Открытый урок по окружающему миру на тему Дикие и домашние животные (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большебитаманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»


Автор разработки: Багавиева Нурания Салимовна
Квалификационная категория: первая
Наименовании работы: Методическая разработка урока технологическая карта
Название работы: «Дикие и домашние животные » на основе системно- деятельностного подхода.
Предмет: окружающий мир А.А.Плешаков М.Ю.Новицкая
Класс:1 класс
УМК: “Перспектива”










Введение
В разработке представлена технологическая карта урока по окружаюшему миру по теме «Дикие и домашние животные», которая изучается в разделе «Наш дом наша семья » в первом классе по УМК «Перспектива ». Данный урок является уроком нового знания.
Целью урока является научить учащихся отличать диких животных от домашних по существенным признакам.
В ходе урока реализуются следующие задачи:
Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных.
Расширить знания о диких и домашних животных.
Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких и домашних животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией
Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп.
Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке.
Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению.
Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе.

Технологическая карта построена на основе требований ФГОС НОО.
Содержание данного урока построена на концепции системно-деятельностного подхода. При формировании структуры и содержания технологической карты были использованы материалы УМК «Перспектива».
Технологическая карта урока позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.



Актуальность урока

Современный федеральный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков окружающий мир. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы. [ФГОС]
Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так как недостаточно готовых разработанных материалов таких как технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное обуславливает актуальность темы.


Технологическая карта урока.

ЛУУД – личностные УУД
КУУД - коммуникативные УУД
РУУД – регулятивные УУД
ПУУД – познавательные УУД

Тема
Дикие и домашние животные 

Тип урока
Изучения нового материала

Цель:
формирование образовательных компетенций (информационных, проекционных, коммуникативных и др.) учащихся I класса в предметной области окружающий мир «Дикие и домашние животные»

Задачи:
Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных.
Расширить знания о диких и домашних животных.
Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких и домашних животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией
Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп.
Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке.
Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению.
Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе


Планируемые результаты


Предметные: Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных, показывают и называют их; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работают в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; осуществляют самопроверку; отвечают на вопросы и оценивают свои знания.
Метапредметные :
Регулятивные УДД – определяют, формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УДД – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные УДД – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются и приходят к общему решению при работе в группе; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Личностные: развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия
Понятия: дикие и домашние животные, признаки диких и домашних животных,

Ресурсы:
основные
дополнительные
Учебник «Окружающий мир » А.А.Плешаков М.Ю.Новицкая
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

























Этапы урока
Ресурсы

Содержание учебного материала

Формирование УУД
Вид УД

I этап.
Организационный

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Буквы












2 слайд
I этап. Организационный
Эмоциональный настрой. (Настроить детей на работу.)
Найдите себе пару и пожелайте друг-другу доброго дня, поменялись парами пожелайте друг-другу хорошие эмоции к данному уроку.
Сообщение темы урока.
Перед детьми на парте набор букв.
– Давайте посмотрим, какая же тема сегодняшнего урока.
() ( и о в ж т е ы н)(Животные.)
работа в группе
- Ой, ребята, я для вас тему написала, а кто-то напроказничал, все буквы рассыпал. Попробуете отгадать, какая была написана тема? Соберите из данных букв слово, которое является темой нашего урока.
ЛУУД
КУУД

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу

осознание учебной задачи;




II этап. Актуализация знаний
Цель - актуализировать знания
Доска,
3 слайд
II этап. Актуализация знаний
Внедрение в учебную деятельность. ( Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.)
Беседа с целью выявления признаков домашних и диких животных.
– Сегодня мы поговорим о животных. А вот о каких именно, вы узнаете, если разгадаете ребусы.
А) На доске ребусы



ПУУД
КУУД
ЛУУД

наблюдение, сравнение, сопоставление,
Что общего между всеми этими животными?



Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.
4 слайд





5 слайд
(Это домашние животные.)
– А как вы это определили? По каким признакам?
(Дети высказывают различные предположения.)
- посмотрите на экран и скажите почему эти животные разделены на две группы?(Дикие.)
– Приведите примеры диких животных.
***
Хорошо. А к какой группе животных относится таракан?
-Посоветуйтесь со
·седом.
-Что сказал твой сосед ?
– Надо знать признаки, по которым животное можно отнести к диким или домашним.

ЛУУД
РУУД - Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


КУУД Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

ПУУД - пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Диалог с учителем
в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Участие в учебном диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения

Оценивать правильность выполнения заданий.


III этап. Введение в новую тему.
Цель: подвести уч-ся к постановке темы и целей урока



6 слайд
Давайте все вместе составим сравнительную таблицу.
Вопрос 1-й.
– Где живут эти животные?
(Дикие – в природе, домашние – с человеком.)
Вопрос 2-й.
– Как животные добывают пищу?
Вопрос 3-й.
– Какие жилища бывают у диких животных?
(У медведя – берлога, у волка – логово, у лисы – нора, у муравьев – муравейник, у бобров – хатки, у белки – дупло, у сороки – гнездо и т.д.)
– А кто строит эти жилища?
(Сами животные строят их или находят.)
– А кто строит жилища для домашних животных?
(Человек.)
Вопрос 4-й.
– Кто заботится о животных и о их потомстве?
Дикие животные
Домашние животные

Живут в дикой природе.
Живут с человеком.

Пищу добывают самостоятельно.
Кормит человек.

Сами находят или строят себе жилище.
Человек заботится о жилище для животных.

Самостоятельно заботятся о себе и о потомств
О животных и их потомстве заботится человек.



КУУД
ЛУУД
ПУУД
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
работа в малых группах, осуществление сотрудничества, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


IVэтап. Первичное закрепление новых знаний
Цель:
актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнения, обобщение
Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.
Слайд
№6
Работа с предметными картинками.
Составление опорного конспекта
1. Где они живут?
2. Кто их кормит?
3. Кто им строит жилище?
4. Кто о них заботится?

Продолжение работы в группе. Обсуждение доказательства принадлежности данного животного к одной из групп.
Выступление каждой группы. Коллективное обсуждение.
Ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос с доказательством.
Кому необходимо – пользуются опорным конспектом или сравнительной таблицей.
– Как же мы будем делать вывод о принадлежности животного к диким или домашним, пользуясь этим конспектом?
***
Таракан???

ПУУД
РУУД
ЛУУД
КУУД

Работа с предметными картинками
Дать характеристику
животному по эталону
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
выбор наиболее эффективных способов решения,
Высказывают свое мнение.


Физ-ка
Цель: Развивать любознательность , воспитывать дружелюбие.
Ноутбук, музыка
Играет музыка, танцуют, останавливается музыка, называю разных животных.
Если это домашнее животное, вы образуйте пару и приседаете, если дикое, образуйте группу из трех человек и стоите.
Лев, кошка, лошадь, крокодил, кабан, теленок, жираф, овца, индюк, лягушка, таракан, крот.

ЛУУД
КУУД
ПУУД
продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

Vэтап Обобщение и систематизация знаний.
Цель:
Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.



Экран, ноутбук, презентация. Слайды №7-21
Работа по дальнейшему углублению знаний.
- Много тысяч лет назад люди не имели домашних животных. Убивая на охоте диких животных, они иногда приносили их детенышей домой. Детеныши вырастали и привыкали к человеку. Люди стали разводить прирученных животных, от которых они гарантированно могли получить продукты питания, материалы на одежду и обувь.
– Но как вы думаете, должен ли что-нибудь делать человек, чтобы получить от домашних животных то, что ему необходимо?
Продолжение работы в группах.
Каждой группе я назову домашнее животное. Вам нужно будет посовещаться друг с другом и вспомнить, какую пользу приносит это животное человеку, что оно ему дает. Отвечает самый высокий ученик в группе
Рассказы детей.
Демонстрация слайдов.
Корова.
Молоко, молочные продукты (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, сгущенка), мясо, жир.
Лошадь.
Продукты питания (мясо, молоко), средство передвижения и перевозки грузов.
Коза.
Мясо, молоко, молочные продукты (сыр, брынза, творог, сметана), шерсть, пух.
Собака.
Охрана жилищ и человека.
Спасение людей (в горах).
Средство передвижения (на севере собачьи упряжки).
Друг человека.
Кошка.
Защищает жилище человека от грызунов.
Куры.
Яйца, пух, мясо.
– Как вы считаете, а о диких животных человек может заботиться?
-Беседа с учениками.


ПУУД
ЛУУД
- обобщение (осознание, структурирование и формулирование того нового, что освоено на уроке);
работа в малых группах, осуществление сотрудничества, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Высказывают свое мнение.



VI этап. Контроль. Самопроверка знаний.
Цель : Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре)

Проектор экран, ноутбук, презентация к уроку.
Слайд №22.

1.Игра “Четвёртый лишний”.
Учитель. Ребята, посмотрите на экран и найдите в каждой строке лишнее слово. И объясните, почему именно это слово, вы считаете лишним.
лиса, волк, медведь, коза
теленок, лось, лошадь, собака
котёнок, жеребёнок, щенок, корова
Дети. Коза, лось, корова.
Работа с учебником на стр 80. Найдите на нем дикие и домашних животных.
Проверь соседа по парте на « Страничках умного Совенка»( сверяют ответы с ответвами на стр 93.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№2 на стр 64.
( Кто лишний? Среди домашних надо выделить дикую, среди диких- домашнюю)
- работу проверяется поменяв тетрадями по лицу.


РУУД
КУУД
ЛУУД
Оценивать правильность выполнения заданий.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель - научить осознавать свои достижения

Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.
Слайд №23.
VII этап. Рефлексия учебной деятельности.
(Организует рефлексию.)
Чему вы должны были научиться на уроке? Научились?


Расскажите по схеме:
На уроке я узнал (а)
Мне было интересно узнать
Мне хотелось бы еще узнать

- Оцени смайликом соседа по плечу, за работу на сегодняшнем уроке.



-Дома творческое задание вместе с родителями
« Придумать сказочную историю о диком или домашнем животном.»
ЛУУД
КУУД
РУУД
- обобщение (осознание, структурирование и формулирование того нового, что освоено на уроке);
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Высказывают свое мнение.
Самооценка.















Заключение

В данной технологической карте урока описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. Эта технологическая карта может быть использована на уроках окружающий мир в начальных классах, также в классном часу. Презентация и технологическая карта может быть дополнена материалом для следующих классов.


Список использованных документов и источников информации
1.Интернет ресурсы nsportal.ru
2.Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам. С.П.Казачкова, Изд-во «Планета» Москва
3.Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.
4.Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК А.А.Плешакова и др (« Перспектива»)
5. Учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков М.Ю. Новицкая стр80-81.
6. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 1 класса А.А.Плешаков М.Ю. Новицкая
7.Диск по окружающему миру.








13PAGE \* MERGEFORMAT141515




Рисунок 1