Технологическая карта урока биологии на тему :Царства живой природы

МКОУ Подгоренская СОШ №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области









Технологическая карта урока по биологии на тему: «Царства живой природы»


Выполнила:
учитель биологии
Гордиенко
Людмила Викторовна



пгт Подгоренский 2012


Тема урока: «Царства живой природы»

Автор: Гордиенко Людмила Викторовна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Класс: 5

Предмет: биология

Краткое описание идеи занятия: Данный урок биологии – первый урок раздела «Многообразие живых организмов» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией И.Н. Пономаревой. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное познавательное развитие школьников, реализацию творческого потенциала учащихся. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником И.Н. Пономаревой, позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке без привлечения дополнительного дидактического материала. Вместе с тем концепцию урока можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.

Цели урока:
- обобщение и расширение знаний по теме "Многообразие живых организмов»;
- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.

Задачи урока:
- уметь определять понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»;
- научить анализировать признаки живого;
- развивать умение давать самооценку своей деятельности;
- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
- составлять план параграфа;
- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение.




Ожидаемые результаты:

Предметные
Метапредметные
Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:
формулировать суть биологических понятий «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»;
анализировать признаки живого;
составлять план параграфа.

Познавательные УУД:
самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи;
работать со справочной литературой;
Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
работать в группе;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
стремиться к совершенствованию собственной речи;
испытывать потребность в самовыражении через слово;
толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.





Основные понятия: вид;
биологическое понятие «царство»;
вирусы.
Ресурсное обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер.



План урока

Этап урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учеников
и ожидаемый результат


Вводная часть.

1. Мотивация



Мотивировать
учащихся
к определению
целей и задач урока
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Давай видеоролик и настроимся на плодотворный урок биологии.

· Какие объекты живой природы вы видите на этом видеоролике? ( деревья, цветы, кустарники, бабочек, птиц, разных животных)

· Что объединяет все эти организмы? (они все живые).
- Чем они отличаются друг от друга? ( внешнем видом, размерами, образом жизни, способами питания).

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока биологии , помня о том, что мы начинаем изучать большой раздел биологии, который называется «Многообразие живых организмов».

Тема сегодняшнего урока: «Царства живой природы».

Настрой на позитивное начало урока.
Видеоролик показывает деревья, цветы, кустарники, бабочек, птиц, разных животных.




Отвечают на вопрос.
Все живые организмы образуют живой или органический мир, но внешне отличаются друг от друга, отличаются способностью к движению. Они принадлежат к разным группам.

Формулируют тему урока.
7 мин

2. Постановка проблемы. Определе-
ние целей и задач урока.
Помочь учащимся определить основные вопросы урока.
Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.
(На какие вопросы мы должны получить ответ в ходе работы на уроке?)




- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть один лист
«Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)


Узнать, как возникла наука «систематика».





Узнать, какая основная и наименьшая единица классификации.





Узнать основные систематические единицы.





Узнать, каким организмы на нашей планете самые загадочные.





Узнать, как ученым удалось открыть самые маленькие организмы на Земле.





Узнать особенности строения самых маленьких организмов на нашей планете.





Запомнить представителей разных царств природы.




Пополнить свой словарный запас.





Отдохнуть на уроке.





- Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.
Определяют основные вопросы урока :
-Как упорядочить знания о живых существах?
-Что следует положить в основу упорядочивания знаний о живых существах?
- Все ли организмы на Земле можно подвергнуть классификации?

Заполняют опросный лист-анкету
(см. Приложение 1)































2-3 ученика зачитывают поставленные цели.


8 мин

Основная часть.

1. Информа
ционный блок.
а)работа с вопросами на с.35, чтение и анализ текста (стр.35-36)



Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы, познакомиться с основными систематическими единицами.



Организует усвоение признаков живых организмов, принадлежащих к разным царствам в форме игры «Биологическая эстафета». (Очередность эстафеты для каждого ряда определяется по жребию. Если участник эстафеты ошибается во время ответа, его команда получает штрафное очко. Побеждает та команда, которая придет к финишу без штрафных очков или наберет минимальное их количество)



Ученики каждого ряда передают друг другу «эстафетную палочку», сначала перечисляя признаки вида, затем-семейств и т.д., до признаков царства.


10 мин

б) актуализа
ция
субъектного
опыта
учащихся, работа с текстом на стр.37-38, рис.29-30.
Содействовать
развитию навыков
ознакомительного,
изучающего чтения
научного
текста.
Добиться от учащихся осмысления того, что «вирусы»- это самые маленькие и необычные организмы на нашей планете.
Предоставляет учащимся возможность самостоятельно поработать с заданием 3 стр. 38

Организует проведение конкурса на самый интересный рисунок вируса и бактериофага.


Конкурс «Кто лучше?»
- На основе фотографий и рисунков ( рис. 27 и рис. 28, стр. 36 и рис. 29 и рис. 30 стр. 38) назвать основные черты представителей разных царств живой природыу.
Изучают текст на с.37-38.
Записывают особенности строения вирусов.

В тетрадях выполняют рисунки вируса и бактериофага, подписывают и обозначают их.


Участвуют в конкурсе. Учатся определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.


Физкультурная минутка.

2. Аналити
ческий блок.
а) работа с вопросами на стр. 38.



б) исследовательская работа «История открытия вирусов» на основе текста стр. 38



Познакомить учащихся с особенностями строения вирусов как неклеточных организмов.

Тренировать внимание учащихся.

Способствовать
развитию умения
аргументировать
своё мнение




Организует процесс анализа строения вирусов.
Отгадайте загадки.
Объясните, почему вирусы- это особая форма жизни.
Подводит учащихся к самостоятельному выводу о неклеточном строении вирусов.





Дает задание: прочитать текст на стр. 38, рассмотреть рис. 31 на стр. 39
Организует работу в парах.
(Составить план научного текста об открытии Д.И. Ивановским вируса мозаичной болезни табака.
Как выглядит лист табака, пораженный табачной мозаикой?
Как выглядит сам вирус табачной мозаики?)

Дает задание: сделать в тетрадях рисунок вируса табачной мозаики.

Организация самопроверки по образцу.




Анализируют строение вируса.


Делают вывод по результатам анализа строения вируса.
Вирусы-особые организмы, которые имеют неклеточное строение. Однако, они относятся к органическому миру.


Составляют план научного текста об открытии вирусов.. Осуществляют взаимоконтроль в парах.
Обсуждают вопросы по открытию Д. И. Ивановского. Формулируют ответы, аргументируя свою точку зрения.

Выступление учащихся с результатами исследовательской работы.


Проверяют и оценивают свою работу.
10 мин

Заключительная часть.

1.Подведе
ние
итогов урока
Способствовать
развитию
умения
обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.
Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.
- Что означает понятие «классификация»? Для чего нужна классификация?
- По каким признакам ученые относят организмы к одному виду?
- Какие вы знаете царства живой природы? Приведите примеры представителей этих царств.
- Какие организмы самые маленькие на Земле?
- Как ученым удалось их обнаружить и изучить?
Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.
5 мин.

2.Домашнее
задание
Содействовать
развитию умения
анализировать
свою
деятельность
на уроке через
разноуровневое
домашнее
задание
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы, комментирует задания.
Для всего класса:
пересказ текстов на с. 35-38;
Разноуровневое домашнее задание:
1-ый уровень с. 35-38( прочитать и пересказать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа).
2-ой уровень с. 35-38 (прочитать и пересказать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа, найти картинки разных представителей царств живой природы).
3-ий уровень- с. 35-38( прочитать и пересказать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа, сделать презентацию о представителях царств живой природы).
Записывают домашнее задание.


3. Рефлексия
Предоставить
учащимся
возможность
определить своё
эмоциональное
состояние. Мотивировать учащихся к
творческой
деятельности
Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?

Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).
Письменно оценивают своё эмоциональное
состояние на уроке при помощи опросного листа-анкеты (см.приложение 1).

Несколько учащихся зачитывают свои результаты.

См. приложение 2.
5 мин



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Опросный лист

Чего я хочу добиться на уроке


Узнать, как возникла наука «систематика».




Узнать, какая основная и наименьшая единица классификации.




Узнать основные систематические единицы.





Узнать, каким организмы на нашей планете самые загадочные.




Узнать, как ученым удалось открыть самые маленькие организмы на Земле.




Узнать особенности строения самых маленьких организмов на нашей планете.





Запомнить представителей разных царств природы.




Пополнить свой словарный запас.




Отдохнуть на уроке.






ПРИЛОЖЕНИЕ 2
























15