Личностно-ориентированный классный час: «Когда лень – всё идет через пень»(2 класс).


Личностно-ориентированный классный час:
«Когда лень – всё идет через пень».
2 в класс, классный
руководитель Лаврентьева В.А.
декабрь, 2010 – 2011 уч.год.
Цель: Создание условий для самопознания и самоуважения, познания и принятия других людей (одноклассников), уважения к ним.
Задачи:
1. Показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными;
2. Развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора.
3. Развивать умение сотрудничать с другими, оценивать свои поступки и поступки других.
Оборудование: презентация, проектор, пластилин или альбомы и карандаши, пословицы:
Труд человека кормит, а лень портит.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
У лентяя Федорки, всегда отговорки.
У лентяйки Вари каждый день аварии.
Бездельник – что бесплодное дерево.
Кроссворд «Лентяй». Лентяй представляет из себя бесформенное некрасивое существо, внешность которого вызывает отвращение. Его обвивает лень, связанная из больших колец,
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой…
Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Надеюсь, и классный час наш сегодня пройдет интересно и с пользой для всех.
СЛАЙД 1.(тема)
- Ребята, прочитайте тему классного часа и скажите, о чем пойдет разговор.
(выслушиваются высказывания детей).
- Верно, мы сегодня будем говорить о лени. А начнем разговор с небольшой сценки, которую приготовили нам ребята.
ИНСЦЕНИРОВКА Л.Зубкова «Сказка про лень»
(Действующие лица: лодыри, аптекарь.)
Лодыри: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу!
Аптекарь: Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от от чиханья, проглотил – и будь здоров!
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.
Лентяй: Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли.
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три нужно, что не говори.
Аптекарь: Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.
Учитель:
- Ребята, а вы, как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Дети высказывают свои предположения).
- Посмотрите, как лентяй выглядит некрасиво. (рассматривают иллюстрацию).
- А теперь послушайте
сказку В.Сухомлинского «Лентяй и Солнце».
- Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко.
Солнце рассмеялось:
- Разве мыслимое это дело, чтобы солнце передвигалось, куда Лентяю захочется?
Лентяй рассердился и закричал:
-Значит не хочешь передвинуться?
- Не хочу! – ответило Солнце.
- Ах так?! – сказал Лентяй. – Тогда я на зло тебе буду лежать здесь.
Обсуждение.
- Что случится с лентяем, если он будет долго лежать на солнышке?
- Кого лентяй накажет?
- Посмотрите на доску и скажите, какая пословица больше всего подходит к данной сказке? (дети читают пословицы с доски, выбирают подходящую).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Мы не будем лениться, будем бодрыми и веселыми, немного подвигаемся.

СЛАЙД 2.
Что такое физкультура? Тренировка и игра.
Что такое физкультура? ФИЗ и КУЛЬ, и ТУ и РА.
Руки вверх, руки вниз – это ФИЗ.
Крутим шею, словно руль – это КУЛЬ.
Ловко прыгай в высоту – это ТУ.
Бегай полчаса с утра – это РА.
Занимаясь этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура.
Вот что значит ФИЗ – КУЛЬ - ТУ – РА!
«Проверь себя сам!» - самодиагностика, по типу «Да - нетки»
(на отдельных листках дети отвечают на вопросы анкеты «+» или «-»)

Я люблю трудиться… -
Не хочу лениться… -
Буду рано я вставать… -
И в квартире прибирать… -
Маме буду помогать…-
Пыль в квартире вытирать…-
Я люблю учиться…-
Не люблю лениться…-
Книги буду я читать…-
И до тысячи считать…-
В классе доску вытирать…-
Всем ребятам помогать…-
Итоги: у кого больше «-», чем «+»? Что бы вы хотели изменить в себе?
- Кого из ребят в классе вы можете назвать трудолюбивым? Почему?
(ответы ребят)
СЛАЙД 3.
РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА.
1. 2. 3. 4. 5. - Если мы правильно угадаем кроссворд, то узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.
- Что больше всего пугает лентяя, когда утром надо умываться? (душ)
- Какая оценка чаще всего в дневнике у лодыря? (двойка)
- Какое состояние любит лентяй больше всего? (сон)
- Какая главная черта характера лентяя? (лень)
- ЧТО на уроке заменяет лентяю кровать? (парта)
- Куда лентяя гонят из-под палки? (в школу)
- А у вас бывает так?
Ученик:
В школу мы идем охотно, но порою лень – дремота
Пересиливает нас и идти мешает в класс.
Учитель:
- А что можно сделать, чтобы дремота вас не одолевала?
Ученики: (предлагают свои варианты ответов – вовремя ложиться спать, соблюдать режим дня и др.)
Учитель:
- Хотите избавиться от лени? Давайте вылепим лень из пластилина и спрячем её подальше в волшебный кувшин.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Под музыку дети лепят лень из пластилина, кладут её в волшебный кувшин с крышкой, закрывают и прячут в шкаф.
ПОМНИТЕ: если вы часто будете повторять «Не буду, не хочу», то лень к вам опять может вернуться.
В конце занятия каждому ученику вручается памятка «АНТИЛЕНЬ» с текстом самовоспитания от лени.
СЛАЙД 4.
Памятка «АНТИЛЕНЬ»
ЕСЛИ долго ты в постели провалялся.
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть - трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
(раздаю всем детям на память).
Учитель:
- Какое же верное средство есть от лени?
Ученики:
Надо трудиться каждый день.
Песня «Всегда найдется дело»
(сл. М. Ивенсена, муз. А.А. Александрова) – грамзапись.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
Цыпленка надо напоить,
Котенка надо накормить,
И посуду, и посуду,
И посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
И грядку надо поливать,
И куклу надо обшивать,
И картинки, и картинки,
И картинки рисовать.

Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг,
А тот, кто дело не найдет,
Пускай скучает целый год
И лентяем, и лентяем,
И лентяем прослывет!
Подведение итогов.
Рефлексия:
Если разговор полезный для вас, нужный, своевременный? – хлопните один раз.
Если бесполезный, ненужный – топните один раз.
Если вы чему-то научились – хлопните два раза. (- А чему научились?)
Ничему не научились – топните два раза.
Классный час удался – хлопните три раза.
Если не удался – топните три раза.
СЛАЙД 5.
Учитель:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож …
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Управление начальной школой: ЗАО «МЦФЭР», №2, 2009, с.4 – 15.
2. Козина Е.В. Интерактивные игры в начальной школе.
Управление начальной школой: ЗАО «МЦФЭР», №8, 2010, с.64 – 74.
3. Классные часы. Авт.-сост. Т.Н.Максимова./М.:ВАКО, 2008.