на экран, в результате выполнения следующего фрагмента программы:
Writeln('Здесь первая строка!');
Write('А вот это, видимо - вторая');
Write('Третья строка - самая лучшая');
Задание 2. Определите, к каким типам данных относятся следующие числа:
23; 79; -128; -129; 1.99; -65899
Задание 3. Исправьте ошибки в приведенном фрагменте программного кода:
program z1;
vara,b:integer;
c:real;
begina:=10;
b:=1,7;
c:=a+b;
end.№1
begin var a,b,p,s:integer;
begin
writeln ('введите две стороны прямоугольника в см:');
readln (a);
readln (b);
p:=(a+b)*2;
writeln ('периметр прямоугольника равен',' ',p,' ','см');
s:=a*b;
writeln ('площадь прямоугольника равна',' ',s,'кв. см');
end;
end.
№2
begin var a,v,s:integer;
begin
writeln ('введите длину куба в см:');
readln (a);
v:=a*a*a;
writeln ('объем куба равен',' ',v,' ','куб.см');
s:=6*a*a*a;
writeln ('площадь полной поверхности куба равна',' ',s,'кв. см');
end;
end.
№3
begin var ct,ck,nt,nk,sum:real;
begin writeln('Введите исходные данные: ');
write('Цена тетради (руб.): ');
read(ct);
write('Количество тетрадей: ');
read(nt);
write('Цена карандаша: ');
read(ck);
write('Количество карандашей: ');
read(nk);
sum:=(nt*ct)+(nk*ck);
writeln('Стоимость покупки: ', sum);
end;
end.
Задание 1. Определите количество строк, которое будет выведено на экран, в результате выполнения следующего фрагмента программы:
Writeln('Здесь первая строка!');
Write('А вот это, видимо - вторая');
Write('Третья строка - самая лучшая');
Задание 2. Определите, к каким типам данных относятся следующие числа:
23; 79; -128; -129; 1.99; -65899
Задание 3. Исправьте ошибки в приведенном фрагменте программного кода:
program z1;
vara,b:integer;
c:real;
begin
a:=10;
b:=1,7;
c:=a+b;
end.
Задание 1. Определите количество строк, которое будет выведено на экран, в результате выполнения следующего фрагмента программы:
Writeln('Здесь первая строка!');
Write('А вот это, видимо - вторая');
Write('Третья строка - самая лучшая');
Задание 2. Определите, к каким типам данных относятся следующие числа:
23; 79; -128; -129; 1.99; -65899
Задание 3. Исправьте ошибки в приведенном фрагменте программного кода:
program z1;
vara,b:integer;
c:real;
begin
a:=10;
b:=1,7;
c:=a+b;
end.
Задание 1. Определите количество строк, которое будет выведено на экран, в результате выполнения следующего фрагмента программы:
Writeln('Здесь первая строка!');
Write('А вот это, видимо - вторая');
Write('Третья строка - самая лучшая');
Задание 2. Определите, к каким типам данных относятся следующие числа:
23; 79; -128; -129; 1.99; -65899
Задание 3. Исправьте ошибки в приведенном фрагменте программного кода:
program z1;
vara,b:integer;
c:real;
begin
a:=10;
b:=1,7;
c:=a+b;
end.
Задание 1. Определите количество строк, которое будет выведено на экран, в результате выполнения следующего фрагмента программы:
Writeln('Здесь первая строка!');
Write('А вот это, видимо - вторая');
Write('Третья строка - самая лучшая');
Задание 2. Определите, к каким типам данных относятся следующие числа:
23; 79; -128; -129; 1.99; -65899
Задание 3. Исправьте ошибки в приведенном фрагменте программного кода:
program z1;
vara,b:integer;
c:real;
begin
a:=10;
b:=1,7;
c:=a+b;
end.
Задание 1. Определите количество строк, которое будет выведено на экран, в результате выполнения следующего фрагмента программы:
Writeln('Здесь первая строка!');
Write('А вот это, видимо - вторая');
Write('Третья строка - самая лучшая');
Задание 2. Определите, к каким типам данных относятся следующие числа:
23; 79; -128; -129; 1.99; -65899
Задание 3. Исправьте ошибки в приведенном фрагменте программного кода:
program z1;
vara,b:integer;
c:real;
begin
a:=10;
b:=1,7;
c:=a+b;
end.
Задание 1. Определите количество строк, которое будет выведено на экран, в результате выполнения следующего фрагмента программы:
Writeln('Здесь первая строка!');
Write('А вот это, видимо - вторая');
Write('Третья строка - самая лучшая');
Задание 2. Определите, к каким типам данных относятся следующие числа:
23; 79; -128; -129; 1.99; -65899
Задание 3. Исправьте ошибки в приведенном фрагменте программного кода:
program z1;
vara,b:integer;
c:real;
begin
a:=10;
b:=1,7;
c:=a+b;
end.