Конспект урока Дикие животные летом и осенью.


Тема «Дикие животные летом и осенью».
Цели:
1) познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных (кроме насекомых и птиц); показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений;
2)воспитывать доброе бережное рациональное отношение ко всему живому;
3)развивать речь учащихся, умение обобщать, сравнивать, анализировать, выбирать лишнее.
Оборудование: гербарий насекомых, ребус, кроссворд, картинки с изображением животных, видеозапись, муззапись, загадка, эмблема урока с эпиграфом, выставка книг, посылка, телеграмма, письма телезрителей, стенд с дополнительным материалом к уроку, маски животных для сценки. Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Вступительное слово учителя.
Звучит музыкальная заставка из телепередачи «В мире животных».
У:Внимание!Начинается необычный урок-телепередачу «В мире животных». Вы все будете её активными участниками.
3.Проверка домашнего задания.
У: Первая страница нашей телепередачи «Птицы и насекомые летом и осенью».
Ребята, в наш адрес пришли письма с вопросами, посылка и телеграмма. Кто желает ответить на письма зрителей? Вы будете работать у доски.
А что же в посылке? (Гербарий насекомых).
Перечислите кого вы видите? (Бабочка адмирал, траурница, крапивница, овод, шмель, жук дровосек.)
Как назвать всех этих животных одним словом? (Насекомые)
Какие изменения происходят с насекомыми осенью и почему?
Жизнь каких животных тесно связана с насекомыми и почему?(Птиц, т.к. для многих птиц они являются основным кормом.)
У:Давайте вспомним, как изменилась жизнь птиц с приходом осени?
На какие группы мы разделили всех птиц?(Кочующие, оседлые, перелётные).
Проверка 1 карточки.
У:В первом письме телезрители спрашивают нас о перелётных птицах.
Кто дополнит и приведёт свои примеры перелётных птиц.
В каком порядке улетают перелётные птицы?
Проверка 2 карточки.
У: Во втором письме телезрители спрашивали о оседлых и кочующих птицах. Картинки с изображениями птиц нужно было распределить по группам.
Приведите примеры оседлых птиц.
Приведите примеры кочующих птиц.
В какую группу можем объединить оседлых и кочующих птиц?(Зимующие)
Молодцы! Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока. Наша телепередача продолжается.
4.Самоопределение к деятельности.
У:Посмотрите на доску и назовите одним слово, кого вы видите?
Какое животное здесь лишнее и почему?(Корова, т.к. домашнее животное, а остальные дикие).
А почему их так называют?
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?Какие цели поставим?
У:Следующая страница нашей телепередачи «Дикие животные летом и осенью».
5.Работа по теме урока.
У меня в руках телеграмма. Расшифруйте её.(Ребус с о словом волк).

На доске открывается картинка с этим животным.
Сообщение ученика о волке.
У:Готовятся ли волки к зиме?
Раздаётся звонок.(Аудиозапись)
У:Нам звонят.
-Алло.(Голос ребёнка)
-Здравствуйте!
-Здравствуйте! Телепередача «В мире животных » вас слушает.
-Отгадайте мою загадку.
Рыжая,но не лисица,
Прыгает,но не заяц,
Маленькая,но не кошка.
Живёт в дупле,но не сова. (Белка)
На доске открывается картинка с изображение белки.
У: Как готовится к зиме белка? Какой корм она запасает? В какое время года белка делает свои запасы? Почему она запасает корм именно в это время года? Где белка хранит свои запасы?(Одна белка запасает до 2000 грибов, в основном маслят. Кроме грибов, белка кормится семенами из шишек хвойных растений, орехами, желудями, почками и веточками молодых деревьев, ягодами.)Как осенью изменяется окраска белки?
У:Белка не только запасает корм, но и заботится об утеплении своего жилища. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей травой и мхом щели в гнёздах, устраивают тёплую подстилку.
Наша телепередача продолжается и сейчас телевопрос.(Видео)Послушайте и скажите о каком животном говорится?
Это животное может подпустить человека довольно близко, но не потому, что он такой храбрый, а потому, что он плохо видит, больше надеется на свой нюх. Не убегает он и потому, что у него слишком короткие ножки, да и сам он очень неуклюжий. Защищается от врагов, сворачиваясь в клубок.
На доске открывается картинка с изображением ежа. Сообщение о еже.
У:Как готовится к зиме ёж?(Ёж проводит зиму в спячке)
У:К нам в студию пришли интересные сведения о жизни диких животных летом и осенью,но из-за технических неполадок, связь в них нарушена. Давайте попробуем разобраться и составить верные предложения о подготовке к зиме диких животных.
2819401822450047244018224500Волк готовится к спячке.
47244012001500Белка никаких запасов не делает.
Ёж запасает корм на зиму.
6.Физкультминутка.Инсценировка.
Зайцы бегали в лесу,
Повстречали там лису.
Прыг-скок! Прыг-скок!
Спрятались под кусток.
Недовольная лиса:
-Заяц всё лето серым был, а сейчас-вон, весь в белой шубке щеголяет. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.
7.Работа с учебником.
У:О жизни лисы, зайца и других диких животных летом и осенью вы узнаете из учебника.При чтении будьте внимательны, т.к.затем вы будете отвечать на мои вопросы.
8.Закрепление нового материала.
1.Наука,которая изучает взаимоотношения человека и окружающей среды.(Экология)
2.Изменение густоты и окраски шерсти у животных.(Линька)
3.Какое животное, как и волк, не делает никаких запасов на зиму.(Заяц)
4.Самое крупное хищное животное, обитающее в лесах Брянщины, которое летом и осенью накапливает жир и готовится к спячке.(Медведь)
5.Зверёк,который,так же как и белка заготавливает осенью корм. (Мышь)
Экологическая задача.
В лес отправились 9 охотников. Сколько погибнет зверьков, если каждый из них убьёт двух животных?
Сделайте вывод.
Некоторые животные уже исчезли, а многие находятся на грани исчезновения. Все они занесены в Красную книгу, которая занимает почётное место на нашей выставке книг, среди других книг о животных ,которые я советую вам прочитать.
Красный цвет-сигнал тревоги, надвигающейся опасности. Животных, занесённых в Красную книгу надо спасать. И первое с чего начнётся ваша помощь природе, будет то, что вы не причините ей вреда. Посмотрите на эти запрещающие природоохранные знаки и попробуйте составить предложения. Начните рассуждать со слова нельзя.
Нельзя разорять птичьи гнёзда.
Нельзя убивать и брать животных домой.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя ловить насекомых.
9.Работа в парах.
У вас на партах лежат письма телезрителей, на которые вам нужно ответить. Нужно распределить животных так, чтобы получились верные предложения.
Какие животные запасают на зиму корм?
Назовите животных, которые не делают никаких запасов?
Какие животные готовятся к спячке?
Поднимите руку те, кто ответил на письма телезрителей без ошибок.
10.Рефлексия.
Чтобы вы хотели подготовить для телезрителей нашей следующей передачи?
Я тоже предлагаю вам ребусы загадки, вопросы о животных, которые помещены на стенде.
Желающие могут написать сочинение на тему: «Что могли бы сказать нам животные, если бы умели говорить?»
Оцените свою работу.
11.Подвдение итогов урока.
Что на уроке было особенно интересным?
О чём вы бы хотели узнать подробнее?
Как вы можете применить полученные знания?
Наша телепередача закончена. До новых встреч в студии!