Разработка урока по познанию мира на тему Дикие и домашние животные (1 класс)

Тема урока: Дикие и домашние животные     
Цель урока:  дать представление о диких и домашних животных, показать их различие и разнообразие; сформировать понятия: «дикие» и «домашние» животные; познакомить учащихся с отличительными признаками диких и домашних животных, их внешним видом, с разнообразием мира зверей; отрабатывать умение определять диких и домашних животных.
Ход урока

1.Организационный момент
- Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте, это зависит от вас.
    Чтоб сегодня наш урок
    Всем пошел ребятам впрок.
    Постарайтесь все понять,
    Слушать, думать и вникать. (Слайд 1)

2.Повторение пройденного.
Мы закончили большой раздел «Растения»
-Что вы о них знаете?
- Какие группы растений вы знаете?
- Органы растений?
- Как размножаются растения?
3.Изучение нового материала
а) Отгадывание загадок (Слайд 2)
Кто по елкам ловко скачет
 И взлетает на дубы?
 Кто в дупле орешки прячет,
 Сушит на зиму грибы? (Белка)
Голодная – мычит, сытая – жуёт,
Всем ребятам, молоко даёт. (Корова)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)
Всех зверей она хитрей,
 Шубка рыжая на ней.
 Пышный хвост - ее краса.
 Этот зверь лесной - (Лиса)
Травы копытами касаясь,
 Ходит по лесу красавец,
 Ходит смело и легко,
 Рога раскинув широко. (Лось)
Быстрее ветра я скачу, ''Цок-цок,'' – копытами стучу, Я громко ''иго-го'' кричу, Садись на спину – прокачу! (Лошадка)
У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я... (Собака)
У нее глаза большие,
 Хищный клюв – всегда крючком.
 По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный... (Тигр)
Летает и крякает целые сутки.
Скажите мне, дети, кто это? (Утка)

- Перечислите еще раз отгадки.
- Как, одним словом можно их назвать?
Это все животные.
б) Работа с учебником с.68-69 (Слайд 3) (текст с учебника)

в) Проводится игра «Клубочек». Дети, передавая друг другу волшебный клубочек, называют по очереди животное.
- Как вы думаете, на какие группы можно разделить этих животных?  (Дикие и домашние животные)

г) - Сегодня на уроке мы будем говорить о диких и домашних животных, (Слайд 4) узнаем, почему они так называются и чем дикие животные отличаются от домашних. С 68-69
- Почему же их так называют? Чтобы ответить на этот вопрос, закончите предложения:
Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются (дикими животными) (Слайд 5)
Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве,  называются (домашними животными) (Слайд 6)
Дети делят картинки на доске на две группы (два ученика у доски).

4. Закрепление изученного.
а) Рассказ о появлении домашних животных. (Слайд 7)
- С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, ловили рыбу, охотились. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали охотиться, охраняли, перевозили тяжести и спасали запасы от грызунов. И, конечно, снабжали человека молоком, мясом, шерстью, кожей и многим другим. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило несколько сотен лет.
- Почему этих животных называют «домашними»?
Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают за ними, строят им жилища, заботятся о потомстве, оказывают медицинскую помощь.
На доске крепится карточка «Домашние животные».
- А для чего человек разводит домашних животных? Чем платят животные людям за их любовь, ласку, внимание? На доске появляется таблица:
(Слайд8)
продукты питания;
шерсть;
транспортное средство;
охрана жилища;
декоративное значение.

-Ребята, а как вы думаете, все ли животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние? А будет ли домашним воробей: он часто встречается вблизи жилья человека? (Он домашним животным не является.)
 - Не все животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние, а только те, которых специально разводят люди.
-Также домашние животные  это не только звери, но и птицы (Слайд 9) и даже насекомые (пчелы). Пчел тоже разводят люди, которые построили для них домики  ульи. (Слайд 10)

б) Рассказ о диких животных. (Слайд 11)
- В природе множество животных, которые сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. Это дикие животные.
- Кто заботится о диких животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
Вывод: дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.
На доске крепится карточка «Дикие животные».
- Как вы думаете, ребята, кому из животных живется труднее: диким или домашним?
5.Физкульминутка. (Слайд 12)
Проводится под музыку заставки к телепередаче «В мире животных». Выполнение движений под команды. Дети должны выполнить движения в соответствии с командой.
-Зайчики!      Дети прыгают, имитируя зайца.
-Лошадки!    Дети ударяют ноги об пол, как будто лошадь бьет копытом.
-Раки!            Дети пятятся, как раки.
-Птицы!        Дети бегут, раскинув руки (имитация полета птиц). Можно на месте махать широко расставленными руками.
-Цапля!         Стоят на одной ноге.
-Лягушка!     Приседают и скачут вприсядку.
-Собачки!     Дети сгибают руки (имитация движения, «когда собака служит») и лают.
-Курочки!      Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!»
-Коровки!      Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят звуки «му-му!»

в) Игра «Кто, где живет» (Слайд 13-14)
- Ребята, а вы знаете, где живут животные? Я буду называть животное, а вы его жилище:
Кошка – в доме
Собака – в конуре
Корова – в коровнике
Лошадь – в конюшне
Белка - в дупле
Медведь – в берлоге
Птицы – в гнездах
Мышка – в норке
Лиса – в норе
Муравьи – в муравейнике
Курица – в курятнике
Волк – в логове
Ёж – в норе
Пчела – в улье


6. Работа по «Дневнику наблюдения» с. 34
Задание: закрась зеленым кружочком – диких животных, красным – домашних животных
- Могут ли домашние животные стать дикими?
Бывает так, что люди бросают животных.
- Правильно ли они поступают?
Показ фильма «Сохраним природу»
Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе есть выставка книг о животных.
7. Подведение итогов урока.
- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных? Чем отличаются домашние животные от диких животных?
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

8. Домашнее задание. (Слайд 15)
Нарисовать любое домашнее и дикое животное и дать ему характеристику.
С уч. 68-69 вопросы
Дн. наблюдения с. 35 выполнить «Кроссворд»



)ђ Заголовок 2)ђ Заголовок 415