Личностно-ориентированный классный час Мы в ответе за свои поступки


Личностно-ориентированный классный час — размышление по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
"Мы в ответе за свои поступки"
Цели проведения:
-профилактика правонарушений несовершеннолетних;
пропаганда правовых знаний;
-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
-убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Оформление.
Плакаты с высказываниями В.А. Сухомлинского:
а) “Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными,
если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя”.
б) “Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо”.
в) “Самая большая победа - это победа над самим собой”.
Ваш выбор - выбор, который Вы делаете сами и за который несете ответственность. A.M. Прихожан.
Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав школы.
Ход классного часа
1.Орг.момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час проведу у вас я, Ушакова Светлана Ивановна, социальный педагог МКОУ СОШ №9.
У меня с вами важный и интересный разговор. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.
Мне приятно видеть вас в добром расположении духа.
Возьмитесь за руки , почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь , а я буду вашим связующем звеном.
2.Постановка проблемы
С раннего возраста каждый из вас слышал слова из стихотворения
Вл. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?" (видеоролик).
Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора. Я уверена , что ваши родители с раннего детства разговаривают с вами на тему, что такое хорошо и что такое плохо. А следуйте ли вы советам родителей, это другой вопрос .
3. Сообщение темы и цели кл. часа :
1 слайд Тема “Мы в ответе за свои поступки".
Тема нашей сегодняшней беседы “Мы в ответе за свои поступки".
Мы поговорим о том, к чему приводят нарушения законов.
Ребята, а вы можете назвать проступки, которые приводят к самым невероятным поворотам судьбы?
(учащиеся называют, соц. педагог поправляет и дополняет примеры)
1.плохо учатся, а потом бросают школу;
2.курят и выпивают;
3.грубят и сверстникам и взрослым;
4.унижают маленьких и слабых;
5.лгут даже без причины;
6.стараются выяснить отношения только с помощью силы;
7.играют в карты;
8.разрисовывают стены;
9.портят школьное имущество и многое другое.
4. Работа с исходной информацией
Все эти проступки приводят к правонарушениям. Одна из задач нашей беседы рассмотреть виды правонарушения и их степень ответственности и главное как не совершить эти правонарушения.
2 слайд – ПРАВОНАРУШЕНИЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
3 слайд- ЗАКОН
ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
12 декабря отмечался День конституции России.
4 слайд- Конституция
Конституция – основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой,
гарантирующий защиту прав человека. Многим из вас скоро исполнится 14 лет. Вы станете взрослее и получите паспорт. Именно с этого момента вы будете отвечать за свои поступки самостоятельно.
Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.
Слова Екатерины Великой
5. Изучение основной проблемы
Давайте, рассмотрим и обсудим несколько правонарушений, просмотрев кейсы
(по мере называния выходят слайды)
5 слайд видео -1кейс о хулиганстве
Какое это правонарушение?
Как можно расценить поведение несовершеннолетнего?
С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
Какое наказание можно ожидать?
6 слайд – « Хулиганство»
«Хулиганство» Ст. 213 Уголовного Кодекса РФ -  грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
7 слайд видео -2 кейс - «Мелкое хулиганство»
Какое это правонарушение?
С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
Какое наказание можно ожидать?
8 слайд - «Мелкое хулиганство»
«Мелкое хулиганство»- ст 20.1
• нецензурная брань в общественных местах,
• оскорбительное приставание к гражданам, представляющее собой дерзкие, навязчивые действия, унижающие честь и достоинство других граждан, в том числе: • хватание за руки, за одежду;• уничтожение или повреждение чужого имущества.
Ответственность за мелкое хулиганство наступает с шестнадцати лет.
Наказание:
- влечет наложение штрафа или исправительные работы, или административный арест на срок до 15 суток».
9 слайд видео -посмотрите следующий сюжет
3 кейс о мошенничестве
Как вы думаете, какое это правонарушение?
С какого возраста наступает ответственность за правонарушение?
Какое наказание можно ожидать?
Кто нарушитель, а кто потерпевший?
Как бы вы поступили в такой ситуации?
10 слайд- «Мошеничество»
«Мошеничество» Ст. 159 УК РФ - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием.
наказывается:
штрафом,
обязательными работами,
исправительными работами».Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
11 слайд видео – рассмотрим следующую ситуацию
4 кейс о вымогательстве
Какое это правонарушение?
С какого возраста наступает ответственность за правонарушение?
Какое наказание ожидает подростка?
Должен ли потерпевший рассказать о случившемся? Кому?
11 слайд - «Вымогательство»
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ- требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества...
 наказывается:
ограничением свободы;
арестом;
лишением свободы».
11 слайд – посмотрим следующий фрагмент
5 кейс о распитии спиртных напитков
Какое это правонарушение?
С какого возраста наступает ответственность за правонарушение?
Какое наказание ожидает подростков?
12 слайд- «Распитие спиртных напитков»
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ- появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
13 слайд- 6 кейс -кража
О каком правонарушении идёт речь в этом видеоролике ?
С какого возраста наступает ответственность за правонарушение?
Какое наказание понесёт нарушитель ?14 слайд- кража
«Кража» - ст 158 УК РФ- несовершеннолетние, совершившие её могут быть наказаны штрафом, исправительными работами до 1 года. Ответственность наступает с 14 лет.
Запомните, за все правонарушения наступает юридическая ответственность.
А как можно избежать наказания?
( не совершать преступления)
15 слайд - 4 вида юридической ответственности
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование- уголовная ответственность
наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
Какую дисциплинарную ответственность несёт учащийся? А какие законы школьной жизни вам известны?
В школе основным документом является Устав.
Нельзя опаздывать на уроки.
Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.
Нельзя хулиганить на переменах.
Нельзя курить в школе и на территории школы.
Нельзя нецензурно выражаться и.т.д.
А вне школы? Какие законы должны соблюдать школьники за пределами школы?
Не появляться на улице без родителей после 22.00 ( закон СК № 52).
Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, курить в общественных местах.
Участвовать в хулиганских действиях, в избиении других лиц.
Не носить с собой колюще – режущих предметов и т.д.
Существует три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Релаксация
6. Обсуждение итогов работы в малых группах
Сейчас вы выступите в роли юристов консультантов.
Разделитесь на микро группы по три человека. В течении 1 мин вам необходимо определить, обсудив ситуацию в микро группах, какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за эти правонарушение? Какое наказание можно ожидать? (Учащиеся защищают свою точку зрения).
1.В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.
Какое правонарушение совершили подростки?
(проступок, ст. «мелкое хулиганство»- нецензурная брань в общественном мест , ст 162УК РФ «распитие спиртных напитков в общественном месте»).
2. Десятиклассники Коля, Аня, Марина, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.
Какое правонарушение совершили подростки?
(это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.)
3.14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить.
Какое правонарушение совершили подростки?
(проступок, административная ответственность, наказание: штраф, предупреждение 
4.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку.
Какое правонарушение совершили подростки?
(преступление - ст 158 УК РФ «Кража» - несовершеннолетние, совершившие её могут быть наказаны штрафом, исправительными работами до 1 года
5. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. 
Какое правонарушение совершили подростки? (преступление).
6.Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.
Какое правонарушение совершили подростки? (гражданско – правовая ответственность)
7.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.  Какое наказание ему грозит?
Какое правонарушение совершили подростки?
(административная ответственность, наказание определяется в соответствии с законом Cтавропольского края № 52)
8.Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
(уголовная ответственность, наступает с 14 лет)
9. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Что нарушили подростки?
(Административный кодекс: административная ответственность).
10.Одноклассники Андрей и Дима начали ругаться, и завязалась драка, в результате пострадал Дима как наиболее слабый. Какой вид ответственности грозит за избиение?
Какое правонарушение совершили подростки?
– (уголовная ответственность)
11. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. 
Какое правонарушение совершили подростки?
(шалость).
12.Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Какое правонарушение совершили подростки?
( Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.)
13.Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).
Какое правонарушение совершили подростки?
14. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление)
Какое правонарушение совершили подростки?
За плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность! Административная ответственность наступает с 16 лет.
Сейчас за вас отвечают родители. Пусть родители и классные руководители будут первыми помощниками в решении ваших проблем. Даже, если вы стали свидетелем преступления, сообщите об этом взрослым.
.
Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших, плохих.
За хорошие нас благодарят
Мне бы хотелось, чтобы вы в своей жизни совершали только хорошие поступки
7.Итоговая дискуссия
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
16 слайд - Ответственность
- Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия. 
У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Сейчас мы вместе составим кластер “Правила ответственности”.
Ребята называют положения, вписанные в кластер.
Ответственность.
Р (красный) Не подводить никого.
А (оранжев.) Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах.
Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.
У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.
Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.
А (синий) Выполнять данные обещания.
(фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.
Что у нас получилось? (радуга) Трудно было выполнить это задание? Вы ответственны за свои поступки?
Все мы разные, с разными взглядами и характерами, но едины в безупречном соблюдении законов.
Ответственным быть
Очень нужно любому.
Важно это
В школе и дома.
8. Рефлексия.
Сегодняшний разговор помог вам в чем- то разобраться? А над чем он заставляет вас задуматься?
Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром. Прежде, чем совершать поступок, необходимо подумать о последствиях.
 Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства. (Песня «Дорогою добра»)