Конспект урока Основные царства живой природы


Ходулапова Зоя Николаевна, учитель биологии первой категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крыжинская основная общеобразовательная школа
Технологическая карта урока
Предмет Биология
Класс 6 класс
Учебник соответствует федеральному образовательному стандарту, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (выпущенный издательством «Академкнига / Учебник») Биология. 6 кл.: учебник для общеоб«Академкнига/ Учебник» разовательных учреждений / В. И. Лапшина, Д.И. Рокотова – М.: 2016.
Тема урока
Основные царства живой природы.
Тип урока: Комбинированный. Урок рефлексии
Ролевая игра
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) • расширение представлений учащихся о систематике живых организмов; раскрытие понятия царства как наиболее крупной единицы систематики, отличающейся от других общими признаками группы видов растений, животных, грибов и бактерий;
• формирование учебных умений сравнивать, классифицировать, обобщать, работать с учебником, различать на таблицах и рисунках представителей
царств живой природы.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
— царства живой природы;
— отличительные признаки, свойственные представителям разных царств живой природы;
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику основным царствам живой природы;
Метапредметные: развивать у обучающихся умения проводить анализировать текст, рисунки, находить черты сходства и различия, делать выводы.
Личностные:
— личностное самоопределение;
— ценностно-смысловая ориентация.
Познавательные, регулятивные, коммуникативные:
— формулировать и аргументировать свое мнение;
— использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
— сравнивать;
— делать выводы;
— создавать обобщения;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— классифицировать;
Технология
Приёмы Критического мышления
Таблица
«Инсерт»
«Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
Методы
Формы Проблемный, Частично – поисковый
Индивидуальная, работа в парах
Материалы и оборудование Учебник, таблицы: «Бактерии», «Растения», «Животные», «Грибы»,
«Строение клетки».

Структура и ход урока
№ Этап урока Содержание, деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный этап
(2 мин.) Звучит 1 куплет песенки «От улыбки хмурый день светлей».
Мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок прошёл у нас с улыбкой и поставленные задания выполнялись бы вами легко. Слушают, настраиваются на деятельность
2. Проверка Д/З (8 мин.) - Урок начнём с проверки Д/З, т.к. знания предыдущего урока необходимы для усвоения нового материала. (Приложение 2)
- Учитель раздаёт листы с ответами
-Дайте оценку в «Оценочном листе». Самооценка (Приложение1).
Задание №1
Выполняют задания (Приложение 2).
Проверяют,
Выставляют оценки в колонку «Самооценка».
3. Изучение нового материла.
1.Актуализация опорных знаний.
(5 мин.)
2.Совместное открытие нового знания (20 мин.)
Физкультминутка - Какая систематическая категория является высшей в систематике?
- Демонстрация таблицы «Царства живой природы».
Что изображено на таблице?
- Как вы назовёте тему сегодняшнего урока?
- Определите цели нашего урок, а продолжив предложения
- «Я знаю»________
- «Я умею»________
- «Я хочу знать»_________
-«Я хочу научиться»_________
- Биология - дифференцированная наука: в ней выделяют: (продолжи)
Бактериология – наука 0__________.
Микология – наука о _____________.
Ботаника – наука о _______________.
Зоология – наука о _______________.
-Я предлагаю вам побыть специалистами в одной из этих наук.
Работа в парах
Ролевая игра
1. Работ лабораторий.
- Раздаёт таблички
I пара – Лаборатория «Бактериологии»
II пара – Лаборатория «Микологии»
III пара – Лаборатория «Ботаники»
IV пара – Лаборатория «Зоологии»
- Раздаёт задания лабораториям (Приложение 3).
Перед следующим важным этапом нашей работы необходимо зарядиться и провести физкультминутку.
- По окончании работы лабораторий, отчёты заслушиваются на учёном совете.
2.Учёный совет.
А. Отчёт лабораторий
- каждая лаборатория должна отчитаться о результатах проделанной работы.
Походу отчёта каждый из вас заносит данные результатов каждой лаборатории в свой журнал.
Б. Дискуссия
1) Назовите общие черты царств живой природы
2)Почему долгое время грибы не выделяли в отдельное царство, а относили к Растениям?
3) В чём сходство грибов и животных?
-Дайте оценку в «Оценочном листе». Взаимооценка (Приложение 1)
Задание №2
Оценка учителя.
- Отвечают: «Царство»
- Представители 4 царств: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
-Записывают в тетрадях тему урока «Основные царства живой природы».
- Определяют цели урока
- «Я знаю»: 4 царства живой природы- Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
- «Я умею»: Различать представителей этих царств
- «Я хочу знать»: Черты сходства и отличия между царствами.
-«Я хочу научиться»: давать общую характеристику основным царствам живой природы.
- о бактериях
-о грибах
- о растениях
- о животных
- Делятся на пары по лабораториям
- Получают задания. (Приложение 3).
- Изучают по тексту, рисункам учебника царства.
- Составляют план отчёта.
- Оформляют результат в лабораторный журнал в форме таблицы.
Физорг проводит физкультминутку.
- Выходят пары учащихся (представители лабораторий) отчитываются. По таблицам на доске.
- Остальные учащиеся записывают в свои тетради в таблицу.
- Заполнение сводного журнала.
- Отвечают
Имеют клеточное строение
Наличие Клеточной мембраны, цитоплазмы, рибосом, наследственного аппарата.
Сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, рост, размножение, способность к обмену веществ и преобразованию энергии.
- Отвечают
У грибов с растениями есть общие черты
Растут в течение всей жизни,
Неподвижный образ жизни.
Добывают вещества путём поглощения (всасывание).
Клеточная стенка.
- Отвечают
1) Питание готовыми органическими веществами,
2) наличие в клетках органического вещества – хитина
3) отсутствие пластид в клетках.
- Выставляют оценки (Приложение 1)
Задание №2
4. Закрепление изученного материала (6 мин.) Задание №3
А теперь мы сыграем в игру «Семафор».  Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный.
Тело бактерий состоит из одной клетки.
Бактерии приносят только вред.
Бактерии относят к эукариотам.
Рост растений ограничен.
Растения ведут прикреплённый образ жизни.
Растения способны насыщать атмосферу нашей планеты кислородом.
Царство животных насчитывает 500 тыс. видов.
Животные способны к активному обмену веществ.
Животные клетки имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы.
Грибы, как и растения, способны расти всю жизнь.
Грибы – это многоклеточные организмы.
Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами.
Выставьте оценки в оценочный лист Задание№3

-отвечают
- да
- нет
- нет
- нет
- да
- да
- нет
- да
- нет
- да
- нет
-да
5. Рефлексия (2 мин.) Учитель предлагает ответить на вопросы:
Рефлексия
-«Я узнал»______
-«Я научился»________
- «Мне было легко»________
- «У меня вызвало затруднения»____________
Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке?
- отвечают на вопросы
6. Домашнее задание (2 мин)
Всем: §6, стр. 52, вопросы 1-5.
1. Изучите § 6. Вопросы устно.
2. Выполнить задания в рабочей тетради стр.15- 17..
3. Творческое задание 5 на странице 98 письменно в тетради.