Построение рассуждения. Рассуждение в повествовании. 6 класс

Тема: Построение рассуждения. Рассуждение в повествовании. Ответ – рассуждение по прочитанному из личного опыта ученика.
Цель:
Повторить  типы  речи, их  признаки, повторить пройденный материал по теме текст-рассуждение, построение рассуждения; научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно)
развивать внимание, логическое мышление школьников, развивать  стремление  правильно  выражать  свои мысли в  устной  и  письменной  речи, обогащать  словарь  учащихся лексикой  определённой  тематики.
привить вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
Знать: типы  речи, их  признаки.
Уметь: отличать  тексты  по  типу  речи;  при  помощи  модели  вводить  в  текст  аргументы.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методические приемы: беседа, комментарий учителя, элементы анализа, обсуждение.
Ход урока
1. Слово учителя о цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.
– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?
(Повествование, описание, рассуждение).
Аббревиатуру ПОР ребятам следует запомнить.
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.
Для передачи описания используются прилагательные)
3. Задание на повторение:
Задание 1.Терминологический диктант. Запишите названия типов речи.
1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.  3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все  эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь  говорящего была насыщена глаголами.
Ответ: 1.Описание
            2.Рассуждение
            3.Повествование
Задание 2. Тексты на партах. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.
а) 1) Моя собака.     2) Зачем мне нужна собака?
    3) Как мы однажды с собакой
 
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
    2) Мой счастливый школьный день.     3) Как я прогулял уроки.
 
в) 1) Как я играл в футбол.     2) Моя любимая игрушка.
    3) Почему я люблю играть в футбол?

Ответы:  А)  Описание
                   Рассуждение                                    Повествование

                 Б) Рассуждение                                            Описание                                            Повествование
                  В) Повествование                                              Описание                                              Рассуждение
4.Изучение нового материала.
А сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.
– Что такое рассуждение?
Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – Высказывание, обсуждение.
– Научимся правильно писать данное слово.

– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Вывод: сочинение-рассуждение пишется по следующей схеме:
1) определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис);
2)подобрать доказательства и наметить последовательность их  изложения;
3) сформулировать вывод. Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)
– Что такое тезис?
Работа с толковым словарем.
Записать в ОК: Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что такое доказательства?
Работа с толковым словарем.
Записать в ОК: Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод?
Записать в ОК: Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
5.Практическая работа: по заданной структуре определите тип текста. Устно.
А. 1.Общее впечатление от предмета. 2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события. 2. Развитие действия. 3. Кульминация. 4.Конец события, развязка.
В. 1. Тезис. 2.Доказательства. 3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)
Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст? Тексты на партах.
1. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. “Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое – по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации (простые и сложные предложения, предложения с прямой речью, обобщающие слова при однородных членах).
Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.
6. Сочинение- рассуждение: Почему нужно заниматься спортом? Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.
Почему же нужно заниматься спортом?
Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.
Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.      В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу. Не каждый из нас  будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и  здоровыми.



6. Закрепление материала.
Работа выполняется под руководством учителя.
– Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?
Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.
Бег – имя существительное
Слово бег – имя существительное.
Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег
В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу
В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Творческое задание: закончите  сказку  «Курочка  Ряба».
Задание:  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  простое  яйцо  тоже  полезно, как  и   золотое.
Модель  ответа:   Ещё  громче  заплакала  баба: «Зачем  мне  простое, какой  от  него  толк?». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  скажи. 
Во-первых,  _________________________  ;
во-вторых, ____________________________  ;
в-третьих, ____________________________».
   Значит, _____________________________.
  Обрадовалась баба,  и  плакать  перестала.
Модель  ответа:
  Ещё  громче  заплакала  баба:  «Зачем  мне  простое, какой  от  него  толк?». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не   скажи.  Во-первых, можно  яичко  поджарить  или  приготовить  омлет;
во-вторых, курица  может  выпарить  цыплёнка  из  яйца;
в-третьих, скормить  скорлупу  курочке, и  она  будет  лучше  нестись».
  Значит, простое  яйцо  не  менее  полезно, чем   золотое.
Обрадовалась баба  и  плакать  перестала.



7.Самостоятельная работа.
– Всегда ли все элементы присутствуют в тексте рассуждении?
(Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.)
– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.
Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает
Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:
во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться
При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно
Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
Практическая отработка:
– По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные
элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)
– Друзья всегда помогают друг другу.
– Собака – друг человека
Полученные тексты заслушиваются, корректируются.
– Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование)
В тексте (чаще художественном) могут быть использованы различные типы речи. Преобладает, как правило, какой-то один тип.
– Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения).
Вывод по уроку.
Какова основная задача текста рассуждения?
Назовите структурные элементы рассуждения?
Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по любой теме:
Хорошо быть взрослым, грамотным.
“Дни недели рассказывают о себе”.







Заголовок 1 Заголовок 315