Урок окружающий мир Дикие и домашние животные

Урок окружающего мира
1 класс
Тема: ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с домашними животными; способствовать развитию наблюдательности, внимания, воспитанию бережного отношения к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся называть внешние отличительные признаки 8–10 животных, рассказывать, какую пользу приносят домашние животные человеку; раскрывать особенности жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; учитывать мнения одноклассников в совместной работе.
Личностные: имеют представление о причинах успехов в учебе.
Оборудование: кроссворд «Домашние животные»; рисунки с изображением домашних животных; карточки со словами.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Отгадайте загадки:
Не страшна ему вода,
Не намокнет никогда.
На одной ноге он спит,
Если тронешь – зашипит.
Очень я его боюсь.
Эта птица – важный (гусь).
Солнце раньше всех встречает,
Курам корм он добывает,
Шпоры носит он умело,
Может в бой пойти он смело.
И не трудно поутру
Разбудить всех (петуху).
Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова.)
Четыре ноги, пятый – хвост,
Шестая – грива.
(Лошадь.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
(Коза.)
Ноги тонки, бока звонки,
А хвост – закорючкой.
(Собака.)
– Сегодня мы с вами будем говорить о животных, которые живут рядом с нами: кошках, собаках и о других, которых люди держат рядом с собой.
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 14–15).
– Рассмотрите разворот учебника, правую полосу. Какие животные здесь изображены и как называют их детенышей? (Корова – теленок, курица – цыпленок, свинья – поросенок.)
– Чем они отличаются от диких животных? Рассмотрите центральный рисунок. Расскажите, как семья Ивановых заботится о животных. (Эти животные живут рядом с человеком, он заботится об их пище, жилище, здоровье.)
– Как назвать одним словом этих животных? (Это домашние животные.)
– Каких еще домашних животных вы знаете?
Учитель открывает на доске картинки с изображением животных: мышь, собака, кошка, петух, утка.
– Какое животное здесь «лишнее»? Объясните почему. (Мышь – не домашнее животное, так как она не приносит пользы человеку.)
– Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.
– Отгадайте загадки:
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(Корова.)
Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?
(Баран, овца.)
У кого рога длиннее хвоста?
(Коза.)
Хвост крючком, нос пятачком.
(Свинья.)
– Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.)
– Дикие животные живут в природе самостоятельно: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные?
2. Рассказ учителя «Как появились домашние животные».
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними.
Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогали ему искать и добывать пишу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
– Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся об их потомстве.)
– Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание?
Учащиеся отвечают, а учитель заносит ответы детей в схему:

– К домашним животным относятся не только разнообразные звери (корова, овца, коза, свинья, лошадь). Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках:
Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок, утенок.)
С хвостом, а не зверь.
С перьями, а не птица.
(Рыба.)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
– Правильно, домашние животные – это еще и птицы (куры, гуси, утки), и рыбы (карп), и насекомые (пчелы, шелкопряд).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Гулял по улице щенок –
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и в солнцепек,
И под дождем гулял и мок.
И если даже шел снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и в сырость.
Гулял, гулял, гулял и – вырос.
В. Левин
3. Работа по учебнику (с. 14).
– Обратите внимание на изображение кошки в учебнике. Какие признаки показывают, что кошка напугана? (Вздыбленная шерсть, выгнутая спина, поднятый хвост, выпущенные когти.)
– А какие любопытные признаки в поведении своих любимцев вы замечали?
4. Работа в печатной тетради (задание 10).
– Придумайте свои знаки для обозначения домашних и диких животных.
– домашние животные
– дикие животные
– Отметьте этими знаками, какие животные домашние, а какие – дикие.
Справка. При выполнении этого задания возникает проблемная ситуация: дикие пчелы живут в дуплах деревьев в лесу, домашние – в ульях. Рисунок не позволяет ответить на этот вопрос однозначно, возможен и тот и другой ответ.
III. закрепление изученного материала.
1. Закончите предложения.
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются...
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются...
– Из перечисленных названий животных выберите сначала домашних, а потом диких:
Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.
2. Соедините стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек:

3. Соедините стрелками название животного и название его жилища:

– Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Игра «Отгадай детеныша».
Учитель называет взрослое животное, а учащиеся – детенышей этого животного.
Например: Свинья. (Поросята.) Корова. (Телята.) Утка. (Утята.) Гусь. (Гусята.) Лошадь. (Жеребята.) Овца. (Ягнята.) Кошка. (Котята.)
5. Кроссворд «Домашние животные».
По горизонтали:
4) Животных, которых разводят люди, кормят, строят для них жилища, заботятся о потомстве, называют
5) По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
6) По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.
8) С бородой, а не старик, с рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается. Доят, а не корова.
С пухом, а не птица. Лыко дерет, а лаптей не плетет.
9) Заплелись густые травы, закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый, а на голове – рога.
10) Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце.
По вертикали:
1) У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет – замурлычет, запоет.
2) Посреди двора стоит копна.
Спереди – вилы, сзади – метла.

3) Он в мундире ярком, шпоры для красы.
Днем он забияка, поутру – часы.
7) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
8) Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Ответы:
по горизонтали: 4) домашние; 5) овца; 6) гусь; 8) коза; 9) баран; 10) поросенок;
по вертикали: 1) кошка; 2) корова; 3) петух; 7) собака; 8) курица.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Каких животных называют домашними?
– Каких животных называют дикими?

Рисунок 7Рисунок 4Рисунок 315