Статья на тему «Формирование образовательно-воспитательной среды в КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж»


Формирование образовательно-воспитательной среды
в КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж»
Введение
Проблема воспитания молодежи в образовательной среде сегодня является одной из наиболее актуальных проблем в современных условиях.
Учитывая то обстоятельство, что студенты нашего колледжа должны за 3-4 года вырасти из бывших школьников в специалистов, отвечающих всем современным требованиям в области медицины, преподаватели нашего учебного заведения стараются использовать все возможности, предоставленные администрацией колледжа, для становления их профессиональных качеств и для развития конкурентноспособной молодежи. Важнейшим условием эффективности этого процесса является специально организованная в колледже образовательно - воспитательная среда (пространство).
Основная часть
Воспитательное пространство – это та среда, которая окружает студента и посредством чего он реализует себя как личность. Образовательно-воспитательная среда колледжа – специально, сообразно с воспитательными и образовательными целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности студентов, направленная на формирование их отношения к миру, людям, себе и своей профессии.
Вхождение в образовательное и воспитательное пространство нашего учебного заведения будущие студенты начинают еще до поступления в колледж: когда приходят на День открытых дверей, когда вместе с родителями приходят в приемную комиссию и т.д. Первыми их встречают наши студенты, преподаватели, заведующие отделениями, которые выявляют интересы абитуриентов, рассказывают о традициях колледжа, проводят экскурсии по кабинетам. Для абитуриентов это возможность адаптироваться в новых условиях, а для студентов - тренинг общения с незнакомыми людьми, в процессе которого требуется выдать необходимую информацию о своем учебном заведении, успокоить родителей, поддержать волнующихся абитуриентов и укрепить их в правильности своего выбора.
В течение ряда лет в нашем учебном заведении проводилось исследование по изучению профессиональных склонностей, психологического портрета абитуриентов и студентов-первокурсников. Обобщая опыт проведения подобных мероприятий, в сентябре 2013 г. была создана Адаптационная программа «Мы вместе».
Целью программы является создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивация на успешное освоение профессиональных компетенций. 
Задачи:
1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о выбранной профессии, о профессиональных компетенциях.
2. Развитие групповой сплоченности, навыков работы в команде, принятие решений, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышение уверенности в себе.
4. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей обучающихся, способности к рефлексии.
5. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой, развитие стрессоустойчивости личности.
6. Развитие психологической готовности к профессиональному обучению.
Адаптационная программа рассчитана на весь учебный год и включает в себя множество мероприятий. Вот некоторые из них:
Цикл групповых занятий по адаптации «Лабиринты общения», «Аплодисменты», «Это здорово»;
Тренинги для студентов с низкой адаптацией «Будем знакомы», «Познай себя и сделай первый шаг», «Нарисуем свой характер»;
Изучение межличностных отношений, групповой сплоченности и качества социально-психологического климата в группах (социометрия, диагностика межличностных отношений);
Неделя толерантности: групповая игра «Город толерантности»;
Мастер-класс «Студенту-медику халат сложить»;
День психического здоровья, конкурс рисунков «Мое настроение»;
Классные часы «Успешное общение», «Как сформировать желание учиться», «Преодоление неуспеваемости». Просмотр видеолекций «Будущее в наших руках».
Развитие воспитательной среды колледжа осуществляется за счет расширения образовательного пространства, в котором студентам предоставляется возможность самореализации на нескольких уровнях: на уровне учебной группы, на уровне студенческого самоуправления, на уровне общеколледжных, городских, краевых конкурсов, олимпиад, на уровне волонтерской группы «Забота и милосердие» и др.
О волонтерском движении в нашем колледже подробнее: Одним из оптимальных условий формирования общих и профессиональных компетенций, а так же вхождение студентов в образовательно – воспитательное пространство является волонтерство. Это добровольное движение, где у ребят есть возможность набрать социальный опыт и проявить свои способности, самовыразиться, приобрести профессиональные навыки, осознать социальную значимость выбранной профессии, а главное – научиться оказывать безвозмездно помощь всем нуждающимся. Традиционно волонтерами становятся студенты первого и второго курсов. Из-за специфики работы – это в основном девушки. Образовательно – воспитательная работа идет по нескольким направлениям:
Формирование таких личностных качеств как: милосердие, сострадание и сочувствие.
Формирование активной жизненной позиции.
Формирование умения планировать и осуществлять свою деятельность.
Развитие умения взаимодействовать с детьми разного возраста и разного психофизического состояния.
Развитие организаторских способностей студентов.
Развитие навыков творческого взаимодействия и бесконфликтного общения.
Основные формы волонтерской деятельности:
Санитарно – просветительская работа (выпуск санбюллетеней в общеобразовательных школах, детской больнице и поликлинике и т.д.)
Работа лекторских групп (выступления в учебных группах на классных часах)
Поздравление ветеранов педагогического труда – бывших преподавателей колледжа с праздничными датами)Проведение акций милосердия (сбор средств на приобретение предметов личной гигиены и детского питания для детей - сирот и отказников).
Образовательная среда нашего колледжа - фактор формирования профессиональной компетентности будущего медицинского работника, поскольку преподаватели стараются, чтобы содержание обучаемых дисциплин и профессиональных модулей было не только интересно, но и ориентировано на практику, действительность; формы и методы деятельности понятны, логически обоснованы и легко применимы в медицинской практике; в плане отношений, возникающих между преподавателем и студентом действуют принципы демократичности и развивающего характера обучения.В нашем колледже существуют достойные материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития обучащихся. Создание базовых учебных площадок, оснащение учебных кабинетов современным оборудованием и фантомами для отработки практических навыков, проведение научно-исследовательских семинаров, конференций. Все это - компоненты образовательной среды. Образовательная среда создает определенную атмосферу, дух, комфортность к которому человек стремится, хочет погрузиться вновь, построить ее на новом месте, как некую модель и побуждает студента к процессу ее трансляции. С одной стороны – это процесс самоопределения студента в мире обучения и воспитания, с другой стороны - это профессиональное становление, процесс формирования профессиональных компетенций.
В апреле на базе Уссурийского медицинского колледжа специалистами КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Уссурийска» проводился мастер-класс «Использование инновационного оборудования при оказании экстренной медицинской помощи пациентам на догоспитальном этапе». В стенах нашего колледжа часто проходят всевозможные научно-практические конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, но подобный мастер-класс проводился впервые. Фельдшера станции скорой медицинской помощи рассказали о современном медицинском оборудовании, поступившего на «скорую» и продемонстрировали работу компьютеризированного переносного электрокардиографа с возможностью дистанционной передачи ЭКГ, позволяющего улучшить качество диагностики сердечно-сосудистых патологий на догоспитальном этапе, помощника реаниматора, предназначенного для индикации эффективности непрямого массажа сердца и координации последовательности действий и темпа компрессионных нажатий при выполнении сердечно-легочной реанимации и многое другое. Образовательно - воспитательное пространство нашего колледжа организовано таким образом, чтобы студент имел возможность свободно и естественно переходить от обучения к разнообразным видам социальной активности, а от них – к профессиональной деятельности в рамках учебной и производственной практики.
Заключение
Образование для студента и есть жизнь, и для того, что бы она была насыщенной, плодотворной и полноценной, образовательное пространство колледжа должно отражать и воплощать реальную жизнь в ее лучших и наиболее значимых для молодого человека проявлениях. Этот принцип, предполагает, что система отношений, складывающихся в образовательном процессе между всеми его участниками (педагог – студент, студент – студент, студент – группа и т.д.), рассматривается как «модель» жизненных, социальных отношений, в которые обучающийся должен научиться успешно «встраиваться». Важно то, что каждый студент, участвующий в мероприятиях, участвующий в творческой деятельности, активно участвующий в учебном процессе, оказывается включенным в обширное воспитательное пространство колледжа.
Список литературы
1. Антимова Е., Мосина А. Модель проектирования воспитательного пространства факультета //alma mater. 2006. № 9.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-дону, 2000. 352 с.
3. Бондырева С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды. М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭк», 2003. – 352 с.
4. Гаязов А. С., Хамитов Э. Ш., Каримов Э. Ш. европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Монография. Уфа, 2005. 248 с.
5. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства // народное образование. 2001. № 4. С. 167–172
6.Леонова О. Образовательное пространство как педагогическая реальность //alma mater. 2006. № 1.
7. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
8. Новиков А. M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
9. Погребова Н. Б. Образовательное пространство лицея как условие развития исследовательской функции педагога: дисс. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
10. Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: дисс. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006.