Личностно-ориентированный классный час Стыд и совесть

Филиал МКОУ Новочановской СОШ
Усть-Тандовская ООШ




Конспект классного часа на тему:
«Стыд и совесть»




ФИО учителя: Алексеенко А.А.
Классный руководитель: Сорокина Е.В.


г. Куйбышев
2015
Цель: способствовать воспитанию чувства чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам.
Задачи:

на основании формирования этического понятия совести, стимулировать самооценку у учащихся, стимулировать самоконтроль в повседневном поведении;
способствовать формированию у учащихся культуры общения;
способствовать развитию умения высказывать свое мнение, отстаивать его;
способствовать развитию умения признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Дата: 19. 03. 2015
Класс : 7
Оборудование: проектор, презентация, видеофильм «Осколки в сердце».
Предварительная подготовка: учителю нужно провести анкетирование по данной теме. Поручить 2 учащимся, поработать со словарями, найти пословицы о совести и стыде. Затем, вместе с ними оформить полученный материал в презентации.
План классного часа
Организационный момент;
Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»;
Анализ анкет;
Словарная работа;
Игра «Чего нужно стыдиться?»
Ситуации выбора. «Голос совести»;
Упражнения совести;
Беседа «Что делать с нахалами?»;
Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. И наш сегодняшний классный час я хотела бы начать с вопроса к вам. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?
Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.
Примерные ответы детей:
– Страшнее родители, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.
– Лучше минута позора перед классом, чем родители.
– Если вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть
– Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой – лучше пусть вызывает родителей!
– Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова – позор.
– Только не родителей!
– А мне по барабану!
2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»
Учитель: Этот вопрос показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа. Итак, внимание на экран.
(Просмотр видео)
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я.
Прости меня, – сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
Учитель:
– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.)
Давайте теперь сформулируем тему нашего классного часа: «Стыд и совесть». Эпиграфом нашего занятия является цитата Цицерона: «Самое главное украшение – чистая совесть».
3.Анализ анкет.
Учитель. Прежде, чем мы познакомимся со значением слов «стыд» и «совесть», я представлю вам результаты ваших анкет
4. Словарная работа.
Учитель. Что же такое совесть, стыд. Каково значение этих слов? Я даю слово (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов (Информация со слайдов).
Ученик 1. Советский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:
В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть еще: Совесть, Честь.
Ученик 2. Совесть – это драгоценное слово.
Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):
совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Ученик 2. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде (Читают со слайда).
5. Игра «Чего нужно стыдиться?»
Учитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно».
Учитель читает:
физические недостатки;
некрасивые поступки; 
поношенная, но аккуратная одежда;  
старомодная одежда;
неряшливый вид; 
непрестижная работа родителей; 
твое «простое» происхождение;
невежество, необразованность, безграмотность;
вульгарная внешность;
грубое, бездушное отношение к людям;

Учитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогала вам различать добро и зло.
6. Ситуации выбора. «Голос совести».
Учитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние 100 рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Б) Ситуация вторая.
Учитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
В) Ситуция третья.
Учитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?
Дети высказываются по поводу ситуации.
7. Упражнения совести.
А) «Минута раскаяния»
Учитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.
Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.
Учитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.
Учитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Б) «Минута прощения».
Учитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения.
Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?
Дети по желаию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.
Учитель. Советую вам провести такое упражнение дома, и в «Прощенное воскресение» попросить прощения у всех.
8. Беседа «Что делать с нахалами?»
Учитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете?
Примерные ответы детей:
– Хорошо жить, можно спать спокойно.
– Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.
– Конечно, хорошо, нахальство – второе счастье.
– Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу – вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.
– Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут.
Учитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?
Примерные ответы детей:
– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.
– Нужно объявить бойкот.
– Не подавать руки, не здороваться.
– Нужно устроить общественный суд.
Учитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, человеку станет стыдно.
9. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?
(Примерные ответы детей).
– Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.
– Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить.
– Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.
Учитель.
У Совести для нас особый счёт, Она не верит ни словам, ни строчкам, Она ведёт свой праведный учёт  От дня рожденья до последней точки. Ей оправданья наши не нужны, Она не принимает объяснений, Сомненья в достоверности вины Она трактует в пользу обвинений. Она судья, палач и прокурор, В её процессах нету адвокатов, С ней неприемлем праздный разговор, Есть приговор, петля, палач и дата. Кассационных жалоб не пиши, Для Совести Верховный суд излишний, Одно спасенье только – не греши! Ведь Совесть – это наша связь с Всевышним.
Я надеюсь, наш сегодняшний разговор пойдет вам на пользу. Спасибо, ребята, за внимание. Всего доброго!

Используемые источники:
Нравственный классный час, 7-8 класс. Методическая разработка конспекта классного часа для 7-8 класса. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Зимасова М. В. Классный час по теме «Стыд и совесть»./ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .

Внеклассная работа. Внеклассные мероприятия./ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Я. Капустин. Стихотворение «Совесть»./ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Гончарова Л.В.. Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании – залог успешности ученика./[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Анкета для классного часа
Тема «Стыд и совесть».
Раскройте, в своём понимании, понятие «Совесть».
Совесть – это..
Раскройте, в своём понимании, понятие «Стыд».
Стыд – это..
Считаете ли вы себя совестливым человеком?

Вам часто бывает стыдно за какие-либо свои плохие поступки?









¤ђ Заголовок 115